Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан — 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. [1, с.2]
На сегодняшний день в связи с интенсивным внедрением и использованием новых технологий, с возрастающими потребностями общества в получении качественного, доступного образования без отрыва от основной деятельности, места жительства на смену традиционным формам обучения приходит дистанционное обучение, имеющее следующие преимущества перед очным:
- оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);
- информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки и других средствах сети интернет);
- коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения интернет-уроков, проектов, олимпиад);
- педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);
- психологические (создание более комфортных по сравнению с традиционными эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем);
- экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40 % из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);
- эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование). [2, с.443];
- «параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства»;
- «НИТ» (Новые информационные технологии). В средствах дистанционного обучения используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.;
- «социальность». Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий;
- «интернациональность». Дистанционное обучение обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг. [3, с.59]
Также система дистанционного обучения призвана осуществлять следующие социально значимые функции:
- повышать уровень образованности населения и качество образования;
- удовлетворять потребности страны в качественно подготовленных специалистах;
- развивать единое образовательное пространство, которое будет удовлетворять потребности населения в образовательных услугах независимо от их места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности и др.
- повышать социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания. [4, с.203].
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность — каждый желающий может при определенных условиях стать «виртуальным студентом». Однако возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством?
Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
1. Баланс системы «качество-доступность» может быть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала) с оптимальной организацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов — электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.
2. Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень — сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
3. В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование «online» должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использование в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртуальные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостов и телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.
4. Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.
5. Учебная программа должна быть максимально гибкой — учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери», т. е. интерес к учебе пропадет.
Дистанционное образование создает широкие возможности для применения обучающих и информационных технологий, подразумевая их совместное применение. Даже самые лучшие и передовые технологии — как информационные, так и психолого-педагогические — без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов. [3, с.61]
Рассмотрев преимущества дистанционного обучения, его социально значимые функции, принципы необходимо понять как возникло дистанционное обучение. Для начала приведем одно из самых старых определений дистанционного образования: это последовательная коммуникация двух физически удаленных субъектов — студента и поддерживающей организации. Причем, коммуникация бывает двух видов: односторонняя: поддерживающая организация доставляет студенту обучающие материалы и двусторонняя: студент и поддерживающая организация могут обмениваться данными между собой. Фактически, с 1728 года по сей день концепция дистанционного образования осталась прежней: менялись только каналы коммуникации. В настоящее время в развитии дистанционного обучения можно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с активным развитием дешевого способа книгопечатания, а также национальных почтовых сервисов и железнодорожного сообщения (с середины ХIХ в.), что сделало возможным доставку учебных материалов к многочисленным удаленным обучающимся и привело к появлению корреспондентского обучения. Почти триста лет назад господин Калеб Филипс стал первым организатором системы дистанционного образования, разместив в бостонской газете объявление о наборе студентов из пригородов на курсы быстрого письма и бухгалтерии. Само рекламное объявление Филипса выглядело так: "...Все граждане, желающие получить эти навыки, могут быть обучены так же прекрасно, как если бы они жили в Бостоне, с помощью нескольких уроков, еженедельно отправляемых по почте»... Уроки высылались бумажной почтой раз в неделю. Благодатной почвой для появления дистанционного образования стало развитие регулярных почтовых служб: без этого канала связи удаленная коммуникация была бы слишком затянута и нестабильна. В 1840–1890-е годы сэр Исаак Питман рассылал всем желающим уроки по своей методике быстрого письма по цене почтовой доставки, то есть сам на этом не зарабатывал. В понимании сэра Питмана демократизация общества заключалась в свободном доступе к высшему образованию для всех слоев населения, независимо от их положения в обществе, религиозных или политических взглядов. К этому этапу относят и появившиеся благодаря изобретению радио (20-е гг. ХХ в.) и телевидения (50-е гг. ХХ в.) первые радио- и телевещательные образовательные программы, которые обычно сопровождались параллельным использованием учебных пособий, учебников для обучения в группах. Активное развитие радио привело к тому, что студенты сидя дома могли слушать лекции в том же виде, в котором они рассказывались в стенах университетов. Понятное дело, что студентам все равно приходилось получать по почте бумажные задачники и распечатки лекций, но радиовещание создавало больший вовлекающий эффект и позволяло обогатить коммуникацию между преподавателем и студентами. Одним из первых университетов, внедривших радио в обучении, был Государственный Университет Пенсильвании, который начал свое вещание в 1922 году. А уже в 1934 году Университет Айовы запускает первый в мире образовательный телеканал, который, между прочим, работает до сих пор.
Начало второму этапу положило создание Открытого университета Великобритании в 1969 г. В университете впервые были разработаны качественные учебные и методические материалы, ориентированные именно на дистанционное обучение, которые студенты получали в печатном виде, для них велась трансляция радиопередач, затем появились кассеты. Коммуникация между студентом и преподавателем осуществлялась путем обычной почтовой связи, часть курсов предполагала очные встречи. Для тех времен это была революция: в университет принимали всех, независимо от их официального уровня знаний (например, на программу бакалавра могли принять без диплома о завершении средней школы). Второе измерение открытости состояло в том, что большинство курсов преподавались дистанционно. И, что самое важное, университет был государственный, и, следовательно, выпускники получали настоящий диплом о высшем образовании.
Третий этап развития дистанционного обучения связывается с появлением новых информационных и коммуникационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники и глобальной сети Интернет. [5, с.19]. Благодаря чему стало возможным обучение «без отрыва» от основной деятельности и привлечение большего количества студентов обучающихся дистанционно.
Т.о. хотелось бы выделить то, что дистанционное обучение совсем не «новое», которое пришло к нам совсем недавно, а обучение имеющее свою историю возникновения, своих первых организаторов. Начиная какое либо исследование необходимо всегда обращаться к истории, для того, чтобы понять с чего все начиналось, какие предпосылки были даны для развития, с какими трудностями сталкивались первопроходцы в данном направлении и т. д. Интернет действительно позволил сделать дистанционное обучение открытым — сегодня распространенным и привычным становится то, начало чему почти триста лет назад положил Калеб Филипс, сегодня реально то, о чем мечтал альтруист Исаак Питман. А именно — каждый человек, независимо от возраста, способностей, географического положения может стать тем, кем он мечтает.
Литература:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.http://www.zakon.kz
2. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001.- 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
3. Каримова А. Т. Дистанционное обучение как передовой метод инновационного образования. //Вестник АПН Казахстана.- 2012. — № 1.- С.58–62
4. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336с.
5. Пупцев А. Е., Солодовникова М. Л. Пути повышения качества разработки дистанционных курсов. // Кіраванее у адукацыі. — 2010. — № 12. — С.19–23.