Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 24.04.2020

Статья просмотрена: 462 раза

Библиографическое описание:

Юнда, Л. А. Коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / Л. А. Юнда, И. А. Халанская, М. В. Прохоренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5164/ (дата обращения: 16.01.2021).



Встатье описывается процесс коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Описываются приемы коррекционных занятий. Анализируется реализация программы коррекционной работы по формированию речевого аппарата и исправлению речевых дефектов. Полученные на эмпирическом этапе данные говорят за эффективность интегрированных коррекционных занятий учителя логопеда и воспитателей дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: коррекция, тяжелые нарушения речи, дошкольники, интегрированные занятия, исследование.

Введение. Одной из самых актуальных проблем XXI века стало увеличение числа детей с нарушениями в развитии когнитивной сферы. В первую очередь — это нарушения речевого развития.

Теоретические положения логопедии о характере речевого и психофизиологического развития детей с речевой патологией рассмотрены в трудах Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Т. Б. Филичевой, Ю. Я. Флоренской, Г. В. Чиркиной и др.

Научные труды, основывающиеся на коммуникативно-деятельностном подходе к коррекции речи при ее тяжелом недоразвитии, представлены Л. И. Беляковой, Т. Н. Волковской, О. Е. Грибовой, Л. В. Лопатиной и др.

Представители науки в области дефектологии наблюдают общее снижение речевых и языковых возможностей у детей. Процессы формирования речевых навыков, осознание языковой реальности, сформированность лексико-грамматической стороны речи у многих детей происходит с опозданием или оказывается нарушенными.

Е. Г. Мункуева, анализируя результаты констатирующего эксперимента, делает вывод, что большинство детей с дефектами речи имеют нарушения многих психических функций, в том числе, симультанного анализа и синтеза, сукцессивного анализа и синтеза, зрительно-пространственных функций, лексико-грамматического строя речи [2].

Cовременные учения об особенностях психического дизонтогенеза при нарушениях речевого развития отражены в научных изысканиях Т. В. Ахутиной, А. Н. Корнева, В. В. Лебединского, И. Ю. Левченко, K. Durkin, E. L. Grigorenko, C. Njiokiktjien, R.Plomin и др.

Ученые в области логопедии и дефектологии уделяют большое внимание изучению методов коррекции речевых нарушений (А. А. Алмазова, Т. Г. Богданова, Т. Н. Волковская, О. Е. Грибова, О. Б. Иншакова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, О. Г. Приходько, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).

Изучение теоретико-методологической основы логопедической и педагогической коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников позволило сформулировать цель исследования — обоснование использования интегрированных форм коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях детского сада.

Объект исследования — речевое развитие дошкольников.

Предмет исследования — корригирующее воздействие на дошкольников с ТНР.

Гипотеза исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста с ТНР отличается рядом особенностей, характеризующих структуру и уровень сформированности основных лексико-грамматических навыков. Использование интегрированных занятий, в том числе, с использованием электронных образовательных ресурсов может быть эффективным в условиях дошкольной образовательной организации.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы с ТНР МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области. Всего участвовало 19 дошкольников. Исследование началось в 2017 году.

Методы исследования: психологическая диагностика; логопедическая диагностика; социально-педагогическая диагностика.

При планировании коррекционных занятий обращалось внимание на клинико-педагогическую классификацию: функциональная и механическая дислалия; дисфония; брадилалия; тахилалия; логоневрозы и логофобии; ринолалия; дизартрия; алалия; афазия, дислексия.

Методы коррекции: сенсомоторная коррекция; дидактические игры; логопедические упражнения с ЭОР; физические упражнения и логопедическая ритмика [4]; сказкотерапия; песочная терапия; игровая деятельность; дыхательная гимнастика; здоровьесберегающая педагогика.

Результаты и их обсуждение

Разработанная схема коррекционных занятий выглядит следующим образом:

– диагностический этап — логопедическое и психологическое обследование;

– подготовительный этап — формирование умения по опознанию звука в речевом потоке; формирование артикуляционных навыков; развитие диафрагмального дыхания; формирование голоса, тренировка связок;

– формирование произносительных умений — постановка и автоматизация звука; дифференциация;

– формирование навыков общения — диалогическая речь; монологическая речь; музыкальное развитие; физическое развитие.

Принципы коррекционной работы: принцип системности коррекционных задач; принцип единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции, определяющий тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ребенка; учет индивидуальных особенностей личности ребенка; принцип динамичности восприятия; принцип продуктивной обработки информации; ринцип учета эмоциональной окрашенности логопедического и педагогического материала.

Сравнительный анализ коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях детского сада

Таблица 1

Методы коррекции

2018г.

2019г.

2020г.

«Галка и ворона» (спутанные слова)

Успешность давалась с трудом. На четвертом объекте (галка) результат приблизился к <1.

Успешность с четвертого объекта. Успешность мало мотивировала на успех. Результат 1.

Успешность с третьего объекта. Успешность мотивировала на успех. Результат 2.

«Дыхательная ритмика», логоритмика

Выполнено успешно. Результат 1.

Выполнено успешно

Результат 2.

Выполнено успешно

Результат 3.

«Дыхательная зарядка» с использованием ЭОР

Диафрагмальное дыхание не всегда полноценное. Результат <1.

Диафрагмальное дыхание иногда неполноценное, чередуется с грудным. Результат 1.

Диафрагмальное дыхание иногда неполноценное, чередуется с грудным.

Результат 2.

Темпоритмика (чтение и заучивание четверостишья)

Успешность низкая (в сравнении с нормой)

Успешность ниже среднего уровня (в сравнении с нормой)

Успешность среднего уровня (в сравнении с нормой)

«Глазодвигательная гимнастика» (сенсомоторная коррекция)

Успешность среднего уровня

Успешность выше среднего уровня

Успешность выше среднего уровня

«Холодно-жарко», «Высоко — низко», «Далеко близко»

Продуктивность третьего воспроизведения

Продуктивность второго воспроизведения

Продуктивность первого воспроизведения

«Неваляшки»

Общая успешность

Общая успешность

«Реципрокная координация» (Ребро, ладонь, кулак)

Успешность освоения программы < 0,8

Успешное освоение двигательной программы <0,9

Успешное освоение двигательной программы <1

Формирование произносительных умений

Продуктивность четвертого правильного воспроизведения

Продуктивность третьего правильного воспроизведения

Продуктивность второго правильного воспроизведения

Проведенное исследование показало, что коррекция тяжелых нарушений речи компенсирует нарушения психического развития ребенка. Данные таблицы отражают динамику речевого развития дошкольников с ТНР. Использованные интегрированные методы логопедической и педагогической коррекции помогают восстанавливать баланс между сенсорной и речевой сферой. Успешное развитие обеих сфер является результатом интегрированной коррекции. Наилучший результат в коррекционной программе отмечен в графе «Глазодвигательная гимнастика» (сенсомоторная коррекция). Самые низкие показатели по распознаванию речи и построению сложных грамматических конструкций (упражнение «Галка и Ворона»)

Выводы. Полученные экспериментальные данные позволяют конкретизировать принципы коррекционной деятельности с учетом анализа проводимой контрольной диагностики.

Несмотря на то, что этот возраст подготовительной к школе группы является критическим для развития возрастных образований, обеспечивающих высшие психические функции, полученные результаты позволяют предположить, что в период шестилетнего возраста наиболее высокие темпы коррекции речи наблюдаются у половины дошкольников. Это также дает основание предположить, что у детей с положительной динамикой в развитии и коррекции речи при помощи использования интегрированной коррекции можно добиться более высоких показателей в развитии когнитивных процессов.

Литература:

  1. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Либроком, 2014. — 224 с.
  2. Мункуева Е. Г. Вопросы диагностики, профилактики и коррекции дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Научный альманах. — 2019 · N 1–2(51) с. 202–204.
  3. Пиаже, Ж. Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М.: Римис, 2008. — 416 с.
  4. Якубович М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с ТНР методами физического воспитания. Владос, 2017. — 279 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, коррекционная работа, детский сад, дошкольная образовательная организация, дошкольник, занятие, метод коррекции, нарушение, речевое развитие.

Похожие статьи

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии...

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности

Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР. Педагогами нашей группы для детей с...

Специфика организации образовательной деятельности для...

Архипова Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим...

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми...

Изучая проблему организации работы с семьей, воспитывающего ребёнка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного

Необходимо помочь родителям детей с тяжелыми нарушениями речи увидеть актуальную проблему ребёнка, или, наоборот убедить...

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через...

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект...

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей...

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в...

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью

Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые

Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Похожие статьи

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии...

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности

Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Особенно часто в детской патологии встречаются нарушения речи. ДОУ должно обеспечить речевое развитие ребенка, включающее владение

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР. Педагогами нашей группы для детей с...

Специфика организации образовательной деятельности для...

Архипова Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим...

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми...

Изучая проблему организации работы с семьей, воспитывающего ребёнка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного

Необходимо помочь родителям детей с тяжелыми нарушениями речи увидеть актуальную проблему ребёнка, или, наоборот убедить...

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через...

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей...

Проект по организации коррекционной работы на основе...

Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4–7 лет и их

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по

ребенок, коррекционная работа, проектный метод, занятие, игра, пересказ, проект...

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей...

Метод проектирования в работе педагогов ДОО становится перспективным средством

Речь — одна из важнейших психических функций человека, а чистая, правильная речь — одно из

Речь в жизни человека играет огромную роль, соответственно любые речевые отклонения в...

Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений...

Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью

Сказка применяется в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые

Развитие диалогической и монологической речи у детей с ТНР посредством сказкотерапии.

Задать вопрос