Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.12.2018

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Буцкая Ж. Н. Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 279-280. — URL https://moluch.ru/archive/234/54395/ (дата обращения: 21.05.2019).



В статье рассматриваются проблемы, посвященные коррекционной работе по формированию и развитию вокальных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певческих умений.

Ключевые слова: вокальные навыки, дыхательная гимнастика, вокальная дикция, вокально-хоровая работа, распевка, пальчиковая игра.

Музыкальный руководитель обязан учитывать особенности возраста детей с тяжелыми нарушениями речи, бережно относиться к голосу ребёнка. У детей с нарушениями речи голос приобретает интонационную бедность, монотонность, носовой оттенок, поскольку дыхание у таких дошкольников является поверхностным, с коротким речевым выдохом, прерывистым.

Сначала педагог должен пояснить детям, как правильно сидеть и стоять во время пения. Затем музыкальный руководитель может провести с ребятами дыхательную гимнастику. Данная необходимость обусловлена тем для того, чтобы укрепить певческое дыхание, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.

В занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи включается пропевание и произношение междометий, которые эмоционально окрашены, выражают волевые побуждения человека — радость, грусть, гнев, страх: «Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай!» и т. д. Часто междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой [1, с. 44].

Для естественной певческой установки необходимо пояснить детям, что голову нужно держать прямо, плечи должны быть расправлены, а осанка — бодрой. При положении стоя — руки могут быть свободно опущенными, а при положении сидя — лежать на коленях. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

Во время работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи музыкальный руководитель должен объяснить воспитанникам, как правильно пользоваться своим артикуляционным аппаратом. Во время пения губы мягкие и свободные, например, пение гласных звуков лучше тренировать на «тёплом вдохе», а согласные звуки — произносить свободно, не напрягаясь.

Также необходима работа над дикцией, где можно использовать специальные упражнения для речевого аппарата. Дикция подразделяется на два вида: речевую и вокальную. Вокальная дикция отличается от речевой тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы.

Вокально-хоровая работа с детьми с нарушениями речи является необходимой стороной логопедической коррекции, поскольку она способствует налаживанию работы речевого аппарата детей с тяжелыми нарушениями речи и развивает музыкально-слуховое восприятие. Одним из важных условий вокальной работы является освоение музыкальной речи — органического единства слова и музыки.

Применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Вокально-хоровая работа обычно начинается с распевания, а уже потом с разучивания песен. Педагог должен пояснить детям, что необходимо «разогреть» горло, «сделать голосовую зарядку» [2, с. 45]. Многократный повтор попевок, разучиваемых на музыкальных занятиях, способствует переходу к работе над конкретной песней. Таким образом, голосовой аппарат оказывается подготовленным к более сильным нагрузкам. Изучение новых попевок принято выстраивать по так называемой «глинкинской системе», при которой их диапазон увеличивается от примы до квинты. На упражнениях дети овладевают повторять заданные педагогом звуки — с помощью инструмента и в акапелльном звучании (то есть — без сопровождения).

Чтобы процесс распевания не показался детям утомительным, педагог предлагает воспитанникам исполнение упражнений в разных вариантах: приём «Эхо», «Перекличка», «Соревнование», «Девочки-мальчики» и т. д.

По мере освоения простейших попевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Попевки можно исполнять как на различные открытые слоги — «ле», «ля», «лё», «ми», «ма», «мо», и т. д.

Приведём примеры народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах: «Андрей-воробей», «Снег, лед, кутерьма, здравствуй зимушка-зима», «Падают листики», «Бьют часы на башне», «В огороде заинька», «Паровоз». [3, с. 35].

Большое внимание при работе с детьми данной категории можно уделить и пальчиковым играм, которые тренируют внимание, развивают логическое мышление и память. Игры полезно совмещать с пением, потому что так лучше запоминается распевка с творческими заданиями, которые предлагает Т. Э. Тютюнникова. Например, игры-распевки «Большие и маленькие волны», «Ладушки», «Танцуем, играя!», «Лиса», «Тра-та-та» и т. д. [2, с. 11].

Таким образом, развитие певческих навыков эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в речевом развитии дошкольников. Специально подобранный репертуар помогает, пробуждает мысль, фантазию детей, развивает мимику и эмоциональную динамику. У детей развивается мелодический слух, и появляется интонационная выразительность. Вокальные навыки помогают углублению и регуляции дыхания и укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Тютюнникова, Т. Э. Музыкальные узоры: методическая разработка//Музыкальный руководитель, — 2006. — № 1.
  3. Шамина Л., Браз С. Л., Медведева М. Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: Методическое пособие. — М., 1984.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, вокально-хоровая работа, ребенок, музыкальный руководитель, вокальная дикция, голосовой аппарат, дыхательная гимнастика, нарушение речи.


Похожие статьи

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений...

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки

Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и

Упражнения на развитие дикции. Дикция в пении несколько отличается от речевого...

Методическая разработка музыкального руководителя...

Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками».

Приступая к работе с детьми, педагог-музыкант должен отчетливо понимать, какое влияние на формирование личности ребенка и...

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как...

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология. Автор: Купальная Елена Васильевна.

Перед разучиванием или исполнением песен необходимо проводить работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду...

Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство

Поэтапное постижение вокальной сноровки преображает голосовой аппарат и делает его послушным инструментом.

Вокал — это уникальное средство самомассажа всех внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи.

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным

Поскольку формирование вокальных навыков также предполагает работу над дыханием

Помочь овладеть совершенной дикцией можно только за счет постоянных...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их

Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального...

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём

Дыхательная гимнастика: — Вводная ходьба; — Музыкально-ритмические движения

— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших...

В дыхательной гимнастике используются палочки с перышками, бабочками. Ведь дыхательная гимнастика требует усилий, а

Добиваясь четкой и ясной дикции, следует обращать внимание детей на четкое произношение согласных и чисто пропевать гласные звуки...

Похожие статьи

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений...

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки

Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и

Упражнения на развитие дикции. Дикция в пении несколько отличается от речевого...

Методическая разработка музыкального руководителя...

Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками».

Приступая к работе с детьми, педагог-музыкант должен отчетливо понимать, какое влияние на формирование личности ребенка и...

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как...

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология. Автор: Купальная Елена Васильевна.

Перед разучиванием или исполнением песен необходимо проводить работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду...

Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство

Поэтапное постижение вокальной сноровки преображает голосовой аппарат и делает его послушным инструментом.

Вокал — это уникальное средство самомассажа всех внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи.

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным

Поскольку формирование вокальных навыков также предполагает работу над дыханием

Помочь овладеть совершенной дикцией можно только за счет постоянных...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это

Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их

Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального...

Коррекция речевых нарушений в процессе... | Молодой ученый

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры речи у детей с ТНР.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём

Дыхательная гимнастика: — Вводная ходьба; — Музыкально-ритмические движения

— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие вокала при формировании певческих навыков у старших...

В дыхательной гимнастике используются палочки с перышками, бабочками. Ведь дыхательная гимнастика требует усилий, а

Добиваясь четкой и ясной дикции, следует обращать внимание детей на четкое произношение согласных и чисто пропевать гласные звуки...

Задать вопрос