Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучения, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.
Первые опыты использования телекоммуникаций в практике определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные занятия как шли очно, так и идут до сих пор, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий. Другое дело, высшие учебные заведения, особенно те из них, в которых студенты обучаются на платной основе, а таковых сегодня в Российской Федерации по некоторым данным 60%. Здесь дистанционное обучение - один из способов увеличения набора, а, значит, и финансирования. Именно поэтому с середины 90-х годов дистанционное обучение стало вводиться в системе высшего профессионального образования более интенсивно, чем в системе начального и среднего профессионального образования.
Весьма заметные сдвиги произошли и в направлении повышения квалификации, причем не только в системе высшего образования, но и во всех сферах производства, где выгодно осуществлять переподготовку персонала без отрыва от основной работы, экономя к тому же на командировках. Да и самим учреждениям дистанционного образования не надо тратить средств на аренду или постройку зданий, коммунальные расходы и т.д., вывод - экономическая выгода, где она есть, там и дистанционное обучение развивается быстрее.
Таким образом, дистанционное обучение, сегодня хотя и можно назвать быстро развивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей, как хотелось бы современному компьютеризированному сообществу.
Несколько лет назад дистанционному обучению прочили огромное будущее и повсеместное массовое распространение чуть ли не во всех образовательных учреждениях различного уровня (школы, колледжи, вузы) 1, с. 22. Реальность, как всегда, внесла коррективы и определила место дистанционному обучению там, где оно действительно уместно и эффективно.
Из выше изложенного следует, что сегодня важно не столько прогнозировать информационное будущее, сколько решать с помощью дистанционных технологий проблемы настоящего. Не следует забывать, что 95% сегодняшних дистанционных курсов, размещенных в Интернете, еще только ждут своего первого студента.
Заочное, корреспондентское обучение, экстернат - все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку обозначают обучение на расстоянии 2, с. 53. И хотя сегодня они распространены довольно широко, современное представление о дистанционном обучении основывается в первую очередь на информационных и телекоммуникационных технологиях и технических средствах.
Дистанционное обучение тесно связано с интернет-образованием, но не тождественно ему и с точки зрения понятий второе является видовым отличием первого, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения с использованием глобальных ресурсов. Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность педагога и учащихся, например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к Сети.
Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия "педагог-учащийся", хотя все признаки обучения вообще наличествуют и в обучении дистанционном (то есть имеют место учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют). В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный педагог - тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты, например дистанционный педагог, может быть и разработчиком курса, а локальным координатором – сам учащийся.
Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим смыслом, среди толкований которого следует выделить два существенно разных подхода.
Первый, достаточно распространенный сегодня, подразумевает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учащимся (группой учащихся). Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащиеся не приобретают и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.
При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учащихся и педагога "виртуальные доски" с графикой и т.д.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования - основные черты дистанционного обучения данного типа, а его цель - творческое самовыражение удаленного учащегося.
В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т.д. На данный момент, с учетом сложившейся ситуации, среди всего множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта 3, с. 78. Поэтому наиболее интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий происходит именно на базе электронной почты, что важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения более "продвинутых" средств типа видео и ТВ-технологий.
Кроме общедоступных средств существует и большое количество специального программного обеспечения, позволяющего комплексно решать многие организационные и педагогические задачи дистанционного обучения, пример, система видеоконференцсвязи ClassPoint. Преподаватель видит одновременно до 12 видеоизображений удаленных от него учащихся и может позволить учащимся видеть столько же. Каждый из удаленных учащихся может говорить, и его будут слышать все учащиеся, они принимают участие в совместной голосовой дискуссии, до четырех участников могут говорить одновременно. Педагог проводит занятия через Интернет, объясняет материал на общей "доске". Текстовый чат используется педагогом для общей беседы с учащимися или для конфиденциальной с одним из них, а также для открытого обсуждения. Так называемый "центр внимания" позволяет преподавателю "вызвать" одного или нескольких учащихся для ответа, а учащиеся - попросить учителя вызвать их.
Преподаватель, видя запросы всех учащихся, отслеживает их активность, работоспособность, целеустремленность и т.д. На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможно применение различных педагогических форм деятельности, например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка учащихся, а также педагогов друг с другом, выпуск электронных бюллетеней и многое другое.
Эти средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе. Например, учащимся предлагается лекционный материал, в котором ставится образовательная проблема. Каждый учащийся решает её, а результаты рассылает всем учащимся. Эти решения сопоставляются и обсуждаются с помощью электронной почты; учащиеся обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями.
Педагог обеспечивает учащимся возможность контакта со специалистами в изучаемой области по ICQ. Результатом является формулирование возникших вопросов и коллективный отбор главных проблем по теме, которые помещаются на учебный веб-сервер.
Виды дистанционных занятий определяются с одной стороны особенностями педагогического процесса, с другой - набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении обучающего учебного заведения.
Практика показывает продуктивность использования в дистанционном обучении следующих видов занятий:
Вводное занятие проводиться с целью охвата всего курса в целом, обзора его проблематики, предстоящих занятий. Его целесообразно оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере.
Индивидуальное занятие-консультация проводится в различных формах с учетом особенностей каждого учащегося.
Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.
Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.
Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные занятия на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и т.д.
Дистанционные формы занятий применяются не только для учащихся, но и для педагогов и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Например, с помощью дистанционных технологий можно объединить традиционные августовские конференции в разных городах страны.
Интернет повышает роль "сетевых" педагогов, ведь зона их влияния с помощью телекоммуникаций возрастает в сотни и тысячи раз по сравнению с обычным учебным образовательным процессом.
Талантливый педагог интересен не только тем людям, которые его окружают; его миссия шире - помочь тем, которые хотят учиться у него, используя для этого дистанционные технологии. В нашем столетии лучшими педагогами, скорее всего, будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.
Литература:
Ковальчук С.П. Дистанционное обучение. – М., 2005. – 156 с.
Тихонов А.Н. Управление современным образованием. – М., 2006. . – 176 с.
Усков В.Л. Информационные технологии в образовании. – М., 2008. – 184 с.