Арт-терапия как составная часть психокоррекционной реабилитации детей с познавательными и интеллектуальными нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 852 раза

Библиографическое описание:

Кислова, А. И. Арт-терапия как составная часть психокоррекционной реабилитации детей с познавательными и интеллектуальными нарушениями / А. И. Кислова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2236/ (дата обращения: 25.11.2024).

В статье представлен трехлетний опыт работы в реабилитационном отделении Набережночелнинского психоневрологического диспансера РКПБ им. Акад. В.М.Бехтерева с пациентами детского отделения. Приводится описание различных техних, используемых в групповой и индивидуальной работе, а также творческие работы детей. Полученные результаты убеждают в эффективности арт-терапии и подталкивают к поиску новых подходов, синтезу различных видов и техник, что в свою очередь способствует ориентации на решение сложных задач реабилитации маленьких пациентов.

Арт-терапия является междисциплинарным методом коррекции, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основа – художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий  клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» впервые использовалось с 1940 гг. в англоязычных странах для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством, с целью их лечения и реабилитации [3, с. 9].

В статье описывается применение арт-терапии  в психокоррекционной  практике, осуществляемой отделением реабилитации психоневрологического диспансера города Набережные Челны. В основе деятельности отделения лежит трудотерапия, терапия занятостью, психотерапия, элементы психообразовательных программ  и терапия искусством.

Арт-терапия является такой терапевтической практикой, которая использует возможности изобразительного искусства в сочетании с лечебными факторами, связанными с отношениями пациента со специалистом и группой. Существуют разные модели и организационные формы арт-терапии, в том числе разные варианты групповой и индивидуальной арт-терапии – динамический, тематический и студийный варианты, каждый из которых имеет свои достоинства и показания к применению [1,с. 31]. Выбор форм и моделей арт-терапии, применяемых для психокоррекционной работы, обусловлен составом пациентов, общими сроками стационарного лечения, имеющимися материалами и средствами. Прежде всего, в данной работе учитывались сроки стационарного лечения, зачастую короткие (30-40 дней), и контингент детей, смешанный в половом и возрастном отношении. В связи с этим состав группы все время варьировался и видоизменялся. Дети получали медикаментозное лечение, индивидуальную психотерапию, физиолечение, ЛФК. С сентября 2006 года на базе психоневрологического диспансера в отделении реабилитации с пациентами детского отделения ведется индивидуальная и групповая арт-терапия. С учетом всего вышеизложенного количество встреч варьируется от 10-12,  из расчета на 30-40 дней госпитализации. Частота занятий – два раза  в неделю по одному часу. В своей работе с детьми в отделении реабилитации психоневрологического диспансера сочетаются элементы групповой и индивидуальной работы. Выбор форм и методов варьируется, в зависимости от состояния детей и комплектации их в группы. Такой подход объясняется непостоянством состава групп, наличием в них детей с различными психическими расстройствами и соответственно с разными познавательными возможностями. Индивидуальные занятия позволяют учитывать особенности каждого ребенка и создавать более доверительные отношения с арт-терапевтом. В тоже время,  групповой метод арт-терапии в некоторых случаях оказывается более результативным, так как несет под собой определенную групповую динамику и эмоциональное воздействие всех членов группы друг на друга.

 

Условия   проведения арт-терапевтических занятий

Занятия проводятся в специальном большом просторном помещении, рассчитанном на индивидуальные и групповые встречи. По периметру всей комнаты на полу лежит ковер, так как много заданий дети выполняют лежа и сидя на полу (см. рис. 1).

Рис.1

Кабинет для арт - терапии

Там же находятся два аквариума, клетка с двумя волнистыми попугайчиками, аквариумы и клетки с хомячками, большое количество цветов, игрушки всех видов, как для тематических заданий, так и для игротерапии и куклотерапии (см. рис. 2,3,4,7,8).

Рис.2        Аквариум

Рис.3      Попугайчики

Рис.4     Хомячки

Кроме этого, стационарно установлена ширма для показа театра кукол с участием детей и фортепиано для музыкального сопровождения всех занятий арт-терапией (см. рис. 5,6).

 

 

Рис. 5      Фортепиано

 

 

Рис. 6 Ширма для кукольного театра

Рис. 7  Лего для игротерапии

Рис.8     Цветы

 

В ходе арт-терапевтических занятий используются разные материалы и техники: рисование, изготовление коллажей (с использованием журналов, цветной бумаги),  роспись по дереву, лепка из пластилина и теста (см. рис. 9, 10, 11).

Рис. 9  Стимульное рисование

Рис. 10     Лепка

Рис.11 Роспись по дереву

 

Также активно используется в качестве художественного материала гели с блестками, природные материалы (сухие листья, шишки, ветки, цветы, крупы, ракушки и т.д.).

Рис.12 Музыкальные инструменты

Рис. 13 Сказкотерапия

Рис. 14 Музыкатерапия

Сессии согласованы с режимом детского отделения, сочетаются с физкультурными занятиями, которые проходятся в спортивном зале, с лечебными процедурами. Они проходят в одно и то же время – после  завтрака и до прогулки. В своей работе арт-терапевт руководствуется разработками и рекомендациями А.И. Копытина по проведению арт-терапевтических занятий с пациентами психиатрических клиник и диспансеров (Копытин А.И., 2006, 2007). Работы детей, созданные на занятиях по арт-терапии, хранятся в специальном закрытом кабинете арт-терапевта и ординаторской детского отделения. С постоянной периодичностью работы выставляются в холле больницы для просмотра, как пациентов, так и их родственников. Данные выставки пробуждают живой интерес к занятиям по арт-терапии у пациентов, выступают стимулом для создания новых художественных работ, повышают самооценку у детей, помогают утвердиться им в качестве художников, кроме того, меняют представление и отношение некоторых врачей к данному виду деятельности своих клиентов. Достаточно часто дети проявляют интерес к срисовыванию или прямому копированию понравившихся рисунков из книг, также пользуются большим спросом раскраски. В подобных особенностях художественной деятельности пациентов можно усмотреть не только проявление последствий болезни, но и защитно-приспособительные реакции, понимание и поддержка которых может способствовать процессу лечения и реабилитации [1, с. 36-37].

Цель и задачи арт-терапии

Целью индивидуальной и групповой арт-терапии является комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.

Психокоррекционные задачи:

1.             устранение или ослабление имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных и тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.

Психопрофилактические задачи:

1.           формирование у детей арт-терапевтической программы положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции  и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к социуму;

2.           усвоение опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие этапы, как замысел, воплощение и результат - основы для разных видов деятельности в повседневной жизни [2, с. 31-32].

Описание процесса арт-терапии. Примеры работы детей с разными материалами, используя разнообразные техники, применяемые в ходе занятий  

Арт-терапевтические занятия проводятся в диспансере с 2006 года. С первых занятий возникла необходимость выбора разнообразных форм и методов арт-терапии, которые соответствовали бы специфике детского отделения. В связи с этим, мы стараемся использовать комплексный подход, который включает в себя технику стимульного рисования Р.А. Сильвера (см. рис. 9), технику фотоколлажа (см. рис. 16), технику «каракули» в создании спонтанных образов,  музыкотерапию (см. рис. 12, 14), сказкотерапию (см. рис. 13), ритмику. 

В качестве примера работы в технике стимульного рисования Р.А. Сильвера можно привести работу Максима. Процедура проведения занятий с использованием данной техники единообразна, она включала в себя расположение перед ребенком стимульных рисунков по группам, затем выбор пяти карточек, а далее создание собственных рисунков, используя самые разнообразные художественные материалы (краски, карандаши, гуашь, фломастеры). Все занятия представляли собой индивидуальную форму работы.

Рисунок Максима 11 лет «Сказка» (см. рис. 15). При создании своего рисунка Максим использовал дом, пальму, изображенную в нижнем правом углу, мотоцикл в нижней части рисунка, ящерицу рядом с домом и влюбленную парочку. В момент создания своего шедевра Максим чувствовал себя счастливым, по крайне мерее, он так охарактеризовал свое состояние и придумал следующую историю:

«Один раз построили дом из красного кирпича, свет был из светлячков, около дома растет пальма, ящерица вылезла из угла. Я сижу в доме на втором этаже, мои окна крайние справа. На скамейке сидит влюбленная парочка, она приехала на мотоцикле».

Рис. 15                           «Сказка»

 

Работа в технике коллажа очень нравится маленьким пациентам детского отделения психоневрологической больницы. Данную технику мы используем как в индивидуальной работе, так и в групповой (см. рис. 16).

Рис. 16                          Коллаж

Ребята с большим интересом просматривают журналы, выбирают понравившиеся образы, вырезают их и создают интересные и оригинальные работы, которые, в конечном счете, производят на них и персонал большое впечатление. 

 

Литература:

  1. Назарова, Н.Р. Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психических больных/ Н.Р.  Назарова / Исцеляющее искусство том 10 №1 2007 С 36-37.
  2. Свистовская, Е. Прменение индивидуальной и групповой арт-терапии с учениками 4-6 классов массовой школы/ Е.Свистовская / Исцеляющее искусство том 9 №1 2006 С. 31-32.
  3. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е Арт-терапия детей и подростков/ А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская.– М.: «Когито-Центр», 2007. – С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): детского отделения, психоневрологического диспансера, групповой арт-терапии, пациентами детского отделения, реабилитации психоневрологического диспансера, стимульного рисования Р.А, групповой метод арт-терапии, индивидуальной арт-терапии, организационные формы арт-терапии, индивидуальной работе, Описание процесса арт-терапии, задачи арт-терапии, эффективности арт-терапии, работы детей, моделей арт-терапии, отделении реабилитации, психокоррекционной реабилитации детей, методов арт-терапии, Е.Е Арт-терапия детей, отделении реабилитации психоневрологического.


Похожие статьи

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Использование элементов нейрофитнеса на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса. В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с р...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Пр...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Похожие статьи

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Использование элементов нейрофитнеса на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса. В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с р...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

В статье раскрываются методы коррекционно-развивающей работы по снижению тревожности как эмоционального нарушения. Представлена структура и содержание коррекционно-развивающей программы, адаптированной в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Пр...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Задать вопрос