Реалии современного дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 13.05.2021

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Головко, А. Н. Реалии современного дистанционного обучения / А. Н. Головко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81022/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор пытается обозначить преимущества и недостатки дистанционного обучения на современном этапе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный процесс.

В настоящий момент тема дистанционного обучения стала как никогда актуальна. Дискуссии о преимуществах и недостатках дистанционного обучения школьников и студентов ведутся во многих изданиях, интернет-ресурсах.

Дистанционное обучение характеризуется тем, что вся или большая часть учебного процесса осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

К преимуществам дистанционного обучения можно отнести следующее:

1. Снижение затрат на обучение как со стороны учебного заведения, так и со стороны обучающихся.

Учебное заведение может экономить на арендной плате, заработной плате обслуживающего персонала (гардероб, технические службы), зарплате преподавателей (преподаватель может читать лекции онлайн для большей аудитории).

Экономия учащихся состоит из отсутствия необходимости оплачивать проезд к месту проведения занятий, оплачивать съем жилья (для иногородних студентов).

2. Возможность более свободного планирования графика учебного процесса

Студент самостоятельно может планировать свою загрузку, составлять график работы. Дистанционное обучение особенно привлекательно для людей с ограниченными возможностями, молодых мам с маленькими детьми, людей, находящихся в труднодоступных районах, для тех кто не любит людные места и переполненные помещения.

3. Более широкий охват аудитории (нет ограничений по количеству слушателей курса).

4. Повышение качества обучения за счет использования современных технических средств.

При дистанционном обучении могут использоваться электронные учебники с визуализацией учебной информации, моделированием и имитацией изучаемых процессов или явлений, осуществлением контроля с диагностикой ошибок и обратной связью, осуществлением самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности, усиления мотивации обучения (например, за счет использования игровых ситуаций).

5. Обучение в максимально комфортном темпе.

Учащиеся не боятся отстать от сокурсников, всегда есть возможность вернуться к сложному вопросу или теме в любое удобное время, а легкую тему — опустить, потратив время на важные вопросы.

6. Возможность совмещения учебы для работающих студентов.

Принципы дистанционного обучения дают возможность сочетать учебу с напряженным рабочим графиком. Особо мотивированные студенты могут учиться одновременно на нескольких курсах, получая образование по нескольким интересующим их направлениям. Единственные требования для этого — наличие высокоскоростного интернета и немного свободного времени для учебы.

7. Высокие результаты обучения.

Тенденции дистанционного обучения показали, что этот вид учебы ничем не уступает, а иногда даже превосходит традиционные посещения аудиторных занятий. Благодаря самостоятельной работе студент гораздо лучше запоминает и глубже понимает пройденный материал, применяет его на практике, а применение современных технологий повышает интерес к обучению.

8. Многообразие средств связи с преподавателями.

Взаимодействие преподавателя и студента возможно с использованием как online, так и offline ресурсов, к которым относятся мобильные телефоны, электронная почта, единая электронная образовательная среда, используемая учебным заведением и т. д.)

9. Доступ к учебным материалам.

Методическая система дистанционного обучения построена таким образом, чтобы студент в любое время мог получить доступ к обширным онлайн-библиотекам с учебниками, методичками, задачниками и прочими материалами, необходимыми для учебы.

10. Спокойная обстановка.

В процессе сдачи тестов и экзаменов учащийся испытывает меньше стресса и волнений. Отсутствует возможность субъективной оценки знаний: настроение преподавателя, непристойный внешний вид или общественный статус студента, успеваемость по другим предметам никак не скажутся на общей оценке по предмету.

11. Комфортная работа преподавателя.

Преподаватель имеет возможность работать независимо от его местонахождения, по прежнему уделяя внимание большому количеству учеников.

12. Индивидуальный подход.

Можно провести аналогию занятий с репетитором: современные системы дистанционного обучения позволяют получить ответ на любой возникающий у студента вопрос. В традиционной учебе преподаватель не всегда может уделить время каждому студенту.

Недостатки дистанционного образования.

Как в любом другом аспекте нашей жизни, в дистанционном обучении кроме «за» есть и свои «против»:

1. Наличие сильной мотивации.

Учиться дистанционно смогут только те, кто хорошо себе представляет, для чего им это нужно. Так как большую часть всего учебного материала студент изучает самостоятельно, при дистанционном обучении необходимы крепкие навыки самоконтроля, развитой силы воли и ответственности. Только в этом случае результат будет положительным.

2. Отсутствует возможность развития навыков коммуникабельности.

Весь процесс обучения происходит при минимальном взаимодействии с другими людьми, а иногда — и при полном его отсутствии. Если есть потребность в развитии навыков общения, работы в команде и уверенности — лучше выбирать традиционные методы обучения.

3. Нехватка практических знаний.

Чем отличается дистанционное обучение от традиционного, так это отсутствием «живой» практики, без которой сложно полностью освоить материал.

4. Проблема идентификации.

Суть дистанционного обучения в школах и колледжах состоит в том, что человек проходит обучение, используя средства коммуникации. Достаточно сложно в этой ситуации проверить, насколько самостоятельно студент сдает онлайн-тесты или высылает по почте задания. Существуют программы, основанные на идентификации лица или особенностях печати текста на компьютере, но эти программы не так широко распространены. Учитывая вышесказанное, студентам нередко приходится лично присутствовать на итоговой аттестации, для подтверждения полученных знаний в очном режиме.

Результаты исследований [1] показывают, что дистанционное обучение в последние годы становится неотъемлемой частью образовательного процесса, и этот факт уже признан во всем мире.

В условиях, когда население многих стран находится фактически в изоляции, обойтись без дистанционного обучения невозможно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для успешного перехода в дистанционный формат обучения необходимо увеличение мотивации студентов: учиться в удалённом режиме сможет только тот, кто действительно стремиться получить знания.

Литература:

  1. Собянин Ф. И., Ирхина И. В., Кондаков В. Л., Умарова Б. Ж., Нариманова.Ж., Ковалева Р. Е. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: ЗА И ПРОТИВ // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30762 (дата обращения: 12.05.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, студент, учебное заведение, учебный процесс, возможность, счет использования.


Похожие статьи

Особенности образования в период преобладания дистанционных форм обучения

В статье рассказана история появления дистанционного обучения. Приведены положительные и отрицательные черты данного формата обучения.

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Особенности дистанционного обучения

В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.

Дистанционное обучение студентов в современном мире

В статье рассматривается проблема организации дистанционного обучения в условиях неопределенности и вынужденного перехода преподавателей и студентов к онлайн-взаимодействию. Возникшая ситуация рассматривается как естественный эксперимент, в котором о...

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

О дистанционном труде

В статье автор анализирует понятие и особенности дистанционного труда в современном обществе.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Похожие статьи

Особенности образования в период преобладания дистанционных форм обучения

В статье рассказана история появления дистанционного обучения. Приведены положительные и отрицательные черты данного формата обучения.

Организация дистанционного обучения в современной образовательной реальности

В статье автор рассматривает возможности Интернета в организации дистанционного обучения, приводит его достоинства и недостатки. Представлены те возможности, которые можно реализовать посредством дистанционного обучения.

Особенности дистанционного обучения

В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.

Дистанционное обучение студентов в современном мире

В статье рассматривается проблема организации дистанционного обучения в условиях неопределенности и вынужденного перехода преподавателей и студентов к онлайн-взаимодействию. Возникшая ситуация рассматривается как естественный эксперимент, в котором о...

Дистанционное обучение: взгляд учителя

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса преподавателей общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о дистанционном обучении в России.

Особенности дистанционного обучения математике в средней школе

В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды

Статья посвящена применению дистанционного обучения в системе современного образовательного процесса. Дистанционное обучение является перспективной методикой подготовки специалистов разного профиля в программе «обучение без границ». Рассматриваются д...

О дистанционном труде

В статье автор анализирует понятие и особенности дистанционного труда в современном обществе.

Дистанционное обучение: взгляд ученика

В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Задать вопрос