Здоровье — это главное, все остальное без него — ничто.
Сократ
Моя статья посвящена физическому здоровью — это условие для духовного и нравственного становления человека любого возраста. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: созревают и совершенствуются жизненные системы и функции организма, развиваются его способности, вырабатываются волевые черты характера, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются физические качества, складывается осанка, привычки, которые способствуют здоровому образу жизни.
Актуальность выбранной мной темы определена направленностью к ухудшению здоровья и физического развития детей. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что родители, работники медицинских и педагогических учреждений указывают на отставание, задержку, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей отклонения неполноценность их здоровья. И, естественно, в первую очередь это относится к нервной системе и опорно-двигательному аппарату.
Хотелось бы обозначить, что единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей предопределила создание двигательных программ развития ребенка. Таким образом, для меня стало первоочередной и своевременной задачей ввести инновационные нетрадиционные меры, которые помогут повысить интерес к физкультуре и улучшению здоровья дошкольников.
Дать хорошее здоровье каждому ребенку и правильно физически воспитать, возможно, при четко организованном медико-педагогическим контролем за физическим развитием и состоянием здоровья. Ведущей целью этого учебного года продолжить работу по оздоровлению детей через внедрение в воспитательно — образовательный процесс здоровье — сберегающих технологий и альтернативных занятий.
Цель моей работы — сохранение и укрепление здоровье детей через внедрение нетрадиционных форм на занятиях по физической культуре.
Основные задачи:
— укрепление здоровья детей;
— воспитание потребности в здоровом образе жизни;
— обеспечение нормального уровня физической подготовленности и развить физические качества в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
— педагогическое просвещение родителей.
Физкультурно-оздоровительная работа
Для того чтобы построить физкультурно-оздоровительную работу с детьми, необходимо использовать в работе традиционные и нетрадиционные формы.
Двигательная активность — один из основных факторов оздоровления дошкольников. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.
Мною было проведена диагностика всех возрастных групп по физической подготовленности, при анализе которой определяю первоочередные задачи и перспективы на предстоящий год.
Диагностика физической подготовленности дошкольников была проведена по системе С. Прищепа:
Уровень физической подготовленности на начало учебного года
Наша цель, исходя из данных таблиц — повысить уровень физической подготовленности через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий.
Нетрадиционные формы
Рассуждая о проблеме выбора нетрадиционной формы, инструктору по физической культуре необходимо принимать во внимание следующие факторы: задачи. содержание, уровень владения ими определенными видами движений, место и условия проведения занятий, физическую подготовленность детей, индивидуальные особенности и интерес детей.
Оздоровительный эффект тесно связан с позитивным настроем дошкольников, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, которые благотворно влияют на психику ребенка.
Дыхательная гимнастика
В ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика, что имеет хорошее оздоровительное значение. Изменения, которые происходят при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной деятельности. Когда мы воздействуем физически, то способствуем восстановлению работы органов дыхания, причиной которых бывают явления кислородной недостаточности. Следовательно, большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что, свою очередь способствует развитию дыхательной мускулатуры, увлечению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Систематически занятия дыхательной гимнастикой повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, таким образом, повышают дыхательный легочный объем.
Психомышечная тренировка
Практически каждая новая программа по физическому воспитанию дошкольников предполагают работу психопрофилактические мероприятия, также и обучение психорегуляции.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация (расслабление мышц). Дети учатся произвольно расслаблять мышцы с помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения). У детей дошкольного возраста часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, включая стихи или спокойную музыку:
Самомассаж
Самомассаж — это важное средство физической культуры, он ускоряет циркуляцию крови, способствует расширению капилляров кожи, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.
Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ»
По мнению Фирилевой Ж. Е., «данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Она основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий» [6,5].
Совместные физкультурные занятия с родителями и детьми
Помощь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности — это основная цель таких занятий. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Следовательно, в работе с родителями решаются следующие задачи:
— повысить их ответственность за воспитание ребенка;
— пробудить у них интерес и желание заниматься с ним;
— вызывать желание сотрудничать с детским садом.
Корригирующая гимнастика
У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, используемых в основном для предотвращения нарушений осанки и искривления позвоночника. Корригирующие упражнения для мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Заключение
Применяя нетрадиционные технологии, я обратила внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось настроение и внимание. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, внедрение в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы дает свои положительные результаты. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Опираясь на вышесказанное, можно обратить внимание на то, что становление ребенка во многом зависит от окружающей среды, в которой он растет, а также от того, как реализуются его потребности. Развитие ребенка зависит от физического и нравственного воспитания. Именно поэтому, положительные и отрицательные качества человека несут свое начало именно в детском периоде.
Подводя итог, хочется сказать, мы можем наблюдать положительную динамику физической подготовленности дошкольников в связи с применением и организацией нетрадиционные формы организации физкультурных занятий.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, бегает, действует, пусть он находится в постоянном движении… (Ж. Руссо)
Литература:
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход//Школа здоровья. 2000. Т.7.№ 2. С.21
- Глазырина Л. Д., Овсянкина В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999–28.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста(3–7 лет). — М.: ВЛАДОС,2002.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2002.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5–7 лет. — М.,2006.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 2000 год.
- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.