Как показывает мировой опыт, малый бизнес быстрее реагирует на изменения потребительского спроса на рынке и его насыщение товарами широкого ассортимента, позволяет учитывать местные традиции населения данного региона при организации производства, создает дополнительные рабочие места. Кроме того, малый бизнес — это стабильная налогооблагаемая база. Большая часть собираемых в мире налогов приходится именно на малые предприятия. Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 12 % ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70 % ВВП.
Малый бизнес обладает рядом преимуществ перед другими видами предпринимательства в силу следующих обстоятельств:
- малый бизнес позволяет заполнить все рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;
- для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
- развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
- мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
- мелкие фирмы могут быстрее перевооружиться, внедрять новые технологии, проводить частичную или полную автоматизацию производства;
- развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
- с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
- малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса, прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей.
Все вышеизложенное говорит о том, что малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и в политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере. [4]
В отличие от развитых стран, в современной России малый и средний бизнес (МСБ) как важнейший сектор предпринимательства, не оказывает определяющего влияния на экономические процессы. В целом, основное внимание сосредоточено на стимулировании создания нового МСБ, в то время как вопросу укрепления и развития работающих предприятий уделяется мало внимания. Анализ ситуации в России на сегодняшний день свидетельствует о том, что малое предприятие начинает играть все более весомую роль в развитии экономики. [3]
Неблагоприятность внешней деловой среды, а также исторические особенности становления и развития МСБ определили ряд особенностей, отличающих российские малые предприятия от большинства зарубежных. Наиболее значимыми из них являются:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
- общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений.
Становление МСБ во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, которые в свою очередь определяют степень развитости рынков факторов производства. [3]
В связи с этим, для улучшения ситуации в данной сфере в России предпринимаются различные меры поддержки субъектов малого бизнеса. К ним относятся:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации мелких компаний, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с иностранными компаниями;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого бизнеса. [2]
Кроме того, важнейшим направлением поддержки субъектов малого предпринимательства является установление льготного порядка их налогообложения. Согласно ст. 18 гл.2 Налогового Кодекса РФ на данный момент действуют 5 специальных налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения. [1]
Особое внимание хотелось бы уделить патентной системе налогообложения. До 1 января 2013 года патентная система являлась разновидностью упрощенной системы налогообложения, но с этого года приобрела статус самостоятельного спецрежима. Мнения о патентной системе весьма противоречивы. Попытаемся рассмотреть основные преимущества этого режима налогообложения и сравнить его с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД).
При применении патентной системы налогообложения следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, декларация в рамках применения данного спецрежима не представляется, что значительно упрощает работу индивидуальным предпринимателям. Во-вторых, для большинства налогоплательщиков, применяющих патентную систему, установлена щадящая налоговая нагрузка в отношении уплаты страховых платежей и отдельных налоговых льгот. Пониженные тарифы страховых взносов не относятся только к розничной торговле, общественному питанию и сдаче помещений в аренду. В-третьих, уменьшение стоимости патента на страховые взносы не предусмотрено. И четвертое — порядок уплаты налога зависит от срока действия патента, который составляет не менее одного месяца и не более 12 месяцев (но в пределах одного календарного года).
Важный момент нововведений в том, что с 1 января 2013 года на малый бизнес, желающий использовать патентную систему налогообложения, возлагается необходимость самостоятельно отслеживать правомочность применения патентной системы. Если ограничения по численности работников или по объему выручки нарушены, либо налог по патентной системе не уплачен в срок, налогоплательщик утрачивает право на применение данного спецрежима с даты выдачи патента и обязан заплатить налоги по общей системе за весь период, в котором право на патентную систему было потеряно. Однако есть и плюсы: пени по всем налогам общей системы за период начислять не нужно. О прекращении деятельности или об утрате права на применение спецрежима предприниматель должен сообщить в инспекцию в течение десяти календарных дней. [5]
К преимуществам патента можно отнести то, что предприниматель, использующий патент, получает право отказаться от использования контрольно-кассовой машины. Это снизит расходы на обслуживание техники, но при этом предприниматели обязаны вести кассовую книгу, заполнять приходные и расходные ордера. Учет ведется по упрощенной форме — в книге учета доходов и расходов, новая форма которой утверждена приказом Минфина России от 22.10.12 № 135н. Предпринимателям не придется сталкиваться с трудностями при ведении бухучета и предоставлении налоговых деклараций. Сроки подачи уведомления стали более демократичны.
Достоинствами патентной системы налогообложения являются также освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты:
- налога на доходы с физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН);
- налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН);
- НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН, а также при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налоговая ставка составляет при патентной системе — 6 % от потенциально возможного дохода, а при ЕНВД — 15 % от вмененного дохода. Стоит отметить, что патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он был получен.
На первый взгляд, патентная система налогообложения и система в виде уплаты ЕНВД — два достаточно близких по своей сути режимов налогообложения. Но при всей кажущейся аналогичности эти системы имеют существенные различия, как улучшающие, так и ухудшающие положение предпринимателя. Сравним параметры патентной системы и ЕНВД, которые могут повлиять на выбор предпринимателя между этими налоговыми режимами.
Таблица 1
Параметр |
Патентная система |
ЕНВД |
Налогоплательщики |
Только ИП |
ИП и юридические лица |
Привлечение наемных работников (средняя численность, включая договоры подряда) |
До 15 человек |
До 100 человек (средняя численность, включая договоры подряда) |
Ограничение по размеру годового дохода |
Не более 60 млн. руб. (доход по всем патентам + доход УСН) |
Не предусмотрено |
Возможность применения различными категориями предпринимателей |
Только микропредприятия |
Микро- и малые предприятия |
Виды деятельности (+) |
— не ограничена площадь сдаваемых в аренду помещений; — не указаны цели сдачи активов в аренду; — более подробно расшифрованы виды бытовых и производственных услуг; — добавлены медицинские, охранные, производственные услуги, перевозка пассажиров и грузов водным транспортом; — снято ограничение на размер автопарка |
— сдаваемые в аренду жилые помещения ограничены площадью 500 кв.м.; — сдавать в аренду жилые помещения можно только с целью временного размещения жильцов, а нежилые — только для осуществления торговой деятельности; — ограничение автопарка — 20 автомобилей |
Виды деятельности (-) |
— Площадь торгового места или зала обслуживания посетителей общественного питания — не более 50 кв. м.; — исключено общественное питание без зала обслуживания, услуги по мойке автомобилей и автостоянок; — исключена наружная реклама и реклама на транспортных средствах; — сдавать в аренду можно только активы, находящиеся в собственности ИП |
— Площадь торгового места или зала обслуживания посетителей общественного питания — не более 150 кв. м.; — сдавать в субаренду можно арендованные активы |
Переход на систему налогообложения |
Заявительно-разрешительный |
Заявительно-уведомительный |
Подача заявления о начале деятельности |
Заявление на приобретение патента подается за 10 дней до начала деятельности |
Заявление на переход на систему ЕНВД подается в течение 5 дней после начала деятельности |
Документ о праве на деятельность |
Разрешение налогового органа |
Заявление на переход на систему ЕНВД |
Возможность отказа со стороны налоговых органов |
Возможен при несоблюдении условий |
Не предусмотрен |
Причины отказа в выдаче разрешения |
Не соответствует вид деятельности; неверный срок патента; если утрачено право на патент; если есть недоимка по налогу |
Не предусмотрен |
Деятельность на разных территориях |
Не ограничена, требуется заявление в УФНС территории, где осуществляется деятельность; оплата патента — в местный бюджет территории, где приобретен патент |
Не ограничена, требуется регистрация в каждой территории в качестве плательщика ЕНВД; оплата налога — в местный бюджет территории, на которой осуществлена регистрация как плательщика ЕНВД |
Утрата права на применение |
— если совокупный доход от деятельности по всем патентам и доходам от УСН превысил 60 млн. руб.; — если средняя численность работников превысила 15 человек; —если пропущен срок уплаты налога |
— если средняя численность работников превысила 100 человек; — если доля юридического лица в уставном капитале превысила 25 % |
Результат утраты права на применение |
Переход на ОРН с начала действия патента (доплата НДФЛ 13 % за минусом суммы оплаченного патента, НДС 18 % и налога на имущество) |
Переход на ОРН с начала налогового периода, т. е. с начала квартала (доплата налога на прибыль, НДС 18 % и налога на имущество) |
Ограничение срока действия |
От одного месяца до года |
Не предусмотрено |
Возобновление деятельности по системе налогообложения после утраты или прекращения деятельности |
Только с начала следующего календарного года |
Деятельность по системе ЕНВД после прекращения может возобновиться с любого момента после устранения причины утраты права |
Добровольная смена системы налогообложения |
Не регламентировано |
С начала следующего года |
Оплата налога |
При сроке патента до 6 месяцев — предоплата (25 дней после начала действия патента); от 6 до 12 месяцев — предоплата в размере 1/3 суммы налога, 2/3 выплачивается за 30 дней до окончания действия патента |
В течение 25 дней по окончании налоговых периодов (квартала) |
Учет доходов |
Необходимо вести Книгу учета доходов и расходов |
Ведение книги учета доходов и расходов не предусмотрено |
Кассовая дисциплина |
Не предусмотрена |
Соблюдение порядка ведения расчетных и кассовых операций |
Налоговая декларация |
Не предусмотрена |
Ежеквартально |
Документооборот с налоговыми органами |
Подача заявления о приобретении патента на каждый новый срок |
Заявление подается один раз на весь период деятельности |
Льготы по взносам во внебюджетные фонды |
Стоимость патента не уменьшается на оплаченные взносы во внебюджетные фонды |
Сумма налога ЕНВД уменьшается на сумму оплаченных взносов за наемных работников, но не более, чем на 50 %; для ИП, не имеющих работников, сумма налога ЕНВД может быть уменьшена полностью на сумму оплаченных фиксированных взносов во внебюджетные фонды |
Из таблицы видно, что из 23-х приведенных сравнительных параметров 19 приводят к ухудшению положения налогоплательщика, и лишь 4 дают ему преимущества патентной системы перед системой налогообложения в виде ЕНВД. И хотя каждый параметр имеет разный вес и значимость для предпринимателя, статистика говорит сама за себя. [7]
Подводя итог, можно сказать, что у каждого спецрежима налогообложения есть свои преимущества и недостатки. Выбор конкретной системы налогообложения зависит от особенностей функционирования организации, ее вида экономической деятельности, численности работников, организационно-правовой формы и множества других факторов. Выбор системы налогообложения является одним из самых важных и сложных направлений развития бизнеса любого субъекта предпринимательской деятельности.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
2. Девятаева Н. В. Организация, учет и особенности налогообложения малых предприятий: учеб. пособие/Н. В. Девятаева, Л. М. Макарова. — 2-е изд., испр. и доп. — Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2008. — 232с.
3. Девятаева Н. В. Малое предпринимательство: российский и зарубежный опыт [Текст] / Н. В. Девятаева, Л. О. Парфелкина// Социально-гуманитарные и естественно-научные исследования: теория и практика взаимодействия: межвуз. сб. науч. тр. — Вып. III / редкол.: Колесник Н. Ф. (пред.) [и др.] — Саранск: Ковылк. тип., 2012–406с.
4. Девятаева Н. В. Необходимость и проблемы развития малого бизнеса [Текст] / Н. В. Девятаева, М. В. Виряскина// Социально-гуманитарные и естественно-научные исследования: теория и практика взаимодействия: межвуз. сб. науч. тр. — Вып. III / редкол.: Колесник Н. Ф. (пред.) [и др.] — Саранск: Ковылк. тип., 2012–406с.
5. Патент поможет сэкономить на обслуживании контрольной техники [Электронный ресурс] //http://www.rg.ru — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/11/patent.html
6. Патентная система налогообложения [Электронный ресурс] // http://www.buhgalteria.ru— Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/faq/n67061
7. Сравнение патентной системы и ЕНВД [Электронный ресурс] // http://www.klerk.ru/— Режим доступа: http://www.klerk.ru/analytics/columns/300452/