Налогово-правовое обеспечение малого бизнеса: поддержка бизнеса в период распространения коронавируса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 24.12.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Яцких, А. Е. Налогово-правовое обеспечение малого бизнеса: поддержка бизнеса в период распространения коронавируса / А. Е. Яцких, Р. Д. Степанович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87137/ (дата обращения: 20.01.2022).



В данной статье рассматривается налогово-правовое обеспечение малого бизнеса, как государство поддерживает его развитие, какие льготы и режимы существует. Также будет рассмотрен упадок малого бизнеса в период пандемии и какие меры приняты для его восстановления.

Ключевые слова: малый бизнес, налог, доход, налоговые льготы, налоговые каникулы, субсидии.

Для начала следует определить, что относится к субъектам малого бизнеса, так, в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. То есть, это любая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. В связи с этим, поддержка предпринимателей является немало важной задачей Правительства РФ, так как прибыль от данных организаций способствует росту экономики государства. Поэтому государство создаёт определённые льготы налогообложения и поддерживает малый бизнес [1].

Так, малый и средний бизнес являются основой для прибыли в бюджет государства. Если обращаться к статистике, то за 2018 год малый бизнес заплатил 512,7 млрд р. Налогов. Из них 422 млрд рублей заплатили организации, которые работают на упрощённой системе. Данные денежные доходы распределились так: 26,6 % — компании из оптовой и розничной торговли, 15,3 % — те, кто занимаются операциями с недвижимостью, 8,7 % — те, кто ведут профессиональную, научную и техническую деятельность, 6,6 % -компании из сферы строительства,42,8 % — все остальные [2]. Это означает, что малый бизнес очень мобилен, он продолжает развиваться и заполнять ниши экономики. Естественно, малым предприятиям тяжело конкурировать с более крупными организациями, и они во многом зависят от внешних факторов, но государство всячески поддерживает начинающих предпринимателей. И как показывает практика, экономика страны хорошо развивается тогда, когда есть баланс между крупными и малыми предприятиями, в следствии чего идёт укрепление малого бизнеса. Государство вырабатывает механизм защиты, который способствует росту и стабильности малого бизнеса. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 и пунктом 3 статьи 346.50 Налогового кодекса РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % (так называемые налоговые каникулы) для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов субъектов РФ, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, в сфере бытовых услуг населению. Также нельзя не сказать о убытках, которые понёс малый бизнес в период пандемии [3].

Пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП от общего числа 6,05 млн, то есть до 67 % малых, средних и крупных предприятий и ИП. Особенно это затронуло авиаперевозки, гостиницы, туризм, дополнительное образование, общепит. Ещё позднее список дополнили стоматологической практикой и кинотеатрами. В следствии чего началось сокращение кадров, понижение заработной платы и ухудшилось качество работы. В связи с этим многие организации не смогли уплатить налоги в указанные сроки [4]. Поэтому организации из наиболее пострадавших отраслей могли получить льготные кредиты по ставке 3 %, остальное субсидировало государство. Так, в течение первого полугодия заёмщик не выплачивает основной долг и проценты по кредиту. Во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно [5]. Из этого следует, что государство активно поддерживает малый бизнес и даёт возможность на восстановление, даже в период упадка, создавая различные программы поддержки. Также сюда можно отнести введение специальных налоговых режимов, которые были необходимы для укрепления экономики страны. Например, организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей об этом гласит статья 346.12 НК РФ.

Финансовая поддержка малого бизнеса заключается ещё и в помощи из государственного бюджета. Поддержка заключается в том, что на этапе открытия бизнеса, начинающие предприниматели могут получить субсидию, то есть денежные выплаты, размер которых составляет 12 992 рубля, если нет наёмных работников. В дальнейшем служба занятости выплачивает такую же сумму за каждого трудоустроенного работника. Также регионы могут самостоятельно увеличивать размер пособия или вводить повышающие коэффициенты. Но несмотря на видимые преимущества, налоговая нагрузка оказывается тяжёлой для малого бизнеса, а ограничения деятельности, которые включаются в условия применения специального налогового режима, дискриминируют и ограничивают предпринимателей. Поэтому необходимо усовершенствовать законодательство, уделять внимание недочётам, и тогда малый бизнес будет ещё больше приносить доход в казну государства. Ведь как показывают данные, малые предприятия активно способствует росту и развитию экономики РФ [6].

По итогам изучения данной темы, можно сказать, что государство, создавая специальные режимы и льготы тем самым поддерживает малый бизнес, который в свою очередь приносит доход в бюджет государства. Несмотря на то, что есть нюансы, бизнес продолжает и дальше развиваться при поддержке государственных программ.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. ст. 4006.
  2. Дело Модульбанка [Электронный ресурс] // https://delo.modulbank.ru/all/juliki (дата обращения: 14.12.2021).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  4. Почти 70 % российских компаний пострадали из-за пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a7947324d1448cf (дата обращения: 14.12.2021).
  5. Правительство России ФОТ 3.0 [Электронный ресурс] // http://government.ru/support_measures/measure/150/ (дата обращения: 14.12.2021).
  6. Былинкин В. В. Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 104–107.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, бюджет государства, государство, доход, малый, период пандемии, предприниматель, упрощенная система налогообложения.


Задать вопрос