Онлайн-обучение. Как выстроить эффективную методику
Автор: Мкртычян Евгения Павловна
Рубрика: Технические средства обучения
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 05.08.2019
Статья просмотрена: 298 раз
Библиографическое описание:
Мкртычян, Е. П. Онлайн-обучение. Как выстроить эффективную методику / Е. П. Мкртычян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4214/ (дата обращения: 16.12.2024).
С появлением и распространением Интернета, затронувшего едва ли не каждую сторону нашей жизни, сфера обучения не только претерпела существенные изменения, но и приняла радикально иные формы, о которых невозможно было бы помыслить еще полвека назад. Однако какие образы ассоциативно возникают в голове, когда произносится слово «обучение»? Парты, доска, мел; в лучшем случае — переговорная комната, магнитная доска и маркеры и учебники. Все это очень знакомо тем, кто ранее уже обучался и, хотя классические элементы традиционного обучения успешно работают и по сей день, стоит сказать, что появляются и развиваются новые технологии, которые позволяют значительно оптимизировать учебный процесс. Согласно данным исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий по состоянию на конец 2016 г. доля онлайн-обучения в сегменте дополнительного профессионального образования составляет приблизительно 7 % и оценивается в сумму около 7 млрд. рублей, и в ближайшие годы (до 2021 г.) обещает увеличиться до почти 11 % и 11 млрд. рублей соответственно [1].
Рис.1.
В связи с подобными темпами развития сектора онлайн-обучения среди потребителей часто возникают закономерные сомнения в эффективности такого подхода к образованию. В данной статье мы рассмотрим основные тренды онлайн-обучения, его виды и методы, плюсы и минусы, а также ответим на вопрос: «Может ли онлайн обучение быть таким же эффективным, как и традиционное?».
Для начала расшифруем термин «онлайн-обучение». В статье Бартли и Голек о сопоставлении удаленного общения преподавателей и учеников и непосредственного взаимодействия в классе дается следующее определение: «Онлайн-обучение — это форма дистанционного обучения». Таким образом, «онлайн» означает «дистанционный» [2]. Однако же существуют различные ответвления такого формата, например — гибридное, сочетающее методы удаленного образования (в основном, речь идет о применении современных технологий) и учебы лицом к лицу. В чистом виде же онлайн-обучение представляет собой образовательные мероприятия, которые проводятся посредством сети Интернет, без физического присутствия учителя или ученика.
Какие тенденции преобладают в 2019 году в онлайн-обучении? По версии EdMarket на первом месте находится адаптивное обучение. Суть этого подхода в том, что учащийся получает каждый следующий урок на основании того, как он прошел предыдущие. Таким образом система онлайн-обучения подстраивается под индивидуальные нужды учеников.
Второй очевидный тренд — это микрообучение, которое заключается в дроблении долгого курса на небольшие автономные блоки. Пользу этого подхода мы видим в большей по сравнению с объемными курсами легкости внедрения и восприятия учениками, что положительно влияет на мотивацию в обучении. Рис. 2. демонстрирует примерный план блока из статьи “6 принципов успешного микрообучения”, размещенной на сайте EdMarket [3].
Рис. 2.
Уже который год высокую позицию в списках тенденций занимает геймификация. Действительно, игровые элементы и технологии помогают увлечь учащихся, а потому геймификация пользуется популярностью.
Одним из новейших трендов являются чат-боты или голосовые боты, основная цель которых — индивидуальная поддержка учеников. Задачи ботов весьма разнообразны: поиск информации, контента, помощь в выполнении конкретных заданий, техподдержка и проч.
Стремительно растет доля видеоконтента в обучении: можно сказать, что на сегодняшний день в России формат видео как никогда популярен. Например, по данным Mediascope и Web Index за февраль 2019 г. аудиторию YouTube составляет 76 % населения России в возрасте от 12 до 64 лет. Также даже изначально развлекательный видеохостинг теперь позволяет людям обучаться — так 70 % опрошенных россиян считают, что платформа позволила изучить необходимые для их профессионального развития навыки [4].
Рис.3.
Проектное обучение становится популярным в сфере онлайн-образования. Отличительная черта этого тренда — сотрудничество учеников и выполнение заданий сообща. Взаимодействие учащихся не ограничивается образовательным процессом; предполагается, что они будут поддерживать общение на специальных платформах или в чатах.
Любой из этих трендов обладает как безусловно положительными чертами, так и своими недостатками. В таблице 1 перечислены основные достоинства и недостатки онлайн-обучения:
Таблица 1
Плюсы онлайн-обучения |
Минусы онлайн-обучения |
учиться можно где и когда угодно; для обучения нужен только компьютер, ноутбук или планшет со стабильным интернет подключением; |
недостаточное техническое оснащение |
способы обмена информацией у вас будут самые разнообразные (платформы, программы, приложения и т. д.) |
плохое качество связи и подключения к Интернету |
Педагоги, живущие в удаленных районах или имеющие ограниченные возможности, получат перспективы трудоустройства |
необходимость обучаться работе с определенными платформами и приложениями |
учащиеся из удаленных районов или с ограниченными возможностями получат доступ к качественному образованию |
психологический блок (чувство изолированности, например, или скептическое отношение к самому принципу онлайн-обучения), который может помешать активно включаться в процесс на уроке. |
Как показывает Таблица 1, онлайн-формат предлагает обучающимся и обучающим принципиально иной, более гибкий и удобно настраиваемый подход к получению знаний (что весьма актуально для учеников) и вознаграждения труда (что представляет большую важность для педагогов).
Так насколько же эффективен формат онлайн-образования? Большое количество исследований статистически подтверждает результативность удаленного и гибридного типов обучения по сравнению с традиционным обучением в классе. Из систематического анализа Наварро и Шумейкера видно, что ученики, которые обучались удаленно, в итоге показали лучшие результаты, чем приверженцы классического обучения лицом к лицу [5].
Об эффективности гибридного типа сообщает исследование Ровай и Джордана, доказывающее тот факт, что ученики, которые поддерживают контакт с учителем и коллегами вне классной комнаты и используют онлайн-платформы, мессенджеры и проч., не только достигают больших успехов, чем ученики, чье общение и взаимодействие ограничивается классом, но и испытывают чувство общности и принадлежности к коллективу [6]. Эти факты говорят не только о пользе онлайн-обучения как такового, но и об успешности чат-ботов, которые позволяют легко ориентироваться в контенте, и о необходимости проектной работы, которая выводит общение учеников и преподавателей за рамки строго образовательной коммуникации.
Наиболее известным и обширным исследованием, подтверждающим эффективность онлайн-обучения, является метаанализ, проведенный на базе Стэнфордского исследовательского института. По результатам анализа 45 исследований ученые выяснили, что исключительно удаленное взаимодействие улучшает (хотя и весьма незначительно) качество обучения, в то время, как ученики, которые обучались в гибридном формате, демонстрировали более высокие результаты [7].
Что касается микрообучения, использования видеоконтента и игровых элементов, то эти средства хороши для решения определенных задач и не подходят для организации обучения в целом. На наш взгляд, формат микрообучения должен воспроизводиться в целостном макрокурсе, поскольку микроблоки удобно применять для освоения конкретных навыков, а не системного образования и получения знаний. Таким же образом игры и видеоконтент полезны в контексте изучения практических навыков.
Учитывая проведенные исследования, школа Language Profi School предлагает оба варианта: стопроцентное онлайн-обучение, которое проходит исключительно онлайн, а уроки проводятся либо индивидуально, либо в мини-группах, и сочетание удаленного и реального обучения, предполагающее подачу большей части материала в классе и дополнительную тренировку, домашние задания, повторение и закрепление при помощи программ, приложений и обучающих платформ. Группы организованы в чатах, что значительно упрощает коммуникацию между школой и учениками. Для более комфортного и интерактивного обучения активно применяются такие платформы, как Edmodo и Quizlet, которые предварительно показывают положительные результаты при обучении.
Литература:
- Системное исследование “Исследование российского рынка онлайн образования и образовательных технологий” [Электронный ресурс] / НИУ ВШЭ, ФРИИ, ФОМ, comScore, East-West Digital News. 2017 г. URL: https://www.hse.ru/news/208978600.html (дата обращения 2.04.2019).
- Bartley, S. J., Golek, J. H. / Evaluating the Cost Effectiveness of Online and Face-to-Face Instruction /S. J. Bartley, J. H. Golek // Educational Technology & Society. — 2004 г. — № 7(4). — p. 167–175.
- Щербаков В. 6 принципов эффективного микрообучения / В. Щербаков // EdMarket [Электронный ресурс]. — 2018 г. URL: https://edmarket.ru/blog/microlearning (дата обращения 2.04.2019).
- Вклад YouTube в культурный ландшафт: факты и выводы для брендов // Think with Google [Электронный ресурс]. — 2018 г. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ad-solutions/video/youtube-cultural-impact/ (дата обращения 4.05.2019).
- Navarro, P., Shoemaker, J. / Performance and perceptions of distance learners in cyberspace / P. Navarro, J. Shoemaker // American Journal of Distance Education. — 2000 г. — № 14(2). — p. 15–35.
- Rovai, A. P., Jordan, H. / Результаты систематического исследования “Blended Learning and Sense of Community: A Comparative Analysis with Traditional and Fully Online Graduate Courses” / A. P. Rovai, H. Jordan // The International Review of Research in Open and Distance Learning [Электронный ресурс]. — 2004 г. — № 5(2). URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/192 (дата обращения 2.04.2019).
- Means, B., Toyama, Y., Murphy, R., Bakia, M., Jones, K. / Результаты метаанализа “Evaluation of Evidence Based Practices in Online Learning: A Meta-Analysis and Review of Online Learning Studies. Monograph”: аналитический обзор, сентябрь 2010 г., Стэнфордский исследовательский институт [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov/about/offices/list/opepd/ppss/reports.html (дата обращения 2.04.2019).