В статье представлен информационный материал о плюсах и преимуществах системы дистанционного обучения. Статья ориентирована на абитуриентов, у которых возникли вопросы при выборе оптимального варианта формы обучения. В ней показаны основные особенности дистанционного обучения и возможности по его совершенствованию. На основе проведенного исследования авторы отмечают, что данный формат в образовании продолжает стремительно развиваться в учебных учреждениях. В последние годы популярность онлайн-образования растет. Этому способствует масштабное развитие информационных возможностей доступа в интернет, быстрая передача данных, возможность предоставления письменных работ на фото, видеолекции (offline), online-лекции (Zoom-технологии), использование информационных платформ Moodle, Adode Connect и других средств, предусматривающих интерактивность. Преимущества в цифровых технологиях в настоящее время являются чрезвычайно важными для социального развития, т. к. они обеспечивают улучшение качества обучения, автоматический сбор и хранение электронных документов за весь период обучения по каждому студенту взамен существующих ранее бумажных носителей.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная работа, удаленный формат, процесс обучения.
The article presents informational material about the advantages and benefits of the distance learning system and is aimed at applicants who have questions when choosing the best option for the form of education. It shows the main features of distance learning and the possibilities for its improvement. Based on the study, the authors note that this format in education continues to develop rapidly in educational institutions. In recent years, the popularity of online education has been growing. This is facilitated by the large-scale development of information capabilities of Internet access, fast data transfer, the ability to provide written work on photos, video lectures (offline), online lectures (Zoom technologies), using information platforms Moodle, Adode Connect and other means that provide interactivity. The advantages in digital technologies are now extremely important for social development, as they provide an improvement in the quality of education, automatic collection and storage of electronic documents for the entire period of study for each student instead of previously existing paper media.
Началом экспериментального дистанционного обучения в России принято считать 1997 год, а в 2004 году многие дистанционные проекты показали свою результативность и динамику. Поэтому дистанционное обучение стало развиваться не только в образовательных проектах, в учебных заведениях, но и на производстве. В 2005 году международная ассоциация Advanced Distributed Learning заявила, что российские дистанционные системы обучения успешно прошли проверку, что позволило выйти на качественно новый уровень образования. И сегодня почти половина всех университетов нашей страны предлагают абитуриентам возможность дистанционного обучения. Пандемия и введенные ограничения по перемещению, соблюдение установленных дистанций при личном общении стали серьезной проверкой в образовании, т. е. продолжать обучение в сложившейся ситуации было невозможно. Вынужденный переход на удаленную работу в спешном формате заставил перестраивать процессы обучения, что абсолютно не затронуло факультеты и кафедры, специализирующиеся на дистанционном обучении, т. к. их педагогический состав подбирается из числа опытных педагогов, с учетом владения ИТ-технологиями, обладающих навыками пользования интерактивными обучающими платформами, электронными библиотечными системами, сервисами для видеоконференций, при этом преподаватели и методисты проходят обучение, предусмотренное в рамках ежегодного повышения квалификации.
Темп жизни современного человека с каждым днем ускоряется, и технологический прогресс продолжает развиваться. Практически ежедневно мы можем наблюдать за новинками и совершенствованием в электронной технике, новыми открытиями в информационной сфере, большим влиянием информационных и интернет-технологий на жизнь людей. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в универсальном виде, пригодном для практического использования. Они используются в науке, бизнесе, учёбе, работе, в промышленности и производстве, медицине, архитектуре, моделировании и во множестве других сфер деятельности людей.
Исходя из этого, целесообразно подробно проанализировать роль современных технологий в сфере дистанционного обучения.
Дистанционное обучение проводится в удаленном формате с использованием информационных технологий (интернета, электронной почты, телеконференций, компьютерных программ).
Главный принцип дистанционного образования — это использование виртуального пространства для взаимодействия преподавателя со студентом. При этом в основе получения образования дистанционно лежит не стопроцентно самостоятельная работа, а достаточно тесный контакт и общение с преподавателем в нужном для понимания материала объеме. Общение преподавателей со студентами проходит в онлайн-формате через чат, что также, как и при личном общении, дает возможность задавать вопросы, обсуждать тему.
Преимущество такого формата обучения проявляется в следующем:
№ |
Преимущества |
Описание преимуществ |
1 |
Географическая независимость |
Возможность обучаться в любом регионе, при этом не требуется личного присутствия на занятиях, можно сдавать сессию в любое удобное время и в любом месте (вне аудитории): в командировке, в путешествии и т. д. |
2 |
Социальное равноправие, возможности обучения для людей с инклюзией |
Любой студент, независимо от места проживания, семейного положения, социального статуса, возраста, состояния здоровья и физических возможностей сможет обучаться дистанционно. Обучающиеся из «удаленных территорий» могут получить знания и диплом престижного вуза даже при отсутствии денег на проезд и проживание в другом городе, а люди с недостатком свободного времени имеют возможность «подстроить» учебный процесс под себя |
3 |
Рациональное использование времени |
Возможность построения графика обучения с учетом личной занятости и рабочего графика т. к. доступ к учебному сайту предоставляется 24 часа 7 дней в неделю |
4 |
Эффективная визулизация, доступность учебного материала |
Использование электронных ресурсов, доступ ко всей необходимой литературе (электронных учебников хватает всем!). Все видеолекции, презентации по каждому предмету сохраняются в личном кабинете студента до окончания его обучения. Благодаря современным средствам цифровой связи, студент в процессе обучения может получить не только предусмотренную программой информацию, но также консультации, разъяснения и ответы на интересующие вопросы. |
5 |
Индивидуальный подход, личный темп освоения материала |
При дистанционном обучении можно пересматривать лекции неоднократно или пропустить темы, которые были ранее изучены |
6 |
Оценка знаний |
Сдача зачетов и экзаменов на промежуточных аттестациях проводится в форме тестирования, оценка результата выставляется автоматически, как только студент закончил отвечать на вопросы |
7 |
Массовость |
Необходимый объем информации одновременно может получать большое количество студентов |
8 |
Качество |
Качество такого образования ничем не уступает очной или заочной форме обучения. Студентам предоставляется лекционный материал для изучения, учебным планом предусматриваются проверочные работы (тестирования, контрольные и курсовые, пишется выпускная квалификационная работа) |
9 |
Контроль обучения |
Весь процесс обучения сопровождается куратором |
10 |
Совершенствование информационных технологий |
Автоматизация и цифровизация процессов обучения, интеграция и автоматический обмен данными в программах, разработки мобильных приложений по обучению. |
Для дистанционного обучения организовывается удобная цифровая среда для преподавателей и студентов. Процесс обучения осуществляется через «личный кабинет», где размещаются следующие модули:
- Обучение.
- Практики.
- Расписание занятий, графики сессий.
- Ссылки на источники литературы, ЭБС, сайты.
- Информация и мероприятия.
- Формы, бланки, заявления.
- Контакты.
Осуществление обучения в данном формате обеспечивает централизованное хранение информации и документации (все письменные работы, с комментариями и оценками преподавателей по каждому студенту и предмету за весь период обучения), формирование электронной зачетной книжки, прохождение тестов для самоконтроля по каждому предмету, с автоматическим формированием результата и отметкой о правильности выбранного ответа, обеспечение методическим материалом по написанию письменных работ, шаблоны и формы по их оформлению, ознакомление студентов с нормативными актами и внутренними организационно-распорядительными документами.
В случае необходимости, можно дорабатывать и создавать модули. Например, можно разработать модули:
- «Контроль и задачи» для автоматического напоминания:
— о сроках сдачи экзаменов, зачетов, письменных работ, с отражением количества долгов в профиле каждого студента.
— об оплате за обучение, о наличии финансовых долгов (с возможностью размещения скан вариантов договора, дополнительных соглашений иных документов по оплате и графой о сумме к оплате за обучение, наличии долга и сумме пени) т. е. студент в своем личном кабинет видит всю информацию по оплате за обучение.
— о пересдаче по предметам,
— об академических долгах, и возможном отчислении при наличии определенного количества задолженностей.
— для преподавателей — по срокам проверки и выставления оценок загруженных работ, актуализации предложенной литературы, нормативной документации по предмету.
- «Улучшения и предложения» через него осуществляется обратная связь со студентами по предложениям, с возможными улучшениями процесса обучения.
- «Показатели» — который формирует рейтинг по группам, с учетом показателей эффективности.
- «Студенческая жизнь» в нем ежедневно размещать информацию:
— новости, поздравления, рекламу, объявления;
— проводить онлайн игры;
— марафоны;
— опросы и анкетирование.
Все это возможно создавать без вложения средств, разрабатывать постепенно, при этом каждый студент может вносить предложения по улучшению качества дистанционного обучения.
Далее приведем примерные расчеты экономии при дистанционном обучении, за основу взяли учебную сессию:
№ |
Мероприятия |
Количество дней |
Финансовая экономия (рублях) |
1 |
Поездки в ВУЗ (из других регионов, стран) |
20 |
от 10000,0 до… |
2 |
Оплата проживания в гостинице или аренда квартиры |
22 |
15000,0 |
3 |
Возможность продолжать работать, не оформляя учебный отпуск |
22 |
30000,0 |
4 |
Обеспечение учебным материалом, литературой |
от 5000,0 |
Исходя из полученных данных, просчитаем экономию за определенные периоды.
№ |
Период |
Количество дней |
Финансовая экономия (рублях) |
1 |
Всего (в среднем) за 1 сессию |
22 |
60000,0 |
2 |
Всего за 1 год обучения |
44 |
120000,0 |
3 |
Итого за период обучения |
200 |
540000,0 |
Из приведенного примера можно сделать вывод, что дистанционное обучение экономически выгодно, при этом использование новейших информационных технологий в сфере дистанционного обучения обеспечивает интенсификацию всех уровней образовательного процесса. Дистанционная форма возводит в квадрат возможности получения знаний, минимизируя необходимость присутствия в университете, затраченное время и деньги, благодаря чему стать дипломированным специалистом под силу любому, у кого есть желание учиться.
В Челябинском государственном университете обучение с применением дистанционных технологий предлагает факультет заочного и дистанционного обучения (далее ФЗДО) https://www.csu.ru/studying/distance-learning/distance-learning.aspx
ФЗДО — это неизменно высокое качество дистанционного образования: пройдя курс дистанционного обучения, студенты получают не просто диплом, но действительно глубокие и обширные профессиональные знания. На факультете обучается более 2500 студентов по 7 направлениям и 16 профилям и программам. На ФЗДО обучались и обучаются студенты не только из России, которые успешно проходят процесс обучения, защиты дипломов и магистерских диссертаций. В силу сложившейся ситуации в нашей стране студенты ФЗДО стали участниками СВО и не прекратили обучение т. к. дистанционный формат подходит для обучения в разных условиях, достаточно иметь выход в интернет.
Почему стоит учиться дистанционно? Конечно, интересно быть студентом-очником, ведь именно их мы ассоциируем с веселой студенческой порой.
Однако для тех, кого интересуют знания, а не студенческий стиль и образ жизни, были созданы такие образовательные формы, как дистанционное обучение.
Наши выпускники находят работу по специальности легко и быстро! Фактически, высшее образование нашего вуза — это гарантия работы по специальности. Получив диплом, вы будете применять на практике именно те знания, которые получили в процессе обучения. И наши выпускники умеют это делать, добиваясь признания и реализации в выбранной сфере деятельности.
Дистанционное обучение — это идеальное решение для собранных, самостоятельных и взрослых людей, которым до полного успеха не хватает всего лишь небольшого толчка — высшего образования.
Ежегодно с 20 июня до конца октября ФЗДО проводит приемную кампанию. По вопросам поступления вы можете обращаться к консультанту по телефону 89020215441, телефон горячей линии 83512238030.