Роль дистанционного обучения в современном образовании
Автор: Буриев Камол Суюнович
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.06.2016
Статья просмотрена: 9774 раза
Библиографическое описание:
Буриев, К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании / К. С. Буриев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1045/ (дата обращения: 22.12.2024).
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета, компьютерных телекоммуникаций, национального и кабельного телевидения, мультимедиа, обучающих систем.
Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми, информационными ресурсами, предоставленными современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную среду обучения, доступного широкой аудитории. Проведение чатов и форумов, видео- и телевизионных конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателями посредством компьютерных коммуникаций делают взаимодействие обучаемых с преподавателями намного более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.
Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно — заочного и заочного обучений на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.
Дистанционное обучение воплощает в себе все существующие методы обучения и придает им качественно новый уровень [1. с.4].
Предусматриваетсябольшоеколичествозаданий, рассчитанных на самостоятельную проработку, с возможностью организации ежедневных консультаций.
Большое количество определений понятия «дистанционное обучение», отражающее многообразие подходов к его пониманию можно найти на сервере Евразийской Ассоциации дистанционного Образования (ЕАДО) — http://www. eado.ru а также в [1. с.2].
В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения:
– печатные издания;
– электронные издания на внешних носителях памяти (гибкие, магнитные, лазерные или жесткие диски и др.);
– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
– аудио учебно-информационные материалы;
– видео учебно-информационные материалы;
– лабораторные дистанционные практикумы;
– программы-тренажеры;
– базы данных и знаний с удаленным доступом;
– электронные библиотеки с удаленным доступом;
– дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
– компьютерные сети,
– телевизионные передачи.
Центральным звеном системы дистанционного обучения (СДО) являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они пользуются для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.
Видеокассеты — это уникальное средство для дистанционно обучения практически по любой дисциплине. Не требуются большие расходы на тиражирование, видеомагнитофоны получили широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.
Электронная почта экономически и технологически является более эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для передачи учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателями. Если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволит реализовать гибкий интенсивный процесс консультаций.
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей позволяют организовать видеосвязь с минимальными затратами. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в группах, индивидуальных консультаций. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные конференции обеспечивают возможность совместного управления изображением на компьютере: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачей фотографического и рукописного.
Преимущества дистанционного обучения:
- Несмотря на большие расстояния между тюторами (учителями) и обучаемыми, общение между ними происходит интерактивно, в доходчивой и увлекательной форме; обучение становится мобильным.
- Процесс обучения становится интересным для самых ленивых обучаемых; притягательная сила компьютера заставляет их забывать о трудностях вопросов; они активно и оперативно стараются справиться с заданиями, чтобы поскорее получить новые;
- Возможность стать «известным» на весь мир заставляет их критически оценить свои знания и возможности; они невольно совершенствуются, повышают свои знания, приучаются к смелости и самостоятельности в работе.
- Обучение становится комплексным и творческим. Чтобы ответить на один самый маленький вопрос, в общем случае недостаточно пользоваться только одними учебниками. Часто готового ответа нет ни в каких источниках — его приходится создавать самому, напрягая свой мысленный процесс.
Это — одно из огромнейших достижений современной педагогической методологии.
Характерными чертами дистанционного обучения являются:
Гибкость. Обучаемые, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают оптимально, т. е. в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для большинства обучаемых. Для поступления от студента обычно не требуется сдача какого-либо экзамена. Обучающийся может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.
Модульность. В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.
Экономическая эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного и унифицированного содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств.
Новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.
Специализированный контроль качества образования. В качестве форм контроля в ДО можно использовать дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание и рейтинг курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.
Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология дистанционного обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного объёма знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к обучению знания подаются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках и так далее.
Литература:
- Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение.- М, 1997.
- Дистанционное обучение: Учебное пособие // Под редакцией Е. С. Полат–М.: Гуман.изд.центр, «Владос», 1998.
- Ф.Кораев, Н.Дилмуродов. Масофавий курсларни яратиш ҳақида// Насаф зиёси, 2005. № 1.