В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет, информатизация.
В настоящее время в образовательной системе наблюдается тенденция к смене парадигмы образования, что вызвано глобальными изменениями в сфере мировой политики и экономики в условиях перехода к информационному обществу.
Информатизация пронизывает все формы обучения. Одним из новых образовательных стандартов становится дистанционное образование. Это обусловлено многими факторами: растет количество студентов, желающих изучать ту или иную дисциплину углубленно; очевидна необходимость дистанционной формы обучения для детей-инвалидов. В этой ситуации дистанционное обучение под руководством опытного педагога будет эффективным решением проблем.
Анализ возможностей осуществления дистанционного обучения через Интернет позволяет выделить следующие его преимущества:
— возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе;
— нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
— одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных);
— общение через Интернет друг с другом и с преподавателями;
— эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов;
— использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий;
— равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
— относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения;
— лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала;
— стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели.
Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернета есть и свои недостатки:
— ограниченные технические возможности приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
— дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»;
— обучающиеся превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания, хотя Интернет может осуществлять активное обучение;
— успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет, от способностей справляться с техническими трудностями;
— существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных практических и лабораторных работ;
— отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя.
Следует всегда помнить, что при дистанционном обучении учебный материал, задания, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении. Опыт проведения дистанционного обучения показывает, что групповой подход к разработке и организации учебного процесса при дистанционном образовании является наиболее рациональным: требуется совместное участие преподавателей, специалистов по разработке учебного материала и использованию разных технологий, экспертов, редакторов, администраторов, технического персонала и прочих специалистов 1.
При сравнении дистанционного обучения с традиционным результаты показывают, что дистанционное обучение может быть таким же эффективным, как и традиционное при условии использования методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие обучаемых между собой, обратную связь между педагогом и студентом, активность студентов на всех этапах познавательной деятельности 2.
Несмотря на то, что жизнь в современном информационном обществе требует непрерывного образования, взрослое население пока еще психологически не готово к тому, чтобы повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения или самообразования. Существуют предубеждения против дистанционного образования. Это может быть связано с двумя факторами:
1) с низким уровнем подготовки кадров, обеспечивающих реализацию дистанционного обучения;
2) с необходимостью высокого уровня самоконтроля со стороны самого обучающегося.
Ещё одной особенностью дистанционного обучения является преодоление проблем психологического характера как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося.
При виртуальном обучении преподаватель нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
— неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении через камеру;
— установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса при групповой работе;
— создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;
— соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.
Но не только преподаватель испытывает трудности, обучающийся также сталкивается с рядом проблем:
— психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
— изолированность от сверстников;
— желание скрыть истинные чувства.
В связи с этим как перед преподавателем, так и перед обучающимся стоит ряд педагогических задач:
— обучиться преодолению информационных барьеров;
— обучиться сетевому этикету;
— повысить мотивацию обучающегося;
— применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.
Несмотря на наличие как достоинств, так и недостатков, на отмечаемые сторонниками образовательного процесса психологические проблемы, дистанционное обучение прочно входит в нашу образовательную практику. Оно развивается колоссальными темпами, чему способствует и развитие сети Интернет, и рост ее информационных и коммуникационных возможностей. Вместе с тем, необходимо отметить то, что дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний. Без этого невозможно в полной мере оценить эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде. Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.
Литература:
- Барбашина, Э. В. Дистанционное/электронное обучение: минимизация сложностей / Э. В. Барбашина, Н. В. Гуляевская // Профессиональное образование в современном мире. — 2019. — № 3. — С. 2997–3008.
- Шарипов, Ф. В. Педагогические технологии дистанционного обучения / Ф. В. Шарипов, В. Д. Ушаков. — Москва: Логос, 2016. — 304 с.
- Психологические аспекты дистанционного обучения. — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/psihologicheskie-aspekti-distancionnogo-obucheniya-2431749.html (дата обращения: 18.02.2022).