Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Астапова, В. А. Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии / В. А. Астапова, Н. В. Гребенкина, О. В. Пронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87232/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование, интеграция речевой и музыкальной деятельности.

Инклюзивное образование — прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, дает надежду на то, что каждый ребенок, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. В России практика инклюзивного образования внедряется повсеместно. К приоритетным ее направлениям относится обучение детей с ОВЗ категории с тяжелыми нарушениями речи в среде ровесников без речевых нарушений.

Коррекционная работа с детьми с ТНР происходит в различных образовательных областях, среди которых музыкальной деятельности принадлежит отдельная роль. Музыкальный вид деятельности синтетичен, он включает в себя восприятие музыки, пение, ритмику, танец, музицирование, музыкальные игры. Актуальность состоит в том, что каждый вид этой деятельности уже содержит в себе коррекционный развивающий потенциал для развития речи ребенка.

Роль музыки в образовательном процессе велика. Она способна объединить несколько человек с разными интересами и разного уровня развития речи в единый дружный коллектив, сплотить и построить эффективное взаимодействие в их группе. В силах музыки раскрепостить замкнутых особ, помочь им преодолеть застенчивость, раскрыть рече-общедвигательные функциональные резервы организма, развить уверенное общение. Поднять всеобщее настроение, сделать работу коллектива более плодотворной также во власти музыки. Кроме того, музыкальное творчество позитивно влияет на снижение зависимости обучающегося от многих проблем, обусловленных особенностями его образовательных потребностей, а также ведет к росту творческого потенциала личности, что способствует ее адаптации и социализации в обществе. Музыкальные занятия с использованием комплекса логоритмических коррекционно-развивающих игр и упражнений также, как и логопедические занятия, имеют общие цели — расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.

Музыкальная деятельность включает в себя различные элементы, являющиеся компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Интеграция музыки и речи охватывает все виды деятельности: слушание музыки, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Интеграция речевой и музыкальной деятельности повышает познавательный интерес, благоприятствует становлению фонетической, лексической и грамматической речи, служит эффективным средством коррекционной работы (с помощью музыки устраняются многие речевые расстройства, в том числе такие сложные их формы, как заикание, логоневроз, дизартрия).

В организованном инклюзивном педагогическом процессе развитие речи посредством музыки происходит поэтапно, начинается с рождения и затем продолжается в дошкольных, школьных, профессиональных учреждениях. Инклюзивная вертикаль предусматривает индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, обеспечивает ему постоянное комплексное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода обучения и содействует его социализации.

После воспитания в семье (в основном через средства детского устного народного творчества и детского музыкального фольклора) работа по речевому развитию ведется в детском саду. На музыкальных занятиях она организуется на основе высокохудожественного учебного материала и пронизывает все виды музыкальной деятельности. Так, пополнение словарного запаса дошкольников, формирование монологической и диалогической речи, выстраивание логической последовательности, образности высказывания мыслей происходит в ходе бесед о музыке, при разучивании стихотворных текстов песен, в процессе музыкально-театрального творчества. Развитие артикуляционного аппарата, дыхания, голоса, дикции, орфоэпии совершается в пении [2, с. 5–8]. Коррекционное воздействие на речь оказывают музыкально-ритмические, логоритмические упражнения, музыкально-танцевальные и музыкально-речевые игры. Пальчиковые игры и игра на музыкальных инструментах решают вопросы развития мелкой моторики и слухового восприятия — важных факторов формирования активной речи.

Речевое развитие дошкольников с ТНР в ходе музыкальной деятельности осуществляется по двум направлениям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется самостоятельная речевая деятельность. Во многом этому способствует языковая природа музыки. Особенности строения, интонационные возможности, программность и красочность музыкальных произведений позволяют формировать ритмический, тембральный, звуковысотный и динамический слух ребенка, чувство темпа и времени, эмоциональную отзывчивость.

Знания, умения и навыки, полученные детьми в детском саду, далее умело используются в школе. К тому времени у детей укрепляются голосовые связки, увеличивается объем дыхания, улучшается координация между слухом и голосом, более точным становится произношение отдельных звуков и слов. Углубленное изучение принципов деятельности голосового аппарата и правил обращения с органами, участвующими в голосообразовании, позволяют ученикам правильно управлять своим голосом. Однако остается ряд проблем: некоторые школьники отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким проговариванием слов, «проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. На уроках музыки продолжается работа по расширению словарного запаса, работа над артикуляцией и дикцией, над развитием связной речи, просодической ее стороны. Используемые на занятиях ребусы, загадки, музыкально-двигательные упражнения для детей пробуждают творческое воображение, память, логическое и образное мышление, что приводит к активному развитию внешней и внутренней речи.

В профессиональных учреждениях основной задачей музыкально-речевого развития становится формирование речевой культуры. Так как для представителей многих профессий основное требование — это хорошее знание языка и умение пользоваться его богатством, на данном этапе инклюзивного обучения большое внимание уделяется техники речи и развитию выразительного произношения [3, с. 3]. Наиболее действенными в работе с учащимися считаются ритмические музыкальные, двигательные задания и логоритмические упражнения [1, с. 71].

В довершении подчеркнем, что системное использование средств музыкального воспитания в работе с обучающимися с ТНР на всех этапах вертикали инклюзивного образования способствует успешной коррекционной работе по речевому развитию. Результаты окажутся выше, если дети, попавшие в интегративную среду в раннем возрасте, ни на каком этапе своего развития не будут лишены общества нормативно развивающихся сверстников. Также важно организовать преемственность в содержании, задачах, формах и методах педагогической работы между детским садом, школой и сузом (вузом).

Литература:

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений —- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. — СПб: Музыкальная палитра, 2005.
  3. Ром Н. Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения /Н. Ром — «АРДИС», — (Сеансы психотренинга).
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная деятельность, инклюзивное образование, детский сад, ребенок, тяжелое нарушение речи, игра, коррекционная работа, работа, развитие, речевое развитие.


Ключевые слова

инклюзивное образование, дети с тяжелыми нарушениями речи, интеграция речевой и музыкальной деятельности
Задать вопрос