Субъекты малого и среднего бизнеса во всех развитых странах занимают ключевую роль в развитии экономики. Именно поэтому развитие малого предпринимательства — важнейшая задача экономической политики государства. Механизмов стимулирования или торможения определенных видов предпринимательской деятельности у государства достаточно много, одним из них является налогообложение. Реализуя стимулирующую функцию налогов, можно как активизировать экономическую активность отдельных субъектов хозяйствования, так и притормозить ее.
Ключевые слова:малое предпринимательство, налоговая нагрузка, налоги, специальные налоговые режимы, НДФЛ, страховые взносы, акцизы, налогообложение недвижимости, налог на имущество, налоговые каникулы, НДС, водный налог, налоговые ставки, налоговая отчетность
Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом любого экономического общества. Малые предприятия играют достаточно важную роль во всех экономических процессах государства.
Множество проблем и вопросов, связанных с ведением малого бизнеса обуславливается изменениями в обществе. Организационные проблемы, проблемы оформления, регистрации широко обсуждаются в мировом пространстве. Особенно острой дискуссионной проблемой является проблема налоговой нагрузки. В широком смысле слова, для предпринимателя налоговая нагрузка — это сколько он уплатит в бюджет в виде обязательных платежей. Поэтому, актуальным вопросом для предпринимателей, является вопрос возможности уплаты налогов со своего бизнеса.
Подтверждением актуальности данного вопроса является выступление Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева на пленарном заседании XIII Международного инвестиционного форума в Сочи, который подтвердил, что увеличение налоговой нагрузки для предпринимателей, окажет негативное влияние на экономику РФ в целом [6].
В связи с поставленной проблемой, необходимо рассмотреть основные изменения по налогам, которые касаются предпринимателей в 2015 году, и выяснить — увеличилась ли в результате изменений налоговая нагрузка на малый бизнес.
Предварительно следует отметить, что субъекты малого бизнеса могут применять как общую систему налогообложения с уплатой всех установленных Налоговым кодексом РФ (далее по тексту — НК РФ) налогов, объекты обложения по которым у субъектов имеются, так и специальные налоговые режимы, перечень которых установлен НК РФ [1, ст. 18].
В плане возможности применения специальных налоговых режимов изменений в 2015 году не произошло — условия и критерии остались прежними.
Рассмотрим основные изменения в порядке администрирования налогов. Итак, одно из главных изменений коснулось статьи 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)». Суть данного изменения заключается в том, что на налогоплательщиков возложили новые обязанности, а именно — плательщики налогов должны обеспечить электронное сообщение с налоговой службой региона при помощи телекоммуникационных каналов связи (далее по тексту — ТКС). Эти каналы необходимы налоговым органам, чтобы отправлять налогоплательщикам различные требования или уведомления. Налогоплательщики обязаны также передать назад в налоговую службу квитанцию о приеме данных документов через ТКС. Это действие должно быть осуществлено в течение шести рабочих дней, начиная со дня отправки документа государственными органами. Начиная с даты отправки налогоплательщиками квитанции о получении требования или уведомления, будет отсчитываться тот срок, который указан в этих документах на их исполнение (например, предоставление документации или пояснений).
Необходимо отметить, что отправка квитанций будет касаться только тех налогоплательщиков, которые в силу законодательства обязаны предоставлять в электронной форме налоговую декларацию. Согласно НК РФ, к таким налогоплательщикам относятся те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками налогов [1, ст. 80]. На сегодняшний момент налогом, по которому необходимо сдавать декларацию в электронном виде, является только налог на добавленную стоимость, но не следует забывать о том, что налоговое законодательство постоянно меняется и, возможно, в скором времени и по другим налогам будет введена такая обязанность.
За непредставление квитанции по ТКС налоговые органы могут приостановить операции по расчетным счетам налогоплательщика в банке. В данном случае налогоплательщикам необходимо обезопасить себя от просрочки передачи квитанции. Можно поступить следующим образом: операторы, через которого у налогоплательщика настраивается ТКС, могут предоставить специальную услугу, заключающуюся в том, что обо всех письмах из налоговых органов, поступивших в личный кабинет пользователя, будет приходить SMS-информирование на телефон либо на электронный ящик организации. При подключении такой услугу, налогоплательщик всегда будете знать о том, какие уведомления или требования были отправлены налоговыми органами, и успеть своевременно отправить квитанции об их получении. Кроме того, информирование со стороны оператора позволит любому налогоплательщику выиграть время: получив документ, можно немедленно приступить к его исполнению, а квитанцию о получении отправить лишь на шестой рабочий день.
С 1 января 2015 года многим налогоплательщикам, в том числе и субъектам малого предпринимательства, разрешено не вести журнал учета счетов-фактур. Это позволит уменьшить документооборот налогоплательщиков и положительно скажется на других операциях с учетом. Журнал учета счетов-фактур обязаны продолжать вести экспедиторы, посредники и застройщики.
Также с 2015 года разрешено не вести в журнале регистрации счетов-фактур на определенную сумму вознаграждения при выполнении договора транспортной экспедиции, договора комиссии и агентского договора.
С 1 января 2015 года плательщики НДС, налоговые агенты, а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, теперь должны сдавать декларации по НДС и перечислять налог до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Изменения коснулись сроков сдачи деклараций о едином налоге на вмененный доход. Если ранее налогоплательщики подавали отчетность не позднее 20 числа месяца, то с 2015 года отчетность подается до 26 числа включительно следующего месяца. С одной стороны — срок отодвинут, но, с другой стороны, налоговые органы заставили очень строго и серьезно отнестись к этим изменениям. Так, например, налоговые органы имеют право блокировать счета налогоплательщиком и, кроме этого, имеют право во внесудебном порядке взыскивать суммы налога, не превышающие 5 миллионов рублей, с лицевых счетов организаций.
Для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (далее по тексту — ИП) есть очень позитивная новость: с 1 января 2015 года они могут воспользоваться так называемыми «налоговыми каникулами». Суть этого изменения заключается в том, что субъектам РФ дано право в течение 2015–2021 годов устанавливать налоговую ставку в размере 0 % для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в отдельных сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения (далее по тексту — УСН) или патентную систему налогообложения (далее по тексту — ПСН). Льготная ставка может применяться в течение двух налоговых периодов со дня регистрации ИП. Перечень конкретных видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться льготная ставка налога и ограничения на применение указанной льготы в виде предельного размера доходов, средней численности работников и иных показателей также устанавливаются органами власти субъектов федерации. Отметим, что в случае нарушения налогоплательщиком установленных условий, он утрачивает право на применение нулевой ставки налога и обязан исчислить и уплатить в бюджет налоги по УСН или ПСН в соответствии с установленным НК РФ порядком.
Кроме того, увеличиваются сроки уплаты налога плательщиками, применяющими ПСН (в частности, срок уплаты полной суммы налога продлен до окончания срока действия патента) [3, 5].
Еще небольшое изменение, касающееся подачи отчетности в пенсионный фонд. Если в 2014 году бухгалтеры малых предприятий имели право подавать отчетность в бумажной форме, то с 2015 года такой возможности они не имеют. Согласно Письма ФНС России от 28.07.2014 № ММВ-7–3/384 отчетность подается в электронном виде, если на предприятии работает свыше 25 человек. Кроме этого, налогоплательщики также обязаны отправить квитанцию о приеме документов в налоговый орган.
Далее рассмотрим основные изменения по налогам, которые могут оказать влияние на ведение бизнеса субъектами малого предпринимательства.
В-первую очередь, остановимся на налоге на доходы физических лиц (далее по тексту — НДФЛ), уплата которого регулируется главой 23 НК РФ [2, гл. 23]. До 1 января 2015 года ставка по дивидендам, получаемыми резидентами РФ, составляла 9 %, с 1 января 2015 года произошло увеличение до 13 %. По мнению аналитиков, последствия только этого изменения дадут в текущем году дополнительный доход в бюджет в размере порядка 10,8 млрд. руб.
Но, по нашему мнению, чтобы данное увеличение не отразилось негативно на предпринимательском доходе, нужно было бы оставить ставку в размере 9 %, что способствовало бы росту размера выплат дивидендов и повысило бы привлекательность российской юрисдикции.
Кроме этого, на собрании Правительства РФ вновь поднимался вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ (напомним, что в настоящее время действует так называемая «плоская» шкала и размер ставки равен 13 % для резидентов РФ и 30 % — для нерезидентов [2, ст. 224]). Но пока данные изменения не приняты.
Страховые взносы в текущем году также подверглись изменению, хотя и не столь явно. Так, размер фиксированного взноса для индивидуальных предпринимателей остался прежним, но поскольку он привязан к размеру минимальной месячной оплаты труда (который увеличился с 5554 до 5965 рублей), то и, соответственно, сумма выплаты будет больше, чем в предыдущем году. Но предпринимательский интерес в данном случае противоречит интересам государства: по итогам предварительного подсчета аналитиков только от данного изменения в 2015 году в государственный бюджет запланировано поступление 141 млрд. руб. дополнительного дохода.
Изменению подверглись ставки по акцизам на сигареты. Если в 2014 году предприятия, которые производили сигареты, платили налог 800 рублей за одну партию в размере 1000 штук, плюс 8,5 % от розничной стоимости, то в 2015 эти ставки изменились и 1000 штук для производителей стоят теперь 960 рублей, а процент от розничной стоимости равен 11 % [2, ст. 193]. Согласно НК РФ, данные ставки действуют в 2015 году, а с каждый последующим годом доля процентной ставки и акцизов будут увеличиваться. По предварительным подсчетам, дополнительный доход от этих изменений в 2015 году составит порядка 25 млрд. руб.
Теперь остановимся на водном налоге. Ввиду того, что, с 2005 года ставки на водный налог не менялись, по ним применяется коэффициент индексации. С 2015 года принято решение налоговые ставки применять в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2018 году — с коэффициентом 1,75, в 2019 году — с коэффициентом 2,01, в 2020 году — с коэффициентом 2,31, в 2021 году — с коэффициентом 2,66, в 2022 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65 [2, ст. 333.12]. За счет применения такой индексации только в 2015 году ожидается дополнительный доход в размере около 2,8 млрд. рублей.
Нельзя не остановиться на налоге на имущество организаций. До 2015 года организации, применяющие специальные налоговые режимы, освобождались от уплаты данного налога. С 1 января 2015 года освобождение от уплаты налога на имущество организаций при применении УСН не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. В соответствии НК РФ к этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания [2, п. 1 ст. 378.2].
Пожалуй, самое кардинальное изменение произошло по налогообложению недвижимости физических лиц. Суть изменения в том, что ранее действовавший налог на имущество физических лиц, установленный Законом Российской Федерации от 9 сентября 1992 года № 2003–1 «Налог на имущество физических лиц» заменен давно обещанным налогом на недвижимость. Изменения по налогу на недвижимость заключаются в том, что ранее действовавший налог на имущество физических лиц с объектом обложения оценочной стоимости (оценка БТИ) заменен налогом на недвижимость с объектом обложения с кадастровой стоимости имущества. Вновь введённый налог регулируется главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации [2, гл. 32]. Определять ставку по налогу на недвижимость для физических лиц разрешено региональным органам власти. Опять-таки, по мнению аналитиков, ожидаемая норма доходности составит 95 млрд. рублей, что примерно в 4 раза выше, чем, например, за 2013 год. Следует отметить, что предприниматели также уплачивают данный налог со стоимости недвижимого имущества, используемого в целях ведения предпринимательской деятельности.
Самыми «негуманным» предложением изменения в налогообложении, пожалуй, было предложение введения налога с продаж. Еще 13 августа 2013 года Министерством финансов был разработан новый законопроект и внесен для обсуждения в Правительство, в котором предлагалось вновь восстановить налог с продаж при ставке до 3 %. Естественно, бизнесмены заявили, что при введении этого налога, большое количество предпринимателей уйдут в теневую экономику, а это значит, что цены будут расти и инфляция увеличится в 1,5 раза по сравнению с прогнозируемой величиной.
Несмотря на развернутую полемику, Д. А. Медведев сообщил, что вместо налога с продаж региональные власти обладают правом ввести специальные сборы для лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, обеспечивающих услуги общественного питания и т. д. Таким образом, в Налоговый кодекс России была введена глава 33 «Торговый сбор». Данный сбор в городах федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь будет введен с 1 июля 2015 года, а в остальных регионах — при установлении его региональными органами власти.
Далее остановимся на предполагаемых изменениях в налогообложении добавленной стоимости. Так как предложение с введением налога с продаж не прошло, вместо него было предложено увеличить ставку НДС в 2 раза, что якобы увеличило бы налоговые поступления. Но если принять данное предложение, очевидно, что огромное количество предпринимателей либо прекратят свою деятельность, либо уйдут в «теневую экономику». По результатам разногласий и противоречий было решено, что ставку НДС, также, как и по НДФЛ, оставить без изменений.
В рамках статьи невозможно рассмотреть все изменения, которые произошли в налогообложении, поэтому мы затронули только отдельные из них.
В заключение статьи необходимо отметить, что любое изменение в законодательной базе в части налогообложения влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия, поэтому к решению увеличения налоговых ставок следует подходить ответственно и серьезно, учитывая их влияние на ведение бизнеса и развитии экономики страны в целом.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) [Текст] //: СПС Консультант Плюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015)) [Текст] //: СПС Консультант Плюс
3. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Текст] //: СПС Консультант Плюс
4. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 года № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» [Текст] //: СПС Консультант Плюс
5. Письмо ФНС России от 04.03.2015 № ГД-4–3/3449@) [Текст] //: СПС Консультант Плюс
6. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева на пленарном заседании XIII Международного инвестиционного форума в Сочи / Официальный сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе // http://www.russianmission.eu/ru/kontakty#sthash.cF1lMQCS.dpuf (дата обращения 15.03.2015 год)
7. Куприянова Л. М., Соколинская Н. Э. Тенденции развития и особенности кредитования малого бизнеса в России: монография. М.: Социально-политическая мысль, 2011. 188 с.
8. Толмачев И. А. Все о малом предпринимательстве / под ред. А. В. Касьянова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. 610 с.
9. Финансы: учебник / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. 656 с.