Представительные органы власти муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Першукова, Н. Н. Представительные органы власти муниципального образования / Н. Н. Першукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87111/ (дата обращения: 13.10.2024).



Конституцией Российской Федерации и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как форма осуществления народом своей власти через органы местного самоуправления. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет верховенство представительного органа в системе органов местного самоуправления. [3]

Представительный орган местного самоуправления отличает его выборность и представляет собой законодательную власть муниципального образования, которая выражается в волеизъявлении населения через выборных лиц местного самоуправления — депутатов.

Депутаты представительного органа должны реализовать в своей работе свою главную функцию — представлять интересы своих избирателей на законодательном уровне и в обыденной жизни каждого человека, создавая условия для достойного уровня жизни, развития и экономической стабильности своих избирателей.

При истоках становления и развития местного самоуправления в России существовала практика, когда глава исполнительно-распорядительного органа муниципального образования возглавлял и представительный орган. [1]

Рассмотрим краткую характеристику представительных органов Троицкого муниципального района, сравнив два уровня: представительный орган муниципального района и представительные органы сельских поселений. Стоит отметить, что, согласно законодательству, Советы депутатов сельских поселений не имеют прямого подчинения Собранию депутатов муниципального образования, каждый является обособленным юридическим лицом.

Устав Троицкого муниципального района определяет систему местного самоуправления в Троицком муниципальном районе, устанавливает структуру и полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, формы и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, а также правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления в муниципальном районе.

Территориально в составе Троицкого муниципального района находится 15 представительных органов: Собрание депутатов Троицкого муниципального района и 14 Советов депутатов сельских поселений, входящих в состав Троицкого района.

В соответствии с правами юридического лица Собрание депутатов Троицкого муниципального района является муниципальным казенным учреждением, осуществляющим свои полномочия в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Гражданским кодексом РФ. [6]

Уставы сельских поселений определяют наименование представительного органа местного самоуправления, в соответствии с чем, представительный орган именуется как Совет депутатов поселения. Совет депутатов поселения является юридическим лицом и муниципальным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом. [5]

Количество депутатов любого представительного органа определяется статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ, в зависимости от количества жителей. Так, представительный орган Троицкого муниципального района состоит из 16 депутатов, а состав депутатского корпуса Советов депутатов сельских поселений варьируется от 7 до 11 депутатов. Срок полномочий представительных органов Троицкого района составляет 5 лет [3].

К исключительным полномочиям Собрания депутатов относятся: принятие Устава Троицкого муниципального района и внесения в него изменений; избрание главы Троицкого муниципального района и удаления его отставку; принятие бюджета района на очередной финансовый год и утверждения отчета об его исполнении; принятие решений по местным налогам и сборам; утверждения стратегии социально-экономического развития муниципального образования и др.

В структуру Собрания депутатов входят постоянные и временные депутатские объединения и комиссии, президиум, политические объединения — фракции, а также аппарат Собрания депутатов.

Уставом Троицкого муниципального района определено, что депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной (неоплачиваемой) основе, за исключением председателя Собрания депутатов. Председатель Собрания депутатов избирается из числа депутатов, на первом заседании вновь сформированного представительного органа при тайном или открытом голосовании.

Председатель Собрания депутатов является руководителем Собрания депутатов и выборным должностным лицом местного самоуправления. Председатель созывает и проводит заседания Собрания депутатов, подписывает принятые на них нормативные акты и решения, дает поручения постоянным комиссиям, оказывает помощь депутатам, является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в бюджете муниципального района для обеспечения деятельности Собрания депутатов, а также подписывает исковые заявления в суды. [4].

К исключительным компетенциям Совета депутатов относится: принятие Устава сельского поселения и внесения в него изменений; принятия регламента работы Совета депутатов; принятия общеобязательных правил по предметам ведения поселения; избрание и освобождение от должности секретаря Совета депутатов; утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении; принятие решений по местным налогам и сборам; принятие планов и программ развития поселения; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; образование внебюджетных фондов поселения, определение их целевого назначения; установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, распоряжения земельными участками, находящимися в ведении поселения в соответствии с законодательством; установление в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами; установление за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории поселения; установление порядка предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, продажи и сдачи его в аренду и др.

В структуру Совета депутатов входят председатель Совета депутатов, его заместитель, и созданные по инициативе депутатов постоянные или временные комиссии. В Совете депутатов сельского поселения в отличие от Собрания депутатов все депутаты, не исключая председателя, осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Председатель Совета депутатов избирается из состава депутатского корпуса на первом заседании большинством голосов при открытом голосовании. Председатель Совета депутатов созывает и ведет заседания Совета депутатов, подписывает протоколы и решения, дает поручения постоянным и временным комиссиям, от имени Совета депутатов поселения подписывает исковые заявления, направляемые в суды в случаях, предусмотренных законодательством; в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и постановлениями Совета депутатов поселения, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов поселения. [5]

Взаимодействие представительного органа с главой происходит в форме рассмотрения на заседаниях Собрания депутатов, Совета депутатов вопросов и проектов нормативных правовых актов депутатами и принятия соответствующих решений по ним.

Заседания Собрания депутатов являются основной формой деятельности и проводятся в соответствии с Уставом и Регламентом работы Собрания депутатов. Очередные заседания Собрания депутатов должны проводиться не реже одного раза в два месяца. Вопросы и проекты нормативных правовых актов подаются в организационный отдел Собрания депутатов. На заседаниях Собрания депутатов вправе присутствовать глава района и прокурор.

Заседание Собрания депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 50 % депутатов от установленной численности. Стоит отметить, что Устав района, внесение в него изменений, а также бюджет района и отчет об его исполнении принимается путем голосования двух трети депутатов от установленной численности. Рассмотрение вопросов повестки дня депутатами происходит следующим образом: инициатор вопроса (докладчик) представляет депутатам проект решения, сопроводительную информацию, поясняет необходимость принятия данного решения, отвечает на вопросы депутатов, после чего председатель ставит проект решения на голосование. Депутаты по своему убеждению и степени полезности для жителей, принимают решение проголосовать за, против или воздержаться от принятия данного решения. Депутаты имеют право отклонить проект решения либо отправить его на доработку. Решения, нормативные правовые акты подписываются председателем Собрания депутатов, некоторые нормативные правовые акты направляются главе района для подписания. Нормативно-правовые акты, касающиеся неопределенного круга лиц, подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации. [6]

Заседания Совета депутатов сельского поселения также является основной формой деятельности депутатов Совета депутатов, и проводятся аналогично проведению заседаний Собрания депутатов. Но Уставами сельских поселений установлено, что заседание Совета депутатов правомочно, если присутствует две трети установленной численности депутатов. [5]

Таким образом, сравнивая представительные органы муниципального и поселенческого уровня, различия между ними — незначительные. Главными отличиями является количество депутатов представительного органа и возложенные на них полномочия. Для эффективной работы представительных органов в системе местного самоуправления необходимо взаимодействие и слаженная работа представительных органов районного и поселенческого значения с исполнительным органом власти.

Литература:

  1. Кузнецова, С. П. Представительный орган, как субъект органов местного самоуправления России // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavitelnyy-organ-kak-subekt-organov-mestnogo-samoupravleniya/viewer (Дата обращения 22.11.2021г.)
  2. О противодействии коррупции [Текст]: Федеральный закон от 25.12.2008г., № 273-ФЗ (в ред. от 16.12.2019г. № 432-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2008.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 06.10.2003г., № 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 № 521-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. — 2003. — Ст. 35. (Дата обращения 20.11.2021г.)
  4. Регламент Собрания депутатов Троицкого муниципального района: решение от 30.03.2016г., № 108 // URL: http://sobraniedeptmr.eps74.ru /htmlpages/ Show/legislation/regulations (Дата обращения 20.11.2021г.)
  5. Устав Клястицкого сельского поселения: решение Совета депутатов Клястицкого сельского поселения от 17.01.2008г., № 2 (в ред. от 14.11.2021г.) // URL: http://pravo-search.minjust.ru:8080/bigs/portal.html], (Дата обращения 20.11.2021г.)
  6. Устав Троицкого муниципального района: постановление Собрания депутатов Троицкого муниципального района от 29.06.2005г., № 19 (в ред. от 18.12.2020г. № 55) // URL: http://sobraniedeptmr.eps74.ru/htmlpages/Show/ legislation/UstavTroickogomunicipalnogoraj (Дата обращения 20.11.2021г.)
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, представительный орган, Троицкий муниципальный район, депутат, заседание Собрания депутатов, муниципальное образование, муниципальный район, Собрание депутатов, Совет депутатов, Российская Федерация.


Похожие статьи

Управление ресурсами социальной сферы муниципального образования

Специфика досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Контрольно-счетные органы

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Разграничение компетенций главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти РФ

Бюджетные правоотношения с участием муниципальных образований

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Особенности восприятия детьми социального мира»

Похожие статьи

Управление ресурсами социальной сферы муниципального образования

Специфика досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Контрольно-счетные органы

Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и охраны водных объектов

Полномочия органов местного самоуправления на территории Белгородской области в сфере защиты прав потребителей

Разграничение компетенций главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти РФ

Бюджетные правоотношения с участием муниципальных образований

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Особенности восприятия детьми социального мира»

Задать вопрос