На обложке
изображен Томас Карлейль (1795–1881),
британский писатель, публицист, историк и философ.
Томас Карлейль родился
в Эклфехене (Шотландия) и воспитывался в семье со строгими
пуританскими правилами, восприняв от отца, необразованного каменщика и фермера,
неколебимую убежденность в могуществе истинной религиозности и важности
труда, восхищение силой разума, веру в законную власть и взгляд на
поэзию и художественную прозу как на праздные забавы. Начальное
образование он получил в Эклфехене и в частной школе шотландского
города Эннана. Поступая в Эдинбургский университет, Карлейль сначала
готовился к духовной карьере, но вместо этого получил ученую степень по
математике и какое-то время учительствовал в Эннане и в
Кирколди. По возвращении в Эдинбург он вовсе оставил мысли о священнослужительстве,
юриспруденции, математике и учительстве, решив зарабатывать на жизнь
литературным трудом.
В 1824 году Карлейль
опубликовал жизнеописание Шиллера и переводы «Геометрии» А. Лежандра,
а также романа «Ученические годы Вильгельма Мейстера» И. В. Гете,
авторизовавшего его перевод. Спустя два года он женился на Джейн Уэлш и поселился
в Эдинбурге, зарабатывая публикациями в «Эдинбург ривью» и других
журналах. Однако слабое здоровье и денежные затруднения вынудили его
переехать на ферму жены, где он от случая к случаю готовил журнальные
статьи, но в основном работал над романом Sartor Resartus. С 1834 года
Карлейль постоянно жил в Лондоне, выпуская книги, очерки, беседы и письма.
Работа прерывалась только ради поездки в Шотландию на праздники, двух путешествий
в Германию, вступления в почетное ректорство Эдинбургского университета
и из-за смерти жены.
Первая работа
Карлейля, принесшая ему широкую известность, Sartor Resartus (лат. — перекроенный
портной), публиковалась во «Фрейзерс мэгэзин», отдельной книгой вышла в Америке
и Лондоне. В этом философско-публицистическом романе выразилась суть
карлейлевской философии: современный мир «вывихнут», ибо для решения своих
проблем он избрал методы научного рационализма, вместо того чтобы возродить
к жизни истину духа. В 1837 году появилось лучшее историческое сочинение
Карлейля «История Французской революции», эпически пространная картина гибели
разлагающейся французской аристократии, утратившей ведущее положение в обществе
и не сумевшей для своего спасения провести необходимые реформы.
В своей книге «Чартизм»
Карлейль призывал аристократию извлечь урок из французской революции, обеспечив
мудрое руководство массами, залог процветания и спокойствия. Подробнее эту
тему он разобрал в книге «Герои, культ героев и героическое в истории».
Главная его мысль сводилась к тому, что руководить надлежит героям,
которые становятся вождями в силу особого духовного склада, и что
массы, если они не соблазнены ложными героями, хотят одного: чтобы их
направляли люди высшего порядка, избранные. «Культ героев» и патриархальная
утопия «Теперь и прежде» стали для него наваждением. В поздних книгах
он особо настаивал на исполнимости своей концепции вождей. Так, яркий портрет
сильного лидера дан в «Письмах и речах Оливера Кромвеля»; ряд рекомендаций
по искоренению конкретных социальных зол представили «Современные памфлеты»;
биография «Жизнь Джона Стерлинга» восславила человека, олицетворявшего
безупречную правдивость. Наконец, в книге «История Фридриха Второго
Прусского» предстал идеализированный образ короля-героя.
Кроме почетного
места ректора Эдинбургского университета, Карлейль никогда не занимал никакой
должности, всю жизнь оставаясь только писателем. К концу жизни, став
знаменитым, Карлейль отказался от почестей, в том числе от дворянского
титула и пенсиона. Он принял прусский орден «За заслуги», учрежденный Фридрихом
Великим, и почетную степень Гарвардского университета. Умер Карлейль
в Лондоне.