Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Технические средства обучения
13.09.2018
1307
Поделиться
Библиографическое описание
Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды / А. А. Васильев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3534/.


Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются достоинства, недостатки, особенности использования дистанционного обучения в учебных заведениях.

Ключевые слова: дистанционное обучение, история дистанционного обучения, информационные революции, характеристика дистанционного обучения, обучение инвалидов.

Второе десятилетие XXI века — совершенно новый этап существования человечества, характеризующийся развитием высоких технологий и интеграцией виртуального мира в реальный. Реальный мир осваивает и использует эти технологии, открывая новые возможности по облегчению трудового процесса в любых сферах жизнедеятельности.

Переход человечества в эпоху новых информационных технологий существенно повлиял на методы образовательного процесса. Развитие теле- и радиокоммуникаций, широкое использование всемирной сети Интернет и высокотехнологичного программного обеспечения погружает классический образовательный процесс в виртуальную среду. Студентам уже не обязательно посещать учебное заведение; созданная информационная учебно-образовательная система позволяет получать знания и повышать свою квалификацию дистанционно. В условиях лабильного рынка труда и высокой востребованности в специалистах широкого профиля дистанционное образование играет не последнюю роль [7, с. 4].

На сегодняшний день учёные и профессиональные педагоги не могут дать чёткого определения, раскрывающего сущность понятия «дистанционное образование». Чтобы разобраться, что это такое, рассмотрим понятие изнутри. Образование — это процесс и результат овладения систематизированными знаниями, умениями и навыками, а также методами мышления, обеспечивающие полноценную социализацию обучаемого, адекватно уровню развития личности [6, с. 43]. Термин «дистанционное» определяет некоторое расстояние между обучаемым и обучающим. Таким образом, под дистанционным образованием понимается обучение, в ситуации, когда ученик отделён от учителя расстоянием. Однако такое определение не раскрывает полной картины рассматриваемого явления. Проанализировав работы различных авторов, особое внимание стоит уделить определению, которое дал отечественный учёный Александр Александрович Андреев: «дистанционное обучение — это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 33]. Под специфической дидактической системой подразумевается отсутствие прямого контакта с преподавателем. Так как дистанционное образование в России — явление принципиально новое, и продолжает разрабатываться, на сегодняшний день оно имеет структуру, схожую с заочной формой образования (рисунок). В идеальной же структуре дистанционного обучения прямое взаимодействие субъекта и объекта обучения сведено к нулю. Такая форма образования активно используется в образовательных учреждениях Европы и Америки. Отставание России в этой сфере долгое время было связано, прежде всего, с недостаточностью организации информационных структур и нехваткой нормативно-правовой базы [6, с.42].

C:\Users\Андрей\Desktop\222.jpg

Рис. 1. Схема взаимоотношений в структуре дистанционного обучения

Казалось бы, дистанционное обучение только зарождается как метод преподавания. Однако оно имеет довольно долгую историю. Можно считать, что «зарождение» этого метода началось с появления первых вещественных источников информации (средств обучения). Чтобы понять стадии становления дистанционного образования, будем опираться на учение об информационных революциях, предложенное А. И. Ракитовым. [5, с.119] Первая революция — «внедрение языка» — не имеет существенного влияния на дистанционное образование, однако на этом этапе формируется непосредственно обучение как процесс взаимодействия ученика и учителя. Вторая — «внедрение письменности» — появилась возможность обмениваться знаниями на расстоянии (почтой), а также сохранить их для следующих поколений. Третья — «внедрение книгопечатания» — усовершенствовались способы хранения и передачи информации, появилась возможность выпускать недорогие учебники. На этом этапе преподаватели использовали почту для рассылки учебного материала, методических указаний, экзаменационных вопросов. Обучение осуществлялось посредством переписки. Четвертая революция — «появление электричества и внедрение телерадиотехнологий» — взаимодействие педагога со студентами происходило с помощью печатного материала, а также посредством консультаций с использованием технических средств связи (телефон, радио, телевидение). В это время в Англии был учрежден первый в мире Открытый университет, в котором были разработаны высококачественные учебные издания, предназначенные для дистанционного обучения (учебные пособия, аудиокассеты, видеоматериалы). Студенты получили возможность дистанционно получить степень бакалавра или магистра. До настоящего времени образовательными услугами Открытого университета пользуются свыше 2000000 студентов со всего мира. Без выезда в Великобританию они могут обучаться бизнесу, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям [5, с.120]. Последним этапом развития дистанционного образования стало создание сети Интернет. Он стал незаменимым посредником в общении преподавателя и учащегося, а также открыл возможности поиска необходимой информации в открытом доступе. Доступ к неограниченным информационным ресурсам способствует повышению качества образования, дает возможность всестороннего развития обучающегося [5, с.121].

Принципы современного дистанционного обучения: создание интерактивного контакта обучающего с обучаемым, самостоятельное освоение курса по заданной программе. Обучение с помощь новых информационных технологий требует реорганизации консервативных методов обучения. Поэтому активно создаются электронные учебники, интерактивные приложения, обучающие видео- и аудиоматериалы, выдвигаются новые требования к педагогам, в обязанности которых входит разработка принципиально новых методов обучения, создание полноценных обучающих интерактивных курсов, а также модернизация методов оценки знаний студентов. Перед университетом, предоставляющим услуги дистанционного обучения, стоят следующие задачи: создание открытого доступа для студентов, создание информационной базы, организация способов коммуникации, подготовка квалифицированных консультантов, оказывающих организационно-методическую поддержку студентам при прохождении курса выбранной дисциплины, создание электронного пакета документов (электронный деканат), подготовка доступных методов оплаты образовательных услуг [2, с.7]. Для этого создаются специализированные электронные платформы, содержащие понятный и доступный для студентов и педагогов интерфейс, такие как популярная в Российских ВУЗах система Moodle [4, с.66].

Система дистанционного обучения обладает рядом ярких достоинств. Оно предоставляет возможность пройти полный курс подготовки по выбранной дисциплине, не покидая места жительства, а также в процессе производственной деятельности. Обеспечивает лабильные темпы обучения, устанавливаемые в соответствии с возможностями обучающегося. Не зависит от географического положения и времени. В связи с доступностью образовательных ресурсов является коммерчески более выгодным; допускает одновременную профессиональную подготовку большого количества студентов, критичного для очной формы обучения. Гарантирует равные права получения знаний вне зависимости от места проживания, социального статуса и материальной обеспеченности [3, с.363].

Дистанционное обучение на современном этапе имеет и существенные недостатки. Это отсутствие приобретения полноценных практических навыков, что делает невозможным подготовку специалистов целого ряда профессий (врачи, сотрудники правоохранительных органов и др.); отсутствие постоянного контроля над обучающимся, что требует постоянной строгой самодисциплины; отсутствие коллективного взаимодействия студентов, что отрицательно сказывается на процессе социализации индивида; необходимость технического обеспечения обучающихся — не каждый желающий учиться имеет доступ к современным средствам коммуникаций и сети Интернет [3, с.363].

Колоссальное значение имеет дистанционное обучение для подготовки специалистов среди людей с ограниченными возможностями. Согласно Конституции Российской Федерации (Статья 43) все граждане имеют равные права на образование. Однако большинство образовательных учреждений Российской Федерации не способны реализовать учебные потребности людей с ограниченными возможностями, вследствие отсутствия специально подготовленных квалифицированных педагогов, способных работать с данным контингентом студентов, а также отсутствием материально-технического оснащения, позволяющего им адаптироваться в новой среде. Поэтому дистанционное обучение является практически единственным возможным способом получения образования для людей с ограниченными возможностями [8, с.125].

Информационно-технологический прогресс затрагивает все сферы жизни человека, не оставив в стороне и педагогический процесс. Появление дистанционного обучение ознаменовало переход традиционных методов преподавания на принципиально новый этап формирования взаимодействия педагога с обучающимся. Дистанционное обучение открывает новые возможности подготовки специалистов разного профиля, в том числе среди людей с ограниченными возможностями, а также возможность повышения квалификации в условиях профессиональной занятости, невзирая на различное географическое положение педагога и студента и разницу во времени.

Литература:

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. — 196 с.

2. Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1 (13).

3. Кузнецова О. В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8–2. С. 362–364.

4. Носкова Т. Н. Перспективы развития системы дистанционного обучения в университете // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 66–69.

5. Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 5. С. 119–124.

6. Пьянников М. М. К вопросу о понятиях «Дистанционное обучение» и «Дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. №. 1. — С. 41–45.

7. Рулиене Л. Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010. — 272 с.

8. Суворова И. В. Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями // Вестник ТГПУ. 2013. № 4 (132). С. 124–127.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дистанционное обучение
история дистанционного обучения
информационные революции
характеристика дистанционного обучения
обучение инвалидов

Молодой учёный