История развития дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 3728 раз

Библиографическое описание:

Мадеев, Н. Е. История развития дистанционного обучения / Н. Е. Мадеев, В. Э. Зилько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43724/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается сущность понятия дистанционного обучения, которое позволяет на расстоянии, с применением различных технических средств, слушателям и преподавателям общаться удаленно и интерактивно. Статья описывает цели и задачи дистанционного обучения, а также его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети

В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет, которое предлагает уникальную возможность у себя дома или на своем рабочем месте получать новые знания в различных отраслях человеческой деятельности.

В конце 18 века в Европе, в связи с появлением доступной и регулярной почтовой связи, возникло такое понятие, как «корреспондентское обучение». Ученики по почте получали учебные материалы, общались с преподавателями. По окончанию курса они сдавали экзамены доверенному лицу или в виде курсовой работы. В России данный метод стал появляться в конце 19 века.

При появлении телевидения и радио дистанционные методы обучения начали развиваться. Это был сильный прорыв, аудитория обучения возросла в несколько раз. Однако дистанционные методы обучения с помощью радио и телевидения имели существенный недостаток − обучаемый не мог получать обратную связь от преподавателя.

Первый в мире университет дистанционного обучения был открыт в Великобритании в 1969 году — Открытый Университет Великобритании. Его название показывало доступность обучения за счет низкой цены и отсутствия необходимости часто посещать лекционные занятия.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров сильно упростило дистанционное обучение, связанную с автоматизацией. Первые компьютерные обучающие программы появились в виде различных игр, чтобы повысить интерес к обучению.

В начале 1997 года в России вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий внедрять дистанционное обучение в сферу обучения. Эту дату можно считать датой официального развития дистанционного обучения России.

В 21 веке почти каждому человеку доступен компьютер и доступ в интернет, что делает распространение дистанционного обучения ещё быстрее и проще. Интернет стал сильным толчком развития, в значительно большей мере, чем телевидение и радио. Появилась возможность получать обратную связь и общаться от любого преподавателя, где бы он ни находился. При появлении «быстрого интернета» появилась возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения.

Итак, дистанционное обучение − это взаимодействие ученика и преподавателя между собой на расстоянии, но при этом отражающее все присущие учебному процессу компоненты (содержание, средства обучения, цели, организационные формы, методы), реализуемое посредством интернет технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Цели изадачи дистанционного обучения.

Основными задачами являются:

− повышение качества образования и уровня образованности общества;

− реализация потребностей общества в образовательных услугах;

− управление учебным процессом;

− повышение профессиональной и социальной мобильности населения, его социальной и предпринимательской активности, расширение кругозора, уровня самосознания;

− сертификация знаний;

− соответствие старым формам обучения, принятым в учебном заведении;

− сохранение и приумножение знаний;

− организация доставки учебного материала;

− организация обратной связи между учеником и преподавателем в ходе обучения;

− развитие единого образовательного пространства, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.

Основные цели:

− предоставление студентам, школьникам, безработным, военным специалистам, любому, проявившему желание обучаться, равных образовательных возможностей в любом месте;

− возможность получения знаний параллельно с основной деятельностью;

− повышение уровня образования и переподготовки кадров других образовательных учреждений за счет привлечения большого количества образовательного и научного потенциала ведущих институтов, университетов, лидирующих отраслевых центров подготовки, академий, институтов повышения квалификации, недоступных в данной области;

− сохранение высокого качества образования при обеспечении его доступности;

− снизить стоимость обучения;

− сократить время на обучение за счет экономии времени на сборы, путь;

− расширение образовательной среды обучаемого за счет применения современных средств, электронных библиотек и т. д;

− интеграция с заочной и очной формами обучения, развивая и совершенствуя их;

− создание условий для непрерывного образования.

Преимущества дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения позволит:

− экономить на переездах к месту обучения — при помощи электронного обучения можно доставить любую информацию в виде текста, аудио и видео до любого, самого удаленного филиала, достаточно только компьютера;

− обучать на одном курсе неограниченное количество сотрудников неограниченное время;

− оперативно доводить до персонала изменения − любые новые документы могут быть донесены до сведения сотрудников в виде электронных курсов за короткое время, при этом они не просто прочитают их, но и сдадут тесты, что повысит понимание ими информации;

− тестировать персонал для перевода, повышения, аттестации, сертификации − можно задать любой стандарт необходимых знаний, навыков и умений для любой должности и увидеть реальную и объективную оценку знаний каждого сотрудника;

− проводить конкурсный отбор на руководящие должности, сформировав перечень курсов и тестов, которые должен пройти претендент, что позволит повысить качество отбора;

− отслеживать и контролировать результаты и динамику обучения каждого сотрудника, независимо от степени его удаленности от головного офиса;

− платить только за знания сотрудников, исключая расходы на транспорт и командировочные для сотрудников и преподавателей;

− проводить подготовку и переподготовку персонала без отрыва от работы — в свободное от работы время или в специально выделенное на обучение время в течение рабочего дня;

− создавать эксклюзивные авторские электронных курсы, на базе традиционных курсов своих опытных специалистов-наставников;

− электронные курсы позволяют обучать, не ограничиваясь территориально районом или городом, в котором расположен филиал или региональное отделение, привлекать к ведению учебного процесса преподавателей из других регионов, вести обучение вне зависимости от месторасположения, как преподавателя, так и слушателей, и контролировать результаты.

Проблемы дистанционного обучения.

Развитие нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами. Основные из них:

− проблема эквивалентности курса. Каждый курс дистанционного обучения должен быть эквивалентен курсам традиционного обучения. В связи с этим возникает проблема признания уровня дистанционного образования традиционными образовательными учреждениями;

− проблема сертификации. Данная проблема подразумевает под собой проблему признания сертификатов, дипломов, программ обучения дистанционного обучения;

− консерватизм преподавательского состава. Данная проблема относится к числу организационных, что может привести к тяжелым последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения;

− лояльность технического персонала. Под персоналом подразумевается лица, в чьи обязанности входит развертывание системы дистанционного обучения. Часто случается, что персонал, в чью компетенцию входят технологические вопросы, уделяют неоправданно много времени обсуждению вариантов, за место того, чтобы занять активную позицию. Значит, для развертывания системы дистанционного обучения требуется компетентный человек;

− постоянное сопровождение курса. Бытует мнение, что, после развертывания системы дистанционного обучения, не потребуется ее сопровождение. Это не так. Для системы дистанционного обучения требуются постоянные затраты для поддержания и развития направления.

Таким образом, дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, а также как инновационный компонент очного и заочного обучения.

Литература:

  1. О дистанционном обучении // Лаборатория информатизации образования. URL: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm (дата обращения: 13.05.2017).
  2. Современные формы обучения: дистанционное обучение — доступно и реально // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров. URL: http://hr-portal.ru/comment/66752 (дата обращения: 13.05.2017).
  3. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 94. — С. 236–240.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, любой, обратная связь, преподаватель, развертывание системы, время, дистанционный метод обучения, курс, Россия, учебное заведение.


Похожие статьи

Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса

Применение электронных средств обучения привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения современных электронных средств в учебном п...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух

Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются...

Возможности интеграции интернет-технологий в процесс обучения

В статье рассматривается вопросы возможностей внедрения в процесс обучения иностранным языкам, в частности, английскому языку. Автор акцентирует внимание на применении Интернет-технологий в процесс обучения, их интеграции в процесс. Помимо этого, в д...

Инфографика как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования инфографики в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением инфографики как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повс...

Использование сетевых информационных технологий для совершенствования умения работать с информацией

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе: возможности и перспективы

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе, обсуждаются возможности и перспективы их использования в образовательном процессе. Авторы анализируют преимущества и недостатки использования ИКТ, ...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота при ведении исполнительной документации

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота, а также порядок и методы внедрения электронной исполнительной документации в организации. Цифровой документооборот становится все более важным элементом совре...

Похожие статьи

Эффективность использования электронных средств при организации учебного процесса

Применение электронных средств обучения привело к появлению новых технологий и форм обучения для обработки и передачи учебных информации. В статье рассматриваются основные вопросы и эффективности применения современных электронных средств в учебном п...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространен...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух

Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются...

Возможности интеграции интернет-технологий в процесс обучения

В статье рассматривается вопросы возможностей внедрения в процесс обучения иностранным языкам, в частности, английскому языку. Автор акцентирует внимание на применении Интернет-технологий в процесс обучения, их интеграции в процесс. Помимо этого, в д...

Инфографика как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования инфографики в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением инфографики как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повс...

Использование сетевых информационных технологий для совершенствования умения работать с информацией

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе: возможности и перспективы

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе, обсуждаются возможности и перспективы их использования в образовательном процессе. Авторы анализируют преимущества и недостатки использования ИКТ, ...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота при ведении исполнительной документации

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота, а также порядок и методы внедрения электронной исполнительной документации в организации. Цифровой документооборот становится все более важным элементом совре...

Задать вопрос