Открытость государственного управления в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Шмидт Д. А. Открытость государственного управления в зарубежных странах // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 386-388. — URL https://moluch.ru/archive/260/59977/ (дата обращения: 12.12.2019).



Ключевые слова: Открытое правительство, открытость, государство, власть, государственное управление, Российская Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

В 2015 году международная неправительственная организация World Justice Project, после проведения соответствующего исследования, опубликовала международный рейтинг открытости государственного управления «The Open Government Index 2015» [9]. Всего было проанализировано 102 страны. Оценка осуществлялась по четырем основным показателям:

  1. Publicized laws and government data (англ.: опубликование нормативных правовых актов и государственных данных). Этот показатель определяет понятность и доступность информации, касающейся государственного управления. Здесь также учитывается, представлена ли эта информация на всех основных государственных языках, используемых гражданами.
  2. Right to information (англ.: право на информацию). Этим показателем определяется, удовлетворяются ли запросы о предоставлении информации, находящейся в распоряжении органов власти (при условии, что такая информация не является секретной). Он также определяет, удовлетворяются ли эти просьбы в разумные сроки, является ли представленная информация актуальной и полной.
  3. Civic participation (англ.: гражданское участие). Оценивается эффективность механизмов гражданского участия, включая защиту свободы мнений и их выражения, собраний и ассоциаций.
  4. Complaint mechanisms (англ.: механизмы подачи жалоб). Здесь оценивается возможность людей обращаться с конкретными жалобами в органы власти по поводу предоставления государственных услуг или выполнения государственными должностными лицами своих обязанностей.

Лидирующие позиции в рейтинге «The Open Government Index 2015» (1–10 место, с индексом 0,81–0,73) заняли: Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Канада, США, Австралия, Южная Корея. Все страны из этого списка являются участниками Open Government Partnership. Наихудшие результаты (92–102 место, с индексом 0,41–0,32) показали: Уганда, Кот-д'Ивуар, Эфиопия, Камерун, Сьерра-Леоне, Венесуэла, Камбоджа, Иран, Мьянма, Узбекистан, Зимбабве. Стоит отметить, что Российская Федерация с индексом 0,49 заняла в рейтинге 67 место, расположившись между Гондурасом и Таиландом. При этом наилучший результат Россия продемонстрировала по показателю «Право на информацию» (35 место), а наихудший — по показателю «Гражданское участие» (88 место).

Теперь обратимся непосредственно к зарубежному опыту. Итак, первым государством, чей опыт реализации открытости государственного управления мы рассмотрим, будут Соединенные Штаты Америки.

«Закон о свободе информации», принятый в 1966 году в США, закрепляет обязанность органов власти раскрывать информацию, касающуюся государственного управления, а также право граждан США осуществлять запрос документов у органов власти США [3]. Если ведомство, владея такой информацией, ее не предоставляет, гражданин может обратиться в суд, который, в свою очередь, извлекает эту информацию в принудительном порядке и передает гражданину. Так, на сайте www.foia.gov ежегодно публикуется отчет о работе ведомств с запросами о предоставлении информации, а большая часть информации о государственном управлении размещается на официальном сайте Правительства США www.usa.gov и официальном сайте Белого дома www.whitehouse.gov.

Далее рассмотрим Меморандум о прозрачности и Открытом правительстве для руководителей исполнительных департаментов и агентств от 21 января 2009 года, который стал одним из первых «кирпичиков» в построении системы Открытого правительства [5]. В трех абзацах данного меморандума были обозначены принципы, которыми должны руководствоваться органы власти: «Government should be transparent» (принцип транспарентности (прозрачности)), «Government should be participatory» (принцип участия гражданского общества в государственном управлении), «Government should be collaborative» (принцип сотрудничества органов власти при осуществлении государственного управления).

В целях исполнения требований, обозначенных в меморандуме, была принята Директива Открытого правительства от 8 декабря 2009 года [6]. В Директиве были обозначены четыре задачи, которые должны выполнить органы власти для повышения открытости государственного управления:

  1. Публикация информации, касающейся государственного управления, в сети Интернет.
  2. Улучшение качества публикуемой информации.
  3. Создание и институционализация культуры Открытого правительства.
  4. Создание благоприятных условий для обеспечения открытости.

Обеспечения права граждан США на участие в государственном управлении реализуется через оповещение граждан о публичных слушаниях по разрабатываемым нормативным правовым актам, а также путем привлечения лиц и организаций, которых в наибольшей степени коснется разрабатываемый документ, к обсуждению таких актов. Интернет как инструмент привлечения гражданского общества к управлению делами государства также активно используется в США. Так, Администрацией общих услуг США был запущен сайт www.challenge.gov. На этом сайте каждому ведомству предоставлена возможность размещать информацию о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться при осуществлении своей деятельности, а также собирать предложения, которые помогли бы их решить. Также на официальном сайте Белого дома была запущена система сбора петиций «We the People» [8]. Информация о работе системы «Открытое правительство» в США публикуется на сайте www.open.usa.gov.

Далее рассмотрим опыт Великобритании. В Великобритании важную роль в обеспечении открытости государственной власти играет местное самоуправление. В 2007 году был принят Закон о поддержке местных общин, который установил возможность советов местных общин воздействовать на решения, принимаемые Правительством [7]. Советы были наделены полномочиями вносить Государственному секретарю предложения о том, каким образом Правительство может оказывать поддержку местным советам. Взаимодействие советов местных общин с Государственным секретарем осуществляется через их представительный орган — Ассоциацию местного самоуправления. Закон также направлен на то, чтобы обеспечить прозрачность работы советов местных общин и вовлечение местных жителей в процесс принятия управленческих решений.

В 2009 году в Великобритании был принят «Закон о местной демократии, экономическом развитии и строительстве», который, помимо прочего, обязал местные органы власти оказывать всяческое содействие тому, чтобы местное население понимало, как функционируют демократические механизмы, а также содействовать вовлечению жителей в осуществление местного самоуправления [4].

На основе Закона о доступе к информации Великобритании Информационным комиссаром в 2009 году была утверждена Модельная схема публикации (Model Publication scheme) [2], действие которой распространяется на все высшие органы власти по умолчанию и предполагает обязательное раскрытие:

− общей информации об органе власти и основных актов, регулирующих его полномочия;

− информации о расходовании органом власти бюджетных средств, в том числе о прогнозируемых и фактических расходах, а также информации о закупках и контрактах;

− информации о деятельности органа власти;

− данных об информационных системах, которые поддерживаются органом власти и т. д.

Теперь обратимся к опыту Германии. Одним из институтов открытого правительства в Германии является институт омбудсмена. Как и у органов власти, у омбудсменов есть официальные сайты, благодаря которым они могут взаимодействовать с гражданами. Вопросы, основанные на адресованных им обращениях, омбудсмены вправе озвучивать на выступлениях в представительных органах.

Главным веб-ресурсом, который обеспечивает гражданам и организациям Германии онлайн-доступ к правительственным структурам и сервисам, является портал www.bund.de.

В Канаде упор сделан на раскрытие большого объема всевозможной информации, касающейся государственного управления, в том числе:

− информации о закупках и тендерах, которые проводят органы власти;

− информации о расходах государственных служащих на путешествия, в том числе с указанием цели поездки, транспортных расходов, суточных и расходов на проживание;

− информации о переаттестации сотрудников, о введении и сокращении должностей, должностных обязанностях государственных служащих;

− информации о государственных субсидиях, грантах и наградах [2].

Швеция входит в число стран, которые наиболее часто занимают лидирующие строчки в международных рейтингах открытости правительств. Возможно, это связано с тем, что в этом государстве культура открытости начала формироваться уже в XVIII веке — в 1776 году там был принят Закон «О свободе изданий». В 1949 году он был преобразован в Закон «О свободе печати», а на данный момент является частью Конституции [1].

Таким образом, во многих государствах в настоящее время видна тенденция к демократизации государственного управления. Как правило, наиболее высокий уровень открытости показывают страны Европы, а наиболее низкий — страны Африки.

Создаются и функционируют всевозможные институты и механизмы как правового, так и неправового характера, содействующие внедрению принципа открытости в деятельность органов исполнительной власти. Это характерно как для высших органов власти, так и для региональных, а также для органов местного самоуправления.

Совершенствуются методы привлечения граждан к осуществлению государственного управления и местного самоуправления. В процесс нормотворчества включаются как граждане, так и организации. Внедряются новые методы, механизмы и платформы гражданского контроля и отчетности органов власти.

Многие государства все больше используют сеть «Интернет» для повышения уровня открытости государственного управления. Так, создаются официальные сайты и порталы Правительств и других органов власти. Создаются платформы для размещения петиций, голосований, опросов и т. д.

Также стоит отметить, что внимание уделяется не только повышению эффективности взаимодействия между органами власти и гражданским обществом, но и совершенствованию информационного взаимодействия органов власти друг с другом.

Литература:

  1. Кайль Я. Я. Зарубежный опыт партисипативной ориентации публичного управления / Я. Я. Кайль, В. С. Епинина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. № 2. С. 42–48.
  2. Открытое правительство: официальный сайт Экспертного совета при Правительстве РФ — URL: http://open.gov.ru/event/5598187/ (дата обращения: 30.05.2019).
  3. Freedom of Information Act Statute: FOIA.gov — URL: https://www.foia.gov/foia-statute.html (дата обращения: 30.05.2019).
  4. Local Democracy, Economic Development and Construction Act 2009: онлайн-архив законодательства Великобритании — URL: https:// http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2009/20/contents (дата обращения: 30.05.2019).
  5. Memorandum for the heads of executive departments and agencies: сайт Администрации экс-Президента США Барака Обамы — URL: https://www.obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/transparency-and-open-government (дата обращения: 30.05.2019).
  6. Open Government Directive: сайт Администрации экс-Президента США Барака Обамы — URL: https://www. obamawhitehouse.archives.gov/open/documents/open-government-directive (дата обращения: 30.05.2019).
  7. Sustainable Communities Act 2007: онлайн-архив законодательства Великобритании — URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2007/23/contents (дата обращения: 30.05.2019).
  8. We the People: онлайн-платформа для сбора петиций — URL: https:// https://www.petitions.whitehouse.gov/ (дата обращения: 30.05.2019).
  9. WJP Open Government Index 2015: официальный сайт World Justice Project — URL: https://www.worldjusticeproject.org/our-work/wjp-rule-law-index/wjp-open-government-index-2015 (дата обращения: 30.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, орган власти, открытое правительство, местное самоуправление, информация, США, гражданское общество, Великобритания, Канада, швеция.


Похожие статьи

местное самоуправление, орган, государственная власть...

Как показывает практика, зачастую органы государственной власти и местного самоуправления не ставят приоритетной целью наилучшим образом удовлетворить потребности населения при располагаемом уровне финансовых ресурсов в ходе планирования...

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Органы государственной власти не всегда способны добросовестно и эффективно выполнять свои

Общественный контроль выгоден как обществу, так и органам государственной власти.

Политическая идея о подотчетности органов власти пронизывает всю историю США.

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

Передача функций местных государственных органов управления гражданским

Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в

Англосаксонское характерно для США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Англосаксонская модель государственного управления...

Система органов управления в Соединенном Королевстве имеет отличный характер по

Но в целом механизм власти в штатах, как и механизм отношений штата с федеральной властью

- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления...

Зарубежный опыт организации эффективного финансового контроля

Данная статья представляет обзор мировой практики организации эффективной национальной системы финансового контроля за корпоративными структурами, которые используют государственные средства или собственность.

История функционирования PR-служб в системе... | Молодой ученый

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление. С первых дней независимости властью Узбекистана был признан что

Органы самоуправления – важный фактор в формировании... Согласно государственной теории самоуправления местное...

Доктрина эффективного государственного управления...

Управление обществом — важнейшая задача государства, при

Управление обществом — важнейшая задача государства, при этом государство в лице органов и

Законодательство Швеции закрепило иную формулировку рассматриваемой обязанности: решение должно быть...

Концепции европейской государственной молодежной политики...

Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают

Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при...

Современные зарубежные модели местного самоуправления

Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло...

Похожие статьи

местное самоуправление, орган, государственная власть...

Как показывает практика, зачастую органы государственной власти и местного самоуправления не ставят приоритетной целью наилучшим образом удовлетворить потребности населения при располагаемом уровне финансовых ресурсов в ходе планирования...

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Органы государственной власти не всегда способны добросовестно и эффективно выполнять свои

Общественный контроль выгоден как обществу, так и органам государственной власти.

Политическая идея о подотчетности органов власти пронизывает всю историю США.

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

Передача функций местных государственных органов управления гражданским

Местное самоуправление — это форма ведения самостоятельной деятельности в

Англосаксонское характерно для США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Англосаксонская модель государственного управления...

Система органов управления в Соединенном Королевстве имеет отличный характер по

Но в целом механизм власти в штатах, как и механизм отношений штата с федеральной властью

- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления...

Зарубежный опыт организации эффективного финансового контроля

Данная статья представляет обзор мировой практики организации эффективной национальной системы финансового контроля за корпоративными структурами, которые используют государственные средства или собственность.

История функционирования PR-служб в системе... | Молодой ученый

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление. С первых дней независимости властью Узбекистана был признан что

Органы самоуправления – важный фактор в формировании... Согласно государственной теории самоуправления местное...

Доктрина эффективного государственного управления...

Управление обществом — важнейшая задача государства, при

Управление обществом — важнейшая задача государства, при этом государство в лице органов и

Законодательство Швеции закрепило иную формулировку рассматриваемой обязанности: решение должно быть...

Концепции европейской государственной молодежной политики...

Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают

Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при...

Современные зарубежные модели местного самоуправления

Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло...

Задать вопрос