Современные цифровые технологии используются в образовательном процессе практически во всех высших учебных заведениях. Использование мультимедийных презентаций, а также общение преподавателя с обучающимся с помощью электронной почты или чата вошло в обиход образовательного процесса. Начиная с 2020 года, когда всему миру пришлось перейти на удаленный режим, образовательные учреждения перешли на дистанционный формат образовательного процесса. Задачей преподавателей стало в кратчайшие сроки наладит процесс взаимодействия обучающихся с преподавателем с использованием инфокоммуникационных устройств. Использование современных цифровых технологий в допандемийные времена и послужило к резкому развитию дистанционного обучения.
Дистанционное образование — это специализированная отрасль обучения, основной особенностью которой является автоматизированное взаимодействие участников, которые прикреплены к образовательному курсу. Основным фактором дистанционного занятия есть процесс самостоятельного изучения материала [2]. Дистанционный формат реализует личностно-ориентированный метод к образованию, при котором используется максимально индивидуальный уровень учащегося. Современные инфокоммуникационные и телекоммуникационные технологии являются основой дистанционного образования, так как именно они дают возможность взаимодействовать между преподавателем и участниками учебного процесса вне зависимости от их местонахождения. В качестве основы инфокоммуникационных систем используется — Всемирная паутина — Интернет, а коммуникация между преподавателем и обучающимся происходит с использованием определённого программного продукта.
Методологическая особенность дистанционного образования есть самостоятельная работа обучающегося путем использования разнообразных интерактивных носителей информации. При этом традиционная форма обучения в дистанционном формате образования не является приоритетной. Самообразование является основой дистанционного образования, так как учащемуся приходится самому осваивать умения и навыки по поиску учебной и научной информации, путем использования библиотечно-информационных ресурсов учебных заведений и других электронных ресурсов, а также осваивать навыки работы с мультимедийными средствами компьютерной техники. На практике дистанционный образовательный процесс жаждется на двух основных методиках, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Методики дистанционного образовательного процесса
Методики, представленные на рисунке 1, отличаются друг от друга по коммуникации преподавателя и учащегося [3]. Непосредственное общение преподавателя с учащимися в режиме реального времени называется методикой синхронного дистанционного образовательного процесса. Такая методика ассоциируется с видеоконференций или вебинаром, на котором слушатели получают доступ к ресурсу и вступают посредством современных цифровых технологий и определённого программного обеспечения во взаимодействие с преподавателем. При такой методике используется либо чат или голосовой чат с подключенным аудиовизуальным устройством (микрофон), с помощью программных средств преподаватель дает доступ учащимся для ответов на вопросы. В качестве примера можно привести пример платформу телекоммуникационных конференций Zoom.
В случае, когда коммуникация преподавателя и обучающегося невозможна в онлайн режиме, то такую методику дистанционного образовательного процесса будем называть асинхронной. Эта методика основана на прикрепление обучающихся к определённому курсу с каталогом заданий у которых определены крайние сроки, после которых учащийся будет отключен от конкретного задания. Такая методика подразумевает довольно высокие требования при коммуникации преподавателя с аудиторией слушателей, так как обучающиеся получают доступ к содержанию курса по незапланированному расписанию, и в любое время [3]. Преподаватель взаимодействует с аудиторией путем написания комментариев к выполненным заданиям, прикрепленным к курсам. Гибкость такой методики позволяет преподавателям более осознанно создавать материал, а учащимся изучать этот материал в любое удобное для них время. Учебные материалы, подключенные к курсу, доступны в любое временя и в любом месте.
Отличительной особенностью рассмотренных методик дистанционного образовательного процесса является их педагогическая нагрузка. Синхронная методика предполагает довольно большую педагогическую нагрузку преподавателя, а также довольно обширную нагрузку и обучающегося, так как при такой методике происходит активная коммуникация преподавателя с аудиторией. Асинхронная методика дистанционного обучения уменьшает педагогическую нагрузку преподавателя и увеличивает самостоятельную работу обучающегося, так как при такой методике на первый план выходит самообразование учащегося, а преподаватель же выступает здесь в качестве консультанта.
В соответствии с методологическими особенностями дистанционного образования и в зависимости от методик образовательного процесса можно выделить несколько основных форм организации дистанционного обучения.
— Первой формой дистанционного образовательного процесса является видеоконференция, которая основана на видеотелефонии. Она является специализированной областью информационных технологии, с помощью которой происходит одновременная двусторонняя обработку, передача вывод видеоинформации на расстоянии в онлайн режиме [1]. Для этих целей используются аппаратные и специализированное проприетарная или свободное программное обеспечение. В учебных заведениях все чаще стали использовать такие программные продукты как Zoom, Adobe Connect, и Webinar при помощи, которых преподаватели и обучающиеся обеспечивают свою коммуникацию друг с другом вне зависимости от места расположения. Для подключения к видеоконференции, созданной преподавателем нужен только компьютер и Интернет.
— Второй формой, которую мы рассмотрим этой статье будет веб–занятие. Веб-занятие представляет собой определённый образовательный процесс, основанный на специализированных веб технологиях. Такой образовательный процесс является дополнением лекционной части учебного занятий, она включает в себя проведение в дистанционной форме практических, лабораторных и семинарских занятий по определенному курсу [2]. При таких веб-занятиях в определенный момент времени преподаватель открывает доступ к определенным заданиям всем участникам, которые учащиеся должны будут выполнить за отведенное количество времени. По окончанию веб-занятия доступ к этим занятия закрывается преподавателем.
— Третей формой, которую рассмотрим будет такая форма, которая объединяет в себя элементы синхронной и асинхронной методики образовательного процесса. Такую форму называют будем называть смешанной или гибридной. При такой форме обучения учащиеся подключаются к курсу, в котором присутствует лекционная часть и самостоятельная работа. После каждой видеоконференции учащиеся получают доступ к заданию, по теме которая была пройдена на видеоконференции и крайние сроки его выполнения, до которого они обязаны загрузить на сайт готовый текст выполненной работы. Преподаватель обязан проверить работы до окончания срок выполненной работы поставить определенную оценку, при этом он может написать комментарий через определенную онлайн-форму и увеличить срок сдачи конкретного обучающегося, если работа выполнена с ошибками. По мере того как обучающиеся сдают определенные работы им открывается доступ к другим работам и модулям.
— Четвертая форма дистанционного образования является объединение очного образовательного процесса с дистанционным. Такой объединение будем называть открытом расписанием онлайн-курсов. Именно такое объединение начало развиваться в последнее время в образовательных учреждениях, когда одна часть учащихся допущенных к очной форме обучения и другая, которая не допущена на очные занятия и она может подключиться к курсу очного занятия дистанционно. При открытом обучении обучающиеся по расписанию учебного занятия подключаются через Интернет к курсу. Учащийся, который подключился с через Интернет в дистанционном формате, также может задавать вопросы преподавателю посредством чата или в голосовом формате коммуникации, посредством аудиовизуальных средств [4]. Запись проведенного занятия, вместе с заданными вопросами выкладывается на определённый портал учебного заведения, на котором любой учащийся получивший доступ к порталу может пересматривать записанные курсы в любое время. Доступ к записи курса предоставляется до завершения обучения. Запись курса представляют собой видеотрансляции очного занятия. Такие курсы предоставляют обучающимся большую свободу. Для успешного завершения определённого предмета обучающиеся получают доступ к онлайн библиотекам, электронной почте и т. д.
Результативность рассмотренных форм дистанционного образовательного процесса зависят от четырех факторов:
— Эффективная онлайн коммуникация преподавателя и учащегося, которая не будет зависеть от местоположения и расстояния;
— Широкое использование специализированных методов образовательных технологий;
— Высокая продуктивность использования методических материалов и довольно совершенная возможность потребления их учащимся;
— Оперативная взаимосвязь между преподавателем и обучающимся.
Заключение .
За последние десять лет ввиду того что инфокоммуникационные и телекоммуникационные системы стали переходит на более высокий уровень передачи информации на огромные расстояния, ведущие учебные заведения мира стали постепенно предлагать образовательные услуги для широких масс населения. Своим триумфом дистанционное образование может считать 2020 год, когда все учебные заведения стали переводить своих обучающихся на дистанционный формат обучения. Именно дистанционное образования во втором десятилетии стало основным образовательным процессом мирового образования. Дистанционное образование представляет собой особую педагогическую деятельность, которая должна базироваться на трех основных постулатах, а именно обучение широкого слоя населения мира вне зависимости от расстояния, использование самых современных цифровых технологии и самообразование.
Литература:
- Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 2016
- Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014
- Толстобоков О. Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. Монография. — М.: Мир науки, 2020
- Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2014