Использование музыкально-ритмических упражнений, плясок с народными инструментами в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костенич, Н. А. Использование музыкально-ритмических упражнений, плясок с народными инструментами в работе с детьми с ОВЗ / Н. А. Костенич, И. Ю. Пыркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77596/ (дата обращения: 23.04.2021).



«Мы просто другие,

Мы живем на другой глубине.

Мы просто такие.

Неизвестно, по чьей вине.

Нам себя уже не изменить

И такими, как вы, не стать.

Так попробуйте рядом быть,

Попытайтесь нас просто понять...»

сл. В. Борисов, муз. А.Ермолов

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Современный ФГОС дошкольного образования наряду с социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием ребенка, предполагает решение и коррекционных задач, которые должны включаться в программу детского сада, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе все большую популярность приобретают совместные занятия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть организация инклюзивного образовательного и воспитательного процесса. Работая в этом направлении, всё время надо помнить о принципах инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимодействий;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

К сожалению, детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья с каждым годом становится всё больше и больше. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, а для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть тем местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Дети с ОВЗ — это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания: дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети нарушениями речи; дети с нарушением интеллекта; дети с задержкой психа- речевого развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Но, ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов «настоящий” диагноз своих детей и в группах ДОУ воспитываются дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на полноценную адаптацию и социализацию в обществе.

Работе с ребенком с особыми образовательными потребностями требует профессионального взаимодействия всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Музыкальное искусство являются незаменимым средством художественного развития, эстетического воспитания, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из основных целей — формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Одной из важных задач, в нашей музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем, не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, что позволяет влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Наша деятельность как музыкальных руководителей заключается в помощи ребёнку с ОВЗ открыть дверь в большой мир познания, где ребёнок с проблемами получает яркие впечатления.

Из практики известно, что дети воспринимают общение с музыкальным руководителем как особенно радостные минуты их жизни в детском саду. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Перед нами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой — помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Особое место в воспитании детей занимают: музыка и музыкально — ритмические движения.

Доказано, что движение под музыку для детей с патологией в развитии имеет особое значение, так как двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. С этой целью в совместной деятельности мы используем музыкально- ритмические композиции: дети стараются освоить основные, общеразвивающие, танцевальные движения, некоторые композиции представляют собой этюды, другие образно- игровые и ритмические танцы.

Большое внимание в музыкальной деятельности уделяется движению:

–игровые упражнения с народными инструментами;

–элементарный танец;

–танцевальные миниатюры с использованием народных инструментов.

Народные инструменты (ложки, бубны, трещотки, колокольчики) помогают создать на занятии положительный настрой, способствует развитию внимания, памяти, помогают преодолению застенчивости, скованности, расширяют музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Во время игры на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту их разнообразного звучания. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

В. М. Бехтерев отмечал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка. Наряду с использованием традиционных видов детского музыкального исполнительства — пения, движения, игры на музыкальных инструментах нами используется метод элементарного музицирования. Его основоположником является К.Орф. Именно совместное музицирование в синтезе пения, игры на музыкальных инструментах, движений создает благоприятную возможность для самовыражения. Опираясь на всё выше сказанное. мы в своей практике с успехом применяем пляски с инструментами (ложки, бубны), музыкально-ритмические упражнения с использованием народных инструментов.

Движение является основным механизмом уравновешивания в системе «организм-среда». Организм не просто уравновешивается со средой, но и активно приспосабливается. В танце дети представляют себя разными песрсонажами «листочками», «птичками», «капельками» и т. д. Не испытывая страха, дискомфорта от мысли, что делают что-то неправильно, дети танцуют, как им нравится, проявляя выдумку, фантазию в танце учатся общению друг с другом, а также перевоплощению.

Танцевальные движения создают эмоциональное равновесие: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.

Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же мы от них не отказываемся в работе именно с детьми с ОВЗ, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще — механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. Обычно в пару к ребенку мы ставим детей, имеющие хорошее чувство ритма.

В работе используем технологию Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика».

Такие музыкально-ритмические движения, как «Упражнения для рук», «Капельки», упражнения с предметами, этюды «Весёлый тренажер». Данная технология стимулирует наше творчество как музыкальных руководителей и предлагает новые формы организации праздников и развлечения.

Большую помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают праздники. На празднике нами используются уже знакомые детям предметы и музыкальные инструменты, но в непривычной ситуации. Инструменты и предметы неожиданно появляются из сундучка, из «волшебной коробки», что доставляет детям радость.

D:\!!!Work\Desktop\овз\DSC04555.JPG

Индивидуальная работа — один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания, например, в игре «Расписные ложки», «Бубны, колокольчики», развиваются коммуникативных навыков. Упражнения подбираются нами с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка.

D:\!!!Work\Desktop\овз\11.jpg

И пускай эти дети выполняют задания не так чётко и ритмично, но они стремятся не отставать от своих сверстников и своим стремлением дарят радость близким и всем окружающим.

Литература:

  1. Базарова Т., Азбука классического танца. М., 1979г.
  2. Барышникова Т., Азбука хореографии. С-П., 1996г.
  3. Бин Д., Оулдфилд А., Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М., 2002г.
  4. Буренина танцы-игры для детей. С-П., 2010г.
  5. Основы классического танца. Л., 1934г.
  6. Васильева Т., Секрет танца. С. П., 1997г.
  7. Анатомия физиологии человека (возрастные особенности). М., 1974г.
  8. Захаров Р., Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М., 1983г.
  9. Каплунова И., Новоскольцева И., Праздник каждый день. С-П., 2010г.
  10. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. С-П., 2010г.
  11. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. М., 2001г.
  12. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987г.
  13. Са-Фи-дансе (танцевально-игровая гимнастика для детей). С-П., 2010г.
  14. Холл Джим, Учимся танцевать. М., 2008г.
  15. Танцетерапия. Ростов-на-Дону, 2008г.
  16. http://sensint.ru/articles/muzykalnye-zanyatiya-kak-sredstvo-sensornoy-integracii-v-rabote-s-detmi-imeyushchimi
  17. https://infourok.ru/metod-sensornoy-integracii-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi-so-slozhnoy-strukturoy-defekta-2988504.html
  18. http://www.dou70.ru/30/index.php?option=com_content&view=article&id=163:2014–03–17–09–35–00&catid=26:2013–10–07–00–52–07&Itemid=42
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, движение, детский сад, инструмент, время игры, музыкальная деятельность, музыкальный руководитель, упражнение.


Задать вопрос