Проблемы организации образовательного процесса в колледже | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 27.10.2014

Статья просмотрена: 1819 раз

Библиографическое описание:

Горькаева Е. Ю. Проблемы организации образовательного процесса в колледже [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6382/ (дата обращения: 21.08.2018).

 

Статья раскрывает проблемы организации образовательного процесса в колледже. Освещены основные пути развития средне профессионального образования. Предложены возможные варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова:образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса.

 

XXI век открывает широкие горизонты перед средним профессиональным образованием. Высокотехнологические и инновационные производства делают ставку на квалифицированные кадры и практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией, профессиональными компетенциями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является базовым уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]

С реализацией функциональных сложностей образования может справиться только правильно организованный образовательный процесс. Образовательным процессом является совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного компонентов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. [2, с.94]

Проблема всестороннего обеспечения и организации учебного процесса всегда находилась в центре внимания отечественных педагогов-исследователей, например, таких как В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А Сластенин и других. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студента. [3]

В современном образовании, весьма актуально, выявление основных составляющих, таких как: обучение, воспитание и просвещение. Преподаватель в своей профессиональной деятельности выступает гарантом осуществления неразрывности этих процессов, гармоничного их сочетания, и призван обеспечить эффективность образовательного процесса, должен соответствовать запросам современного общества и являться свободной, демократической и социально ответственной личностью.

Рассматривая проблемы и пути развития средне специального образования, следует обратить внимание на необходимость перехода от предметно-ориентированного обучения к обучению, ориентированному на развитие учащегося, непосредственно на его личность, практико-ориентированную направленность, междисциплинарную интеграцию, на основе которых, будет формироваться независимость стиля мышления и профессиональные навыки и умения.

В связи с этим, следует отметить, что огромный поток информации, с которым постоянно сталкиваются учащиеся, устарелые методики обучения и закостенелые консервативные организационные формы представления учебного материала, негативно отражаются на процессе и качестве обучения, чем обуславливают наличие такой проблемы, как несоответствие образования социальному запросу общества, что порождает массовую безработицу среди выпускников.

Анализ учебного процесса в средних специальных учебных заведениях свидетельствует о том, что, для практического обучения выделяются частные умения, не отражающие целостную профессиональную деятельность, которые в совокупности не охватывают все стороны деятельности будущего специалиста. [4, с. 13–18]

Как правило, практико-ориентированная направленность у студентов средне профессиональных учебных заведений зачастую является лишь формальной, лаборатории и мастерские находятся в плачевном состоянии и не соответствуют уровню развития современных технологий, а прохождение практик на производстве, ограничивается только работой с документацией, после завершения которой, студент, в полной мере не способен оценить сферу будущей деятельность и не имеет представления о профессиональных должностных обязанностях. Отсутствие логических взаимосвязей между теоретическим знаниями и практическими умениями обуславливает невозможность будущим специалистам их эффективно использовать в своей трудовой деятельности.

Для формирования у студентов способностей грамотного принимать деловые решения и развития профессиональной компетентности, необходимо создать такие условия, чтобы в совокупности по всем специальным дисциплинам, практикумам и видам практики обеспечивалась готовность студента к восприятию информации и развитию умений применять полученные знания в будущем, развилось системное мышление, сформировалась научная картина мира, умения научно-исследовательской работы.

На процесс обучения постоянно влияют множество факторов, наличие которых и обуславливает сложности организации образовательного процесса. А именно:

Выбор методик обучения;

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

Квалификация педагогических кадров;

Применение инновационных технологий обучения;

Наличие здоровьесозидающей образовательной среды.

И если не учитывается значение каждого из них, то это неизбежно отрицательно отражается на обучении.

Отсутствие эффективного взаимодействия профессионального образования с производством, сказывается на должной организации производственных практик и трудоустройства молодых специалистов, тем самым ухудшаются педагогические условия для подготовки специалистов нового типа, владеющих современными инновационными технологиями.

Слабая материально-техническая база колледжей, слабый педагогический состав, устарелые методики преподавания, недостаточное использование ИКТ в учебном процессе, все это негативно влияет на процесс обучения, делая его не интересным для учащихся, тем самым порождает массовые пропуски занятий и нежелание у учащихся принимать участие в научно-исследовательской деятельности.

Отсутствует связь между подготовкой специалистов и рынком потребления кадров. Крупные предприятия не заинтересованы в заказе для системы образования специалистов определенной квалификации, так как зачастую выпускники и их уровень подготовки не соответствуют требованиям работодателей, они не выдерживают конкуренции в процессе трудовой деятельности, ибо не отвечают требованиям времени и общества, не соответствуют запросам рынка труда.

По мнению работодателей, система образования не справляется с задачей подготовки необходимого количества высококвалифицированных специалистов. У большинства выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции. [5, с. 3–12]

Повышенные требования к конкурентоспособности в экономике, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью, создали такие условия для овладения знаниями в области профессиональной деятельности, что при необходимых случаях, специалист мог бы переквалифицироваться, либо мог бы заниматься общественно полезным трудом в соответствии с его интересами и способностями. [6, с. 128]

На основании вышесказанного можно выделить следующее, что организация образовательного процесса в колледже задача не из легких. Для решения существующих проблем в первую очередь необходимо:

1.                  обеспечить усвоение обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;

2.                  обеспечить современной материально-технической базой лаборатории и производственные мастерские.

3.                  использовать инновационные методики преподавания;

4.                  повышать уровень квалификации педагогов и мастеров производственного обучения.

5.                  обеспечить эффективное взаимодействие профессионального образования с производством, индустрией и рынком потребления кадров.

6.                  создать основу для адаптации обучающихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных компетенций;

7.                  обеспечить социально-педагогические отношения, здоровьесозидающую среду, сохраняющую физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся;

8.                  формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности;

9.                  предоставить разностороннее универсальное образование в сочетании с вариативными компонентами образования;

10.              усилить общекультурную направленность образования.

Решение имеющихся проблем организации образовательного процесса основано на современной модернизации профессионального образования, прежде всего, на проектировании учебно-методического обеспечения образовательного процесса, что непосредственно обусловлено вводом Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые требуют выявления профессиональных компетенций, структурирования учебной информации в соответствии с общенаучной и профессиональной значимостью, адекватных способов усвоения междисциплинарных знаний и умений будущих специалистов. [7, с. 157]

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 94

3.                  Образцов П. И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации образования. Электронный журнал: Вопросы интернет образования. Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_22/cd_site/articles/art_1_2.htm

4.                  Исаева К. Р., Баязова Б. Т. Педагогическая проблема подготовки творческой активности учащихся колледжа. Вестник КарГУ. Караганда, 2012, с. 13–18.

5.                  Лазарев, Г.И. Куда ведут ступени профессионального образования? [Текст] / Г. Лазарев // Высшее образование в России. — 2008. — N 7. — С. 3–12.

6.                  Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с

7.                  Комарицкая Е. А. Моделирование методического обеспечения образовательного процесса в многопрофильном колледже: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08, Калининград, 2011г. 157 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность, эффективное взаимодействие, проблема организации, профессиональная деятельность.

Ключевые слова

образовательный процесс, средне специальное образование, проблемы организации образовательного процесса

Похожие статьи

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового...

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Плюсы и минусы частного образования в Республике Казахстан

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе

Его реализация в образовательном процессе подводит к активному использованию элементов дистанционного образования в практике высшей школы, к пересмотру содержания и технологий обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового...

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество...

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

...профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество, учебно-производственная деятельность...

К вопросу о заочном обучении в СПО | Статья в журнале...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство обучения...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Данная статья посвящена профессиональной подготовке педагогов к трудовой деятельности. Авторы рассматривают вопросы о качестве образования, профессиональной подготовке бакалавра, также охватывают вопросы о системе компонентов...

Плюсы и минусы частного образования в Республике Казахстан

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе

Его реализация в образовательном процессе подводит к активному использованию элементов дистанционного образования в практике высшей школы, к пересмотру содержания и технологий обучения.

Задать вопрос