Моделирование учебного процесса колледжа и его автоматизация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Бисембаева, К. Ж. Моделирование учебного процесса колледжа и его автоматизация / К. Ж. Бисембаева, С. А. Кульмамиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87325/ (дата обращения: 20.01.2022).



Статья является продолжением предыдущей статьи по анализу известных проблем автоматизации процессов учета, контроля и управления учебной работы колледжа. В современном развитии колледжа должна быть совершена реструктуризация основных его бизнес-процессов, протекающих в учебном процессе. Также востребованным является своевременное изменение технологии реализации на цифровых платформах для качественной поддержки деятельности учебного процесса колледжа. Это труднореализуемо без модернизации структуры системы управления колледжа, связанной с управлением его учебной деятельностью.

Ключевые слова: моделирование процесса, автоматизация управления, ориентированное управление процессом, S-BPM, гибкий процесс, рефлексивность.

Моделирование учебного процесса колледжа.

В данной статье рассматриваются подходы к автоматизации процессов учета, контроля и управления учебной работы колледжа. Главным из подходов является построение модели учебных процессов, где наглядно можно наблюдать главные принципы автоматизации учебных процессов. Полученные модели позволили сформулировать основные особенности и требования к типовому мониторингу и управления учебной подготовкой обучающихся колледжа.

Формулировка результатов автоматизации учебной работы колледжа при использовании АИС

Рис. 1. Формулировка результатов автоматизации учебной работы колледжа при использовании АИС

Автоматизация процесса обучения в колледже

Этот раздел статьи описывает результаты исследований возможностей управления обучением как процессом, а также применение новых ИКТ и инструментов цифровых платформ. Здесь процесс обучения рассматривается как совместная деятельность участников процесса в организации усвоения учебной дисциплины, получения новых предметных и процедурных знаний.

Авторам статьи не известна ни одна из автоматизированных систем, которая предусматривала бы автоматизацию и управление обучением как процессом, все современные системы являются обеспечивающими. С учетом результатов ряда исследований [15–17], сформулируем следующие требования к процессу обучения (рисунок 2):

1) Быстрая адаптация процесса к изменениям. Обеспечивается, например, созданием условий для самоорганизации системы.

2) Гибкое управление процессом, возможность применения различных методов. Обеспечивается самоорганизацией и децентрализацией.

3) Постоянное взаимодействие участников процесса, как предметное, так и процедурное. Приводит к аддитивному эффекту.

4) Создание возможностей для рефлексии, творчества, использования субъектности участников процесса. Расширяет использование интеллектуальных ресурсов участников.

5) Интеграция в процессе документов и обеспечивающих информационных систем. Позволяет рационально использовать необходимые ресурсы.

6) Оценка эффективности выполнения каждого экземпляра. Повышает возможности по совершенствованию процесса.

Формы требований колледжа к процессу обучения

Рис. 2. Формы требований колледжа к процессу обучения

Элементы моделей (рис. 3) обладают свойствами, которые позволяют администратору АИС построить модели процесса и выполнить проектирование приложения.

Таким образом, результаты исследований авторов статьи по автоматизации учебного процесса колледжа позволил сформулировать следующее заключение:

  1. Современные требования к управлению процессом обучения делают практически невозможным использование традиционных подходов. Поэтому реализация требований управления образовательных процессов возможна при использовании субъектно-ориентированного подхода и инструментальной системы Metasonic S-BPM Suite.
  2. Простота нотаций Metasonic S-BPM Suite позволяет участникам процесса обучения самостоятельно вносить изменения в экземпляры процесса, создавая таким образом базу процедурных знаний. Все созданные варианты хранятся в облачном хранилище и запускаются как сервисы.

Метамодель обобщенного процесса обучения

Рис. 3. Метамодель обобщенного процесса обучения

  1. Предложенная в статье структура процесса обучения состоит из метамодели процесса и множества вариантов детальных моделей. Варианты отражают особенности дисциплины, преподавателя, аудитории, любые изменения в процессе. Использование субъектности участников процесса является основой для совершенствования процесса.
  2. Субъектно-ориентированный подход к обучению способствует трансформации колледжа от жесткой, функциональной структуры давних лет к гибкой, сетевой рефлексивной организации образования нового тысячелетия, основанной на максимальном использовании творческих возможностей и потенциала всех участников процесса обучения.

Литература:

  1. Автоматизация управлением учебным процессом «АСУО Контингент». — 2010. –http://asuo-kontingent.ru.
  2. Солянкина Н. Л. Как составить рабочую программу учебного курса? — Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009. — 27 с.
  3. Фаулер М. Архитектура корпоративных программных приложений.: Пер. с англ./ М. Фаулер — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 544 с.
  4. Бабич Н. А. Принципы построения современных систем управления данными / Н. А. Бабич // В мире научных открытий. — Красноярск: НИЦ, 2010. — Часть 6. — С. 43–45.
  5. Булыгин В. Г. Автоматизация учебного процесса // В. Г. Булыгин. Основы автоматизации процесса обучения 2012. — http://www.eusi.ru/lib/bulygin_osnovy_avtomatizacii_processa_obucenia/2.shtml.
  6. Осипов Д. Л. Базы данных и Delphi. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 752 с.
  7. Enterprise Resource Planning (ERP). 2012. –http://ru.wikipedia.org/wiki/ERP.
  8. Gartner. 2012. — http://ru.wikipedia.org/wiki/Gartner.
  9. Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. СПб.: -Петербургского университета, 1997. 332 с.
  10. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М.: Горячая линия-Телеком, 2002. 320 с.
  11. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002. 224 с.
  12. Лепский В. Е. Стратегичность предприятия XXI века (субъектно-ориентированный подход) // Экономические стратегии. 2006. № 3. С. 110–118.
  13. Чеботарев В. Г., Громов А. И. Роль субъектности в бизнес-процессах // Бизнес-информатика. 2013. № 1 (23). С. 3–9.
  14. Гейсельхарт Х. Обучающееся предприятие в XXI веке / Пер. с нем. Калуга: Духовное наследие, 2004. 264 с.
  15. Бисенбаева К., Кульмамиров С. А. Пути реализации проблем автоматизации процессов обучения в колледже // Журнал «Хабаршы университета Коркыт-ата». Кызылорда: Универистет имени Коркыт-ата. 2021. Статья на стадии публикации.
  16. https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-protsessa-obucheniya
Основные термины (генерируются автоматически): S-BPM, процесс, процесс обучения, учебная работа колледжа, учебный процесс колледжа, совершенствование процесса, субъектно-ориентированный подход, участник процесса, участник процесса обучения.


Ключевые слова

рефлексивность, моделирование процесса, автоматизация управления, ориентированное управление процессом, S-BPM, гибкий процесс
Задать вопрос