Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Онлайн-обучение против традиционного очного обучения

Социология
10.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
В данной статье представлен всесторонний обзор современных исследований, теоретических подходов и практических наблюдение, касающихся сравнения онлайн-обучения и традиционного очного обучения.
Библиографическое описание
Олесова, А. А. Онлайн-обучение против традиционного очного обучения / А. А. Олесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131256.


Введение

Цифровая трансформация образования, усиленная массовым переходом на дистанционные форматы в 2020–2022 гг., поставила вопрос о реальном сравнении эффективности онлайн и традиционного очного обучения в центр академических и практических дискуссий. Понимание сильных и слабых сторон каждого формата необходимо для принятия обоснованных решений при разработке учебных программ, распределения ресурсов и создания политик в сфере образования.

Методы исследования

Синтезируются результаты эмпирических работ, мета-анализов и теоретических подходов, публиковавшихся в рецензируемых журналах и отчетах международных организаций. Основной фокус — сравнительный анализ по категориям: учебные достижения, вовлеченность, доступность, социальные навыки, оценивание и затраты.

Практическая часть

Сравнительный анализ по ключевым параметрам:

1. Учебные результаты

Результаты мета-анализов показывают небольшие различия в среднем между онлайн и очным обучением при условии сопоставимого контента и качества преподавания; эффект зависит от дисциплины и типа учебной деятельности.

При самостоятельной работе и изучении фактического материала онлайн-формат часто дает сопоставимые результаты.

2. Вовлеченность и мотивация

Онлайн-курсы страдают от более высокой текучести и снижения вовлеченности при линейном лекционном формате.

Интерактивные элементы повышают мотивацию и удержание, делая онлайн конкурентоспособным с очным.

3. Доступность и инклюзия

Онлайн-обучение расширяет доступ к образованию для удаленных, работающих и людей с ограниченными возможностями при наличии необходимой инфраструктуры, однако цифровой разрыв усиливает неравенство.

4. Социальная динамика и развитие мягких навыков

Очное обучение дает больше возможностей для неформального взаимодействия, развития командных навыков, эмоционального интеллекта и сетевого капитала.

При правильной организации синхронных и асинхронных взаимодействий часть этих эффектов может быть частично воспроизведена онлайн.

5. Оценивание и академическая честность

Онлайн-оценивание требует новых подходов: проактивный дизайн заданий, проективные и практико-ориентированные оценки снижают возможности списывания.

Технологии для мониторинга экзаменов вызывают этические и технические вопросы.

6. Экономические и инфраструктурные аспекты

Для организаций онлайн-формат открывает возможности масштабирования и снижения переменных затрат на аренду аудиторий, однако требует инвестиций в платформы, разработку контента и подготовку педагогов.

Долгосрочные затраты зависят от стратегии обновления контента и поддержки ИТ.

Таблица 1

Плюсы и минусы очного и дистанционного обучения

Заключение

Онлайн и очное обучение имеют свои сильные и слабые стороны. Наиболее устойчивые преимущества достигаются при продуманном сочетании форматов, ориентированном на учебные цели, дисциплину и профиль обучающихся. Политики и руководители учебных заведений должны фокусироваться не на противопоставлении форматов, а на улучшении качества педагогического дизайна, доступности и поддержки преподавателей и студентов.

Литература:

  1. Moore M.G (1993). Theory of Transactional Distance.
  2. Allen I.E & Seaman J (2013). Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States.
  3. Means B, Toyama Y, Murphy R & Baki M (2013). The Effectiveness of Online and Blended Learning: A Meta — Analysis of the Empirical Literature.
  4. Bernard R.M (2009). A meta — analysis of asynchronous online learning and distance education.
  5. Hodges C (2020). The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный