Особенности образования в период преобладания дистанционных форм обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Особенности образования в период преобладания дистанционных форм обучения / Е. Г. Огольцова, Е. Е. Шапкина, Д. В. Варфоломеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 400-401. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87285/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье рассказана история появления дистанционного обучения. Приведены положительные и отрицательные черты данного формата обучения.

Ключевые слова : дистанционное обучение, дистанционный формат, образование.

Пандемия COVID-19 вызвала огромные изменения во всех сферах жизни. Она привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования. Посещать учебные заведения нельзя из-за большого риска заражения, а отменить все занятия тоже нельзя, ведь это повлечёт за собой потенциальные издержки в виде потерь в результатах обучения. От потерь знаний сферу образования спасло дистанционное обучение.

Под дистанционным обучением понимается способ обучения, для реализации которого используются информационные технологии. Обучение в таком формате осуществляет связь учеников и преподавателей без личного контакта. Многие считают, что оно появилось совсем недавно, хотя существует оно уже не первый век. Дистанционное обучение появилось в XIII веке в Европе. Проходило всё довольно просто: учащийся получал учебные материалы и задания по почте, вел переписку с преподавателями и в установленный срок сдавал экзамен или писал научную работу. Такой вид дистанционного обучения назвали корреспондентским. Стоит отметить, оно не пользуется большим спросом, но существует и по сей день. В России дистанционное обучение появилось в конце XIX века. Его развитие шло достаточно быстро, потому что начали появляться телеграф, радио, телевидение. С появлением телевидения появился ещё один вид дистанционного обучения — обучение через обучающие телепередачи. Многие хотели их посмотреть, но у такого вида обучения был один большой недостаток — отсутствие обратной связи. Если какая-то тема была непонятной, вопрос задать было некому. Но все же годом начала дистанционного обучения в России считается 1997 год. Этому поспособствовало развитие персональных компьютеров и их доступность в 1980-х годах и активное развитие спутниковых технологий в 90-х. Именно в 1997 году Министерством образования был выпущен приказ № 1050, который разрешал осуществлять экспериментальное дистанционное образование [1; 2].

Теперь вернёмся к дистанционному обучению в наше время. Из-за пандемии переход от обычного формата обучения к дистанционному произошёл довольно быстро и резко. Из-за этого многие учебные заведения и учащиеся столкнулись с рядом трудностей. Необходимость за кратчайший срок адаптироваться к данному формату обучения вызвала стресс как у обучающихся, так и у преподавателей. Стоит отметить, что дистанционное обучение имеет и положительные, и отрицательные черты. К положительным можно отнести:

  1. Доступность. Можно получать образование в любом месте и с любого устройства. Особенно это касается студентов колледжей и университетов, которые приехали на обучение в другой город.
  2. Удобный график и экономия денежных средств. У учащихся появляется больше свободного времени, особенно у тех, у которых образовательная организация находится далеко от места проживания. Также те, кто проживают далеко от вузов/колледжей/школ экономят не только время, но и деньги, которые ранее шли на оплату проезда.
  3. Данный формат образования способствует повышению уровня освоения современных информационных технологий. Учащимся легче дается ориентирование в информационных ресурсах, что усилило познавательную активность старшеклассников и студентов.
  4. При очной форме обучения ученики и студенты, находящиеся дома по причине болезни, пропускают занятия, упуская возможность в полном размере изучать учебный материал. Дистанционный формат позволяет болеющим учащимся получать образование. И стоит отметить, такая форма обучения удобна для людей с ограниченными физическими возможностями.
  5. При обучении в дистанционном формате учащиеся учатся регулировать свой образовательный процесс и развивают в себе самоорганизацию и самодисциплину.
  6. У некоторых студентов высших учебных заведений экзамены проводились в дистанционном формате. Некоторым это пошло на пользу, т. к. в домашней, комфортной обстановке они испытывали не такой сильный стресс, как при очном формате экзамена.

Далее обозначим отрицательные черты дистанционного обучения.

  1. Отсутствие личного общения. В процессе обучения важную роль играет коммуникация преподавателя и учащегося. Преподавателям сложнее отслеживать присутствие и вовлеченность учеников. Отсутствие личного общения с учителем может привести к понижению мотивации и усваиваемости материала учащихся.
  2. Дистанционное обучение включает в себя большой объем информации, которую нужно изучать самостоятельно. Для учеников средней и старшей школы и студентов это не является проблемой, но учащимся начальной школы это приносит трудности. Для них чрезвычайно сложно организовать дистанционные уроки, т. к. самостоятельно справится с программами для данного формата они не могут. Поэтому учащимся давали задания и срок их сдачи. Из этого вытекает другой минус. Преобладание письменных заданий негативно сказывается на развитии речи ребенка. Отсутствие устных заданий может привести к сложностям в устном изложении.
  3. Отсутствие контроля. Самодисциплина необходима для дистанционного обучения, от неё зависит успеваемость учащегося. При обучении в домашних условиях велика вероятность того, что под воздействием внешних фактором ученик будет отвлекаться.
  4. Трудности возникают не только у учащихся, но и у преподавателей. При дистанционном обучении значительно увеличивается объем работы педагога. Увеличивается количество заданий, которые нужно проверять, нужно заниматься подготовкой онлайн-уроков и рассылкой заданий и учебных материалов.
  5. Отсутствие технической оснащённости учеников и преподавателей. Для реализации дистанционного обучения нужно устройство (компьютер, ноутбук, планшет, телефон), стабильный интернет. У учеников из малообеспеченных семей может не быть устройства, с помощью которых они могли бы принимать участие в обучении. Данный аспект может подчеркнуть неравенство обучающихся.
  6. Непредвиденные обстоятельства. В процессе обучения в дистанционном формате можно столкнуться с обстоятельствами, которые могут помешать обучению. Например, поломка компьютера, отключение света, сбои интернет-сети.
  7. При длительной, неправильно организованной работе за компьютером можно нанести вред здоровью. Во-первых, из-за длительного нахождения у монитора может пострадать зрение. Во-вторых, длительное нахождение в неправильной позе вызывает напряжение шеи, мышц головы, рук и плеч, проблемы с позвоночником. В-третьих, компьютер требует сосредоточенности, длительное пребывание за экраном монитора, особенно детей, отрицательно влияет на психическое состояние здоровья.

Подведем итоги. Дистанционное обучение имеет много плюсов и много минусов, но оно имеет место быть, особенно в столь не простой период. Но нам кажется, что результативность обучения в очном формате обучения выше, поэтому мы надеемся, что совсем скоро пандемия закончится и учащиеся вернутся к привычному формату обучения.

Литература:

  1. Вознесенская Е. В. Дистанционное обучение — история развития и современные тенденции в образовательном процессе// Наука и школа. 2017 г. № 1. С. 116–122.
  2. Тарасова А. В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021 г. № 1 (41). С. 183–187.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционный формат, учащийся, длительное нахождение, задание, личное общение, обучение, процесс обучения, Россия, формат обучения.


Задать вопрос