Административно-регламентная деятельность в зарубежных странах и возможность использования данного опыта в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Новицкая, К. В. Административно-регламентная деятельность в зарубежных странах и возможность использования данного опыта в Российской Федерации / К. В. Новицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87110/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье раскрываются основные характеристики административно-регламентной деятельности в зарубежных странах. Анализ законодательства зарубежных государств показал, что зарубежный опыт административно-регламентной деятельности может стать ориентиром для нашей страны, указывающим на современные тенденции преобразований в системе публичного управления, а также применение такого опыта поможет сделать взаимодействие органов исполнительной власти и населения более качественным.

Ключевые слова: административно-регламентная деятельность, административные регламенты, административные процедуры, государственные функции, деятельность органов публичной власти, административные реформы.

The article reveals the main characteristics of administrative and regulatory activities in foreign countries. An analysis of the legislation of foreign countries showed that foreign experience in administrative and regulatory activities can become a reference point for our country, indicating modern trends in transformations in the public administration system, and the use of such experience will help to improve the quality of interaction between the executive authorities and the population.

Keywords: administrative and regulatory activities, administrative regulations, administrative procedures, state functions, activities of public authorities, administrative reforms, law, state.

Административный регламент представляет собой документ, устанавливающий форму административно-процессуальных действий, которая представляет собой «внешнее, объективное и обязательное выражение содержания административного процесса, не допускающее вариантов действий субъектов правоприменения» 7. Таким образом административные регламенты дают возможность контролировать деятельность органов государственной власти, устанавливают порядок осуществления государственных функций и позволяют населению более эффективно осуществлять свои права в нормативно закрепленной форме административной процедуры, а не в произвольной форме.

Объектом исследования являются общественные отношения в области административно-регламентной деятельности в зарубежных странах.

Предметом исследования являются нормативные документы (законы, декреты, акты), на которых основывается административно-регламентная деятельность в зарубежных странах.

Целью исследования является изучение административно-регламентной деятельности в зарубежных странах и рассмотрение возможности внедрения некоторых положений в правовую систему нашей страны.

Важность изучения обусловлена очевидными пробелами в регулировании отношений органов публичной власти с населением, отсутствием на федеральном и региональном уровнях законодательного закрепления единых процедурных правил осуществления органами публичной власти своих функций и принципов их взаимодействия с гражданами. Зарубежный опыт административно-регламентной деятельности может стать ориентиром для нашей страны, указывающим на современные тенденции преобразований в системе публичного управления, а применение такого опыта поможет сделать повысить качество взаимодействия органов исполнительной власти и населения 11.

В ходе административных реформ в зарубежных странах (1978 г. — США, 1983 г. — Франция, 1997 г. — Германия, 2003 г. — Великобритания) изменился порядок принятия управленческих решений органами публичной власти и роль государственных служащих в этом механизме. Так, среди новых преобразований административно-регламентной деятельности в зарубежных странах можно выделить следующие:

1. Совершенствование правовой регламентации административных процедур, а именно принятие один за другим законов об административных процедурах в западноевропейских странах, во многих странах Восточной Европы и в странах, ранее входящих в состав СССР.

Приблизительно до 1940-х годов специального регулирования административных процедур не существовало. Впервые в США произошло закрепление административных процедур с помощью законодательства, а именно в 1946 году был принят Закон об административной процедуре 14.

Основными целями Закона об административной процедуре являются:

— информирование общественности об организации, процедурах и правилах агентств;

— установление единых стандартов ведения официального нормотворчества при подготовке и реализации материалов, связанных с принятием законов;

— определение объема судебного надзора 3.

Реализация вышеперечисленных целей заключается в прозрачности деятельности администрации, информировании граждан о ее работе, а также пропаганды правовых знаний 9. Таким образом, указанным законом четко структурированы и регламентированы виды административной деятельности. Практически все действия органов публичной власти и их должностных лиц охватываются нормами административно-процессуального права и закреплены в конкретных документах. 6.

2. Упрощение административных процедур, а именно устранение большого числа согласований, к предоставлению гражданам необходим минимальный пакет документов, не предусматривающий заполнение многочисленных бланков, справок и заявлений, упрощение процедуры приема чиновниками населения, облегчение доступа граждан к документам, связанным с подготовкой административных регламентов, улучшение информирования граждан о предоставляемых услугах.

Например, во Франции государственные служащие обязаны принимать заявления от граждан под расписку, при этом они должны представляться гражданам, указывая свою фамилию и должность 5. Граждане должны быть приняты по их просьбе для изложения своих соображений до того, как по их вопросу будет принято отрицательное решение. Создаются центры правовой помощи. Такие учреждения, как правило, открываются на окраинах городов, в проблемных кварталах, где живут безработные и малообеспеченные слои населения. В этих центрах жители могут получить юридическую консультацию, в том числе бесплатную консультацию адвоката 10.

3. Усиление прозрачности деятельности органов публичной власти. Зарубежные государства стремятся активно использовать информационные технологии, позволяющие повысить эффективность работы органов публичной власти и делающие ее максимально прозрачной. Основной частью такой информатизации во многих странах, помимо создания информационных порталов для граждан, является программа «Электронное правительство», первоначально предусмотренная национальной Стратегией цифровых преобразований, опубликованной Британской правительственной цифровой службой (Government Digital Service) в феврале 2017 года. Правительство Великобритании приняло масштабную программу модернизации государственного управления с использованием информационных технологий 4. Цель программы заключается в том, чтобы проекты «электронного правительства» помимо предоставления информации гражданам способствовали повышению оперативности работы государственного аппарата. Так, уже удалось наладить использование цифровых подписей, веб-сайтов, центров обработки телефонных звонков.

На официальных сайтах каждого министерства в Интернете публикуется информация об услугах, оказываемых физическим и юридическим лицам (перечень услуг, график работы, контакты, возможность получения бланков заявлений в электронном виде, нормативные правовые акты и иная официальная информация).

4. Разработка механизмов противодействия коррупции и бюрократизму. Большое значение в рамках государственного управления уделяется вопросам этики, а именно даже разрабатываются кодексы поведения государственных служащих. Так, например, в Великобритании государственные гражданские служащие обязаны проявлять лояльность к государству, действовать строго в рамках утверждённых регламентов, избегать конфликтов между официальными обязанностями и частными интересами 8.

Кроме того, деятельность государственных служащих США оценивается по результатам проделанной ими работы. В каждом административном ведомстве действуют собственные системы оценки, разрабатываемые на основе рекомендаций Службы управления персоналом, которые закреплены в административных регламентах, регулирующих деятельность органов публичной власти 13.

Подводя итоги можно говорить о том, что в рассматриваемых зарубежных странах, таких как США, Великобритания и Франция, правовая регламентация административных процедур, регулирование отношений органов публичной власти с населением, существующие процедурные правила осуществления органами публичной власти своих функций, а также принципы взаимодействия органов публичной власти с населением находятся на достаточно высоком уровне.

Что касается Российской Федерации, то в ней перед государственными органами только ставятся задачи, решаемые в процессе процедурных административных реформ. В нашей стране нет федерального закона «Об основах административно-регламентной и юрисдикционной деятельности», полноценной заменой которого многие считают Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но это не так. Тогда как в зарубежных странах законы об административных процедурах очень распространены. Кроме того, в нашей стране должным образом не обеспечено внедрение систем информационно-технологического обеспечения административных процессов, так как уровень использования информационных технологий в настоящее время не может повысить эффективность деятельности органов государственной власти.

Конечно, в административно-регламентной сфере нашей страны есть определенные прорывы. Например проводится работа по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, приняты постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти». Также в нашей стране заметны сдвиги в реализации программы создания «Электронное правительство» 12. Так, многие государственные органы и органы местного самоуправления имеют официальные сайты, на которых представлена информация о том или ином органе. В органах государственной власти и местного самоуправления вводится электронный документооборот.

Таким образом, зарубежный опыт административно-регламентной деятельности может стать ориентиром для нашей страны, указывающим на современные тенденции преобразований в системе публичного управления, а также применение такого опыта поможет сделать взаимодействия органов исполнительной власти и населения более качественным.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].
  3. Гайдарева. И. Н. Основные направления административной реформы на современном этапе (опыт зарубежных государств). — 2019.– 4–6 с.
  4. Долгин. Н. Н. Административные реформы в зарубежных странах и развитие министерского звена управления // ЦСИ ГЗ МЧС России — 2018. — 13–14 с.
  5. Ефремов М. О. Административные процедуры как форма реализации компетенции органов публичной власти во взаимоотношениях с частными лицами: Дис. канд. юрид. наук. М., — 2019. — 60–61 с.
  6. Кощеева Е. С. Правовые проблемы административно-исполнительного производства в Российской Федерации: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. Омск, — 2018.
  7. Маланина Е. Н. Понятие и значение административных регламентов // Вестник Челябинского государственного университета — 2019. — № 4 (219). –50–51 с.
  8. Малявина Н. Б. Административные процедуры в зарубежных странах // Экономико-юридический журнал «Право». — 2019 — № 2. — 34 с.
  9. Мэннинг Н. Парисон Н. Реформа государственного управления. Международный опыт. — 2018, — 137–139 с.
  10. Никеров Г. И. Административно-процессуальное право США // Государство и право. — 2018. — № 12. — 99 с.
  11. Печерская Е. В. Зарубежный опыт административного реформирования и российская практика. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2019. — № 1. — 216–223 с.
  12. Соломатина. Е. А. Административные реформы в зарубежных странах // Актуальные проблемы административного права. «Право». Вестник Московского университета МВД России. — 2019 — № 2. — 141–144 с.
  13. Федотов В. В. Актуальные направления совершенствования административных регламентов по предоставлению государственных (муниципальных) услуг // Журнал по юриспруденции «Вопросы российского и международного права» — 2018. — № 10. — 4 с.
  14. Цындря В. Н. Административные процедуры и административные регламенты в механизме обеспечения прав и свобод личности органами исполнительной власти // Экономико-юридический журнал. «Право». Бизнес в законе — 2019. — № 2. — 52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, административно-регламентная деятельность, исполнительная власть, США, административная процедура, государственная власть, зарубежный опыт, публичное управление, Российская Федерация, современная тенденция преобразований.


Ключевые слова

государственные функции, административные регламенты, административно-регламентная деятельность, административные процедуры, деятельность органов публичной власти, административные реформы
Задать вопрос