Сегодня мы можем наблюдать, как достаточно быстро развиваются новые компьютерные технологии и сеть Интернет, дающие обществу новые возможности получения знаний. С помощью Интернета общество получает возможность быстрого доступа к разным информационным ресурсам всего мира. Возможность Web технологий привлекает педагогов многих городов на мультимедийные базы данных, создаваемые для удовлетворения личных образовательных потребностей. Образовательная среда не становится исключением, так как информатизация сферы образования является основным рычагом, охватывающем главные направления модернизации всей системы образования. Практика показывает, что сегодня фактически все студенты в той или иной степени используют гаджеты с выходом в Интернет в учебном процессе. Учитывая, что будущее Интернета выглядит весьма перспективным и радужным, то очевидно, что количество обучающихся, обладающих современными средствами коммуникации с доступом в сеть, будет стремительно увеличиваться [1].
На данный момент наиболее актуальным является дистанционное получение образования с помощью Интернет ресурсов. Благодаря постоянно развивающимся и совершенствующимся Интернет технологиям возникают разнообразные варианты общения и возможности обмена информацией, позволяющие применять ранее не известные способы самообразования, где возникает возможность воспользоваться различного рода методическими пособиями, представленными в виде компьютерных программ, тематических заданий, итоговых работ, а в случае необходимости обратиться к научно-практической помощи, мультимедийным презентациям, электронным конспектам, справочникам. Цели образования, которые сегодня стоят перед каждым высшем учебном заведением, — воспитание самостоятельной, творчески мыслящей личности, умеющей рационально решать проблемы, — требуют современных средств обучения, педагогических решений, которые обеспечат:
– вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
– возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности;
– практическую ориентацию образовательного процесса и усиление деятельностного компонента [3].
Дистанционное обучение — это обучение, за основу которого берется пространственная и временная отдаленность преподавателя и учащихся относительно друг друга, а весь процесс происходит непосредственно благодаря компьютерным и телекоммуникационным технологиям. Дистанционным обучением можно назвать взаимодействие педагога и ученика на расстоянии, представляющее собой совокупность необходимых образовательных компонентов, воплощаемых в жизнь с помощью Интернет технологий и различных интерактивных средств общения. Поэтому дистанционное обучение становится самостоятельной формой обучения, где основным средством образования служат информационные технологии. Чтобы дистанционное образование успешно функционировало в каждом образовательном учреждении, нужно применять объединенную трудовую деятельность программистов, методистов, специалистов в различных областях, владеющих навыками работы с информационными и коммуникационными технологиями, с развивающимися тенденциями в сфере образования, имеющими опыт работы с педагогическими технологиями, а также владеющих знаниями общения с людьми с различными психологическими особенностями. Обучение дистанционно достаточно сложное и затруднительное, так как требует много усилий и времени для формирования материальной базы. Из всего вышесказанного можно прийти к мнению, что дистанционное образование сводится к предоставлению конспектов в электронном виде и рассылке проверочных материалов учащимся на их электронные адреса. Дистанционное обучение включает в себя развитие интеллекта, формирование нравственных ценностей, раскрытие нестандартного мышления личности, формирование его творческого и критического мышления, развитие научно-исследовательских умений, направленных на самостоятельное изучение материала. Для этого нужно, чтобы задания, полученные по пройденной теме, были устремлены на самостоятельное исследование, поисковую деятельность, а также применение творческих умений для решения поставленных задач [1].
Одним из затруднений, возникающим при формировании структуры дистанционного образования, становится вопрос определения размера оплаты труда педагога дистанционного обучения, так как очное преподавание представляет собой проведение лекционных занятий в аудитории, а дистанционное вынуждает преподавателя вводить текст конспекта на компьютере, что увеличивает рабочие часы преподавателя, но исключает возможность психологического контакта с собеседником, снижая личностные особенности взаимодействия. Также остается проблематичной задача выдачи сертификата образовательного учреждения. Необходимо создание требований, определяющих правовую регламентацию практических заданий, лабораторных работ, тестовых вариантов для выполнения в сети Интернет. Высшее учебное заведение, учитывающее постоянно прогрессирующую биржу труда, должно обязательно позаботиться о полученных знаниях выпускаемых учеников, так как в основном это будет определять в требованиях рыночной экономики его положение финансов. Дистанционное обучение включает в себя высокую вероятность того, что диплом, выдаваемый по завершении образовательного процесса приобретет не тот, кто проходил обучение, а тот, кто занимался организационными моментами данного обучения. Очевидно, что медицинские и некоторые технические специальности, затрагивающие достаточно большой объем выполнения практических работ и выпускающие специалистов, от квалификации которых зависит здоровье и безопасность общества, не приемлют данную форму обучения.
Одной из основных проблем дистанционного образования становится организация совместной работы преподавателя и студента. В обучении дистанционно педагогу необходимо учитывать особенности психологии, психическое состояние и эмоциональный настрой на выполнение заданий учащимся, находящемся на большом расстоянии, чтобы уделять особое внимание интровертам, побуждая их к активной деятельности, и контролировать экстравертов, порой давая им более углубленные задания и материал для изучения [4]. Достаточно часто могут возникать конфликтные ситуации, где педагогу приходится применять свой жизненный опыт и накопленные знания для восполнения контакта с учащимся. Все это требует от преподавателя серьезной и длительной подготовки как профессионально, так и психологически [5]. Очень мало преподавателей, готовых к профессиональному использованию технологий дистанционного получения образования из-за проблемы учебно-методической организации проверки усвоения и качества полученных знаний. Возникновение методов, делающих опору на развивающиеся информационные технологии в образовании, существенно меняют роль, функции и задачи преподавателя. Необходимо сделать акцент на то, что педагога в современности невозможно заменить компьютерными технологиями, а только подкорректировать его функции и роль в учебном процессе.
Основной причиной низкого развития дистанционного образования в процессе обучения является то, что становление материально-технической базы происходило с большим отставанием и руководители высших учебных заведений только сейчас смогли определить важность и необходимость дистанционного обучения. На все это повлияли высокие затраты на разработку, внедрение, поддержку электронных систем процесса обучения, нехватка числа полноценных электронных ресурсов в образовательных заведениях.
Не претендуя на исчерпывающее решение данной проблемы, изложим ниже некоторые соображения по оценке целесообразности использования дистанционного обучения в образовательный процесс вуза. Несомненно, экономичность — дистанционное обучение не требует значительных затрат, что делает его востребованным и актуальным по сравнению с другими способами получения образования. Данное обучение не включает расходы на оплату услуг преподавателя и обустройство аудиторий для семинаров, отсутствуют дополнительные траты на жилье, транспорт, питание, если учащийся проживает совершенно в другом городе. Студент оплачивает только стоимость учебных материалов, которая приятно удивляет многих, кто уже ни раз сталкивался с финансовыми трудностями в образовательной сфере. Достаточно часто многие высшие учебные заведения предоставляют возможность получения дистанционного образования на конкурсной основе.
Очевидная положительная черта использования дистанционного образования в образовательном процессе — это получение возможности учащимся совмещать производственную деятельность с учебой, повышать собственную квалификацию, приобретать дополнительное образование, занимать активную жизненную позицию. Именно это является важной основой в формировании и развитии личности студента, а также его профессиональных качеств и умений. Большинство студентов называют обучение эффективным, когда оно не требует больших временных затрат и не является трудоемким [4].
Ещё при этом можно отметить следующие аргументы в пользу дистанционного обучения: а) индивидуальность — каждый студент, учитывающий собственные психологические и физические особенности, получает возможность сокращать или увеличивать время исходя из собственной занятости. Материал лекций достаточно просто структурировать, следуя требованиям, предоставляемым каждому учащемуся любого высшего учебного заведения. Каждый студент может проявить инициативу к изучению различных дисциплин дистанционного курса, готовность к самостоятельному познанию материала, поиску знаний, возможность применить и продемонстрировать уже имеющие знания, способности [5]. К такому числу студентов можно отнести тех, кто проводит много времени в командировках, военнослужащих, женщин в декретном отпуске, людей с физическими отклонениями и тех, кто просто имеет желание приобрести дополнительное образование при нехватке времени; б) технологичность — применение в процессе обучения новых телекоммуникационных технологий и информационных достижений. Интернет вмещает в себя огромное количество информации, и студенты имеют возможность не только переписываться с педагогами, но и проводить видеоконференции. Кроме того, в виртуальном мире, как и в стенах учебного заведения, выполняются реферативные и контрольные работы, сдаются зачеты и экзамены, но без привычного для студентов страха и нервных переживаний; в) массовость — дистанционное обучение позволяет задействовать сразу большое количество человек, создавая единую образовательную среду; г) доступность — географическое и временное положение не ограничивает студентов в удовлетворении образовательных потребностей; д) социальное равноправие — каждый ученик имеет одинаковые возможности получения образования, независимо от занимаемого статуса в обществе, материального благосостояния и здоровья; е) дистанционное обучение дает возможность студенту не ограничиваться одной дисциплиной, а позволяет формировать интегрированные программы, позволяющие подготовить более компетентного специалиста.
Количество аргументов в пользу использования дистанционного обучения в образовательном процессе можно продолжить. Но поскольку целью данной статьи является анализ целесообразности этого использования, то считаем необходимым рассмотреть и отрицательные аспекты, возможные при использовании дистанционного образования: а) низкий уровень знаний технического управления и работы с персональным компьютером; б) отсутствие прямого контакта общения учителя и ученика, что изменяет индивидуальность подхода в обучении; в) отсутствие практического опыта в выполнении лабораторных работ; г) затруднительный доступ и медленное соединение сети Интернет. Если традиционное обучение предполагает обязательное присутствие студента на лекционных и практических занятиях, то дистанционное образование требует для выполнения различных заданий хорошую техническую оснащенность, являющуюся постоянным доступом к источнику информации; д) важной проблемой организации экзаменов в режиме «онлайн» является отсутствие технической базы, что позволяет студенту воспользоваться возможностью помощи своего друга-отличника. На данный момент одним из наиболее актуальных способов получения информации о том, насколько честен был учащийся при сдаче экзамена или зачета, является видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится приезжать лично; е) отсутствие текущего контроля за освоением изученного материала, так как именно действующий мониторинг возникших учебных затруднений и достижений студента, способствует усовершенствованию его творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей; ж) электронные учебники, являющиеся основой формирования процесса дистанционного образования, полностью не решают проблему самостоятельного изучения учащимися выложенного материала. Данные программы являются только источником возникновения виртуальной среды, где реализуется процесс дистанционного обучения. Именно здесь учащиеся сталкиваются с проблемами психологического характера: неопытность, отсутствие навыков самообразования, недостаточная волевая саморегуляция, влияние групповых установок.
В заключении можно сказать, что дистанционное образование облегчает жизнь каждого решившего получить дополнительное образование, расширяет круг возможностей человека, делает доступными многие сферы жизнедеятельности. Но и в свою очередь имеет ряд некоторых недостатков. Поэтому каждый самостоятельно должен принимать решение о выборе способа получения образования.
Литература:
- Абрамова О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности // Высшее образование в России.— 2015. — № 7.– С.155–159.
- Корчажкина О. М. Интеграция педагогических и новых информационных технологий как способ повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся // Информатика и образование.2015. № 1 С.38–45.(3)
- Лобанова Т. Ю. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников / Т. Ю. Лобанова, А. А. Лобанов // Информатика в школе. — 2015. — № 4 (107). — С. 3–10
- Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Смирнов. — 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.: ил.
- http://nashol.com/2012091266967/pedagogika-uchebnik-pidkasistii-p-i-2006.html (дата обращения: 05.05.2016).