Сравнительный анализ осуществления контрольной функции представительным органом государственной власти в России и зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 13 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 20.04.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Е. А. Сравнительный анализ осуществления контрольной функции представительным органом государственной власти в России и зарубежных странах / Е. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/306/69017/ (дата обращения: 02.06.2020).



Государственный контроль — феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложилась, и достаточно успешно функционирует система парламентского контроля. Поэтому опыт работы парламентов этих государств, несмотря на принципиальные различия в их формах правления, отношениях между ветвями власти, имеет большую ценность для современной правовой науки и государственной политики России.

Проводя анализ правового механизма парламентского контроля в иностранных государствах, стоит упомянуть о том, что в процедуре контроля присутствует множество общих моментов, однако существуют некоторые особенности, присущие конкретным государствам. Прежде всего, на различия в системе осуществления контрольной функции представительными органами имеет влияние форма правления, существующая в том или ином государстве.

Так, можно выделить два вида контрольной функции — парламентский контроль в государствах с республиканской формой правления, и парламентский контроль в государствах — конституционных монархиях [1, с. 71].

Основы парламентского контроля устанавливаются в Конституциях государств современного мира. Различные формы парламентского контроля могут быть закреплены также в специальных законах. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут даже не закрепляться нормативным правовым актом. В европейской практике регулирования контрольных полномочий парламента данные полномочия устанавливаются в конституции страны и не предполагают какой-либо дискреции законодателя. Однако сами процедуры парламентского контроля, как правило, конституцией не регулируются, а определяются в текущем законодательстве. Прежде всего, нужно определить, какие аспекты урегулированы в основных законах зарубежных стран.

Во-первых, установлены субъекты парламентского контроля, то есть государственные органы, которые имеют полномочия по осуществлению парламентского контроля, а в некоторых странах — должностные лица, компетентных осуществлять контрольную функцию. Кроме того, на законодательном уровне закреплена сфера и круг субъектов ответственности и отчётности при осуществлении парламентского контроля.

Субъектами парламентского контроля в различных государствах являются следующие органы:

– В Германии — Бундестаг и Бундесрат, как единый субъект парламентского контроля, являющиеся органами законодательной власти, согласно федеральному законодательству ФРГ;

– В Италии — Палата депутатов и Сенат Итальянской Республики, которые являются палатами Парламента, а также Счетная палата и Государственный Совет. Все эти государственные органы осуществляют полномочия по осуществлению контрольной функции, в соответствии с Конституцией Италии;

– В Испании — Генеральные кортесы Испании, являющийся представительным органом данного государства и носителем законодательной власти, если быть точнее, то одна палата представительного органа — Конгресс Депутатов, а также Сенат, согласно положениям Конституции Испании;

– В Австрии — органы законодательной власти — Национальный Совет и Федеральный Совет, а также каждый член законодательных органов и следственные комитеты, созданные Национальным Советом Австрии, в соответствии с федеральным законодательством Австрии;

– Во Франции — палата французского Парламента — Национальное Собрание, однако контрольные полномочия представительного органа могут быть ограничены другой палатой — Сенатом Франции, согласно Конституции Французской Республики;

– В Великобритании — Парламент Соединённого Королевства Великобритании, в частности его верхняя палата — палата лордов, в соответствии с федеральным законодательством Великобритании.

– В Российской Федерации субъектами парламентского контроля является Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Субъектами ответственности и подотчётности в механизме осуществления парламентского контроля в ряде стран являются государственные органы исполнительной власти. Однако в различных государствах имеются определённые особенности.

Так, в ФРГ, согласно Основному закону, к числу субъектов ответственности и подотчетности, представительным органам власти относится Правительство, притом, что основные обязанности по исполнению обязательств Правительства возложены на федерального министра финансов.

В Австрии, как и в Германии, Федеральное правительство и его члены и предприятия несут ответственность перед органами, осуществляющими парламентский контроль. То же самое положение установлено в Испанской Конституции, где указано, что действие парламентского контроля направлено к Правительству и каждому из его членов. Во Франции также ответственность перед органами, осуществляющими контрольные полномочия, лежит на Правительстве, а именно на Совете Министров.

В Италии субъектами ответственности в сфере парламентского контроля являются Правительство, а также Председатель Совета Министров. Согласно Конституции Италии, Министры несут ответственность перед Парламентом за деятельность Совета Министров коллегиально, и индивидуально — за действия отдельных ведомств. Конституция Португалии относит к субъектам ответственности при осуществлении парламентского контроля Премьер-министра, министров, Правительство, а также любое государственное учреждение и другие публичные учреждения [2, с. 71].

Сущность парламентского контроля, прежде всего, состоит в том, что он направлен на обеспечение соблюдения основного закона государства, порядка исполнения законов, на защиту прав и свобод человека и гражданина, выявление пробелов в системе законодательства, на борьбу с коррупцией. В нашей стране согласно Федеральному закону «О парламентском контроле», одной из основных целей парламентского контроля является выявление проблем в деятельности государственных органов исполнительной власти, выработка рекомендаций для совершенствования системы законодательства. Парламентский контроль проявляется в законотворческой деятельности представительных органов.

В большинстве иностранных государств, так же, как и в России, объектом парламентского контроля преимущественно является осуществление своих полномочий органами исполнительной власти, а также должностных лиц, в целях выявления неэффективного или неправомерного осуществления деятельности.

Рассмотрим более подробно, что является объектом парламентского контроля в зарубежных государствах.

В соответствии с Основным законом ФРГ объектом парламентского контроля, в первую очередь, являются отчёты федерального министра финансов перед Бундестагом и Бундесратом обо всех доходах и расходах, а также отчёты Федеральной счётной палаты по проверке правильности ведения бюджета и руководства экономикой.

В Австрии к объектам парламентского контроля в соответствии с положениями Конституции относится ведение дел Федеральным Правительством и деятельность иных органов исполнительной власти.

Объектом парламентского контроля согласно Конституции Португалии признаются любая деятельность Правительства и государственной администрации, отчёты государства и других публичных учреждений, а также любой вопрос, представляющий национальные или политические интересы [3, с. 94].

Также следует рассмотреть формы парламентского контроля, существующие в иностранных государствах. Перечень форм контроля, осуществляемого парламентами, является более или менее развернутым, что не только зависит от формы правления, но и отражает страноведческую специфику. Конституционное регулирование в различных странах в этом отношении имеет следующие общие признаки и особенности.

Существуют разные формы парламентского контроля, и в ряде случаев они закрепляются конституцией или специальным законом. В некоторых странах они сложились традиционно и могут быть не закреплены нормативным актом. В конституционной практике известны следующие формы такого контроля:

– утверждение актов главы государства;

– индивидуальная ответственность министров, выражаемая со стороны парламента в виде вотума недоверия за принятые решения;

– институт резолюции порицания, связанный с отставкой за противоправные действия члена правительства;

– предоставление той или иной информации в виде отчета, или так называемая интерпелляция;

– парламентский запрос, который чаще всего является обращением к министру с целью получения необходимой информации, не затрагивающей политику, проводимую данным министерством;

– парламентский контроль в форме вызова членов правительства с целью задать вопросы;

– вынесение вотума доверия правительству;

– контроль по формированию и расходованию бюджета, или финансовый контроль;

– участие парламента в формировании органов исполнительной власти;

– дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства;

– импичмент, т. е. процедура парламентского контроля с целью отстранения от занимаемой должности в результате совершения запрещенных в конституции или законодательстве страны действий.

В некоторых государствах существует такая форма парламентского контроля, как ретроспективный контроль. Такая форма осуществления контрольной функции предусматривает проведение расследования поведения должностных лиц государственных органов исполнительной власти после отставки от своих постов в государственных органах.

Также стоит отметить Предварительный, или упреждающий, контроль, осуществляемый со стороны парламента в зарубежных странах, связан с предупреждением негативных последствий действий или бездействия в отношении принятых решений со стороны органов исполнительной власти. В связи с этим данный вид контроля имеет нормативное закрепление почти во всех конституциях государств с республиканской формой правления, а сам он осуществляется исключительно в отношении деятельности исполнительной власти. Упреждающий контроль получил свое особое развитие в странах Европы [4, с. 60].

В Конституции Австрии в качестве форм парламентского контроля закреплены проверки Парламентом Австрии ведения дел Федеральным правительством, запросы по аспектам исполнительной деятельности, создание следственных комитетов.

К формам парламентского контроля в Германии в соответствии с ее Конституции, относится рассмотрение палатами Парламента отчётов Федерального правительства о доходах и расходах, выражение недоверия главе Правительства Германии.

В Конституции Испании в числе форм парламентского контроля предусмотрены запросы Правительству и его членам, на которые последние обязаны отвечать в палатах Парламента, отказ в парламентском доверии в связи с постановкой вопроса о доверии своей программе или любому общеполитическому вопросу.

Формами парламентского контроля исполнительной власти в Италии, согласно Конституции, являются решение вопросов коллегиальной и индивидуальной ответственности министров, отказ каждой из палат Парламента в доверии Правительству, голосование одной или обеих палат Парламента Италии «против какого-либо предложения Правительства, не обязательно влекущее его отставку, проведение каждой из палат расследования по вопросам, представляющим государственный интерес.

В Конституции Португалии помимо форм парламентского контроля, связанных с рассмотрением отчетности, оценками деятельности и осуществлением расследований, в Конституции Португальской Республики сформулированы также положения о субъектах и формах парламентской ответственности и о санкциях, применяемых Парламентом.

В ряду форм парламентского контроля во Франции, как показывает анализ текста Конституции Франции, предусмотрены рассмотрение Парламентом Франции вопроса о доверии Правительству, выражение собранием недоверия Правительству путем голосования резолюции порицания. При этом, как указывается в Конституции Франции, если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, то Премьер-министр должен вручить Правительству Республики заявление об отставке Правительства.

Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет констатировать тот факт, что чаще всего объектом парламентского контроля считаются действия органов исполнительной власти и их должностных лиц, что является логичным следствием принципа разделения власти. В большинстве развитых стран особое место в системе парламентского контроля занимает бюджетный и финансовый контроль, а также регулируются контрольные функции парламента в отношении спецслужб. В целом, по утверждению экспертов, в зарубежном законодательстве нет каких-либо ограничений по объектам контроля.

Таким образом, почти во всех зарубежных государствах контроль, осуществляемый органом представительной власти, является одной из главных составляющих устойчивости конституционного развития.

Литература:

  1. Тюльпанов В. А. Контрольная функция законодательного (представительного) органа государственной власти: зарубежный опыт. / В. А. Тюльпанов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3. С. 71–79.
  2. Овсепян А. Г. Институт парламентского контроля в зарубежных странах (на основе сравнительного анализа конституций европейских государств). / А. Г. Овсепян // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. № 4. С. 70–76.
  3. Тлембаева Ж. У. Зарубежный опыт организации парламентского контроля и вопросы совершенствования его правовых механизмов в Казахстан. / Ж. У. Тлембаева // Антиномии. 2016. № 4. С. 91–105.
  4. Кононенко Д. Х. Осуществление парламентом контроля в государствах с республиканской формой правления. / Д. Х. Кононенко // Юридическая наука. 2016. № 5. С. 58–64.
  5. Гусева Д. Е. Современные институты парламентского контроля европейских государств (Германия, Франция, Великобритания, Россия). / Д. Е. Гусева // PolitBook. 2016. № 3. С. 168–181.
  6. Волчкова Н. Н. Парламентский контроль в зарубежных странах. / Н. Н. Волчкова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. № 1–2.  С. 43–49.
Основные термины (генерируются автоматически): парламентский контроль, исполнительная власть, контрольная функция, государство, орган, Федеральное правительство, законодательная власть, представительный орган, Австрия, Конституция Португалии.


Похожие статьи

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Парламентский контроль, как предполагающий контроль за действиями правительства со стороны органов законодательной власти, является

В целом институт парламентского контроля является общеправовым элементом, который необходим для любого государства...

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Парламентский контроль в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации (обеими его палатами), законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специальными...

Конституционный совет и Государственный совет Франции как...

Следовательно, законодательный (представительный) орган государственной власти.

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации.

Общие принципы парламентского контроля в Российской...

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за деятельностью исполнительной власти, в первую очередь, правительства. По мнению ряда исследователей, проявление контрольных...

Теоретические и правовые основы парламентского контроля...

Единство институтов парламентского контроля и парламентской ответственности также заключается в совпадении субъектов и объектов. В качестве основных субъектов выступают высший законодательный (представительный) орган государства или его палаты.

Конституционные принципы правового государства в странах...

Так, ст. 3 Конституции Португалии закрепляет положение, согласно которому «государство подчиняется Конституции и опирается на демократическую законность, юридическая сила законов и других актов государства, автономных областей и местных органов власти зависит...

Контрольная функция государства и государственных органов...

Функция органа исполнительной власти — это элемент его управленческой деятельности, управляющего воздействия на объекты управления. Она всегда имеет властный характер [9, c.164]. Проблемные аспекты управленческих функций позволяют активизировать механизм...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной.

Высшие органы государственной власти Германской империи по...

1. В результате поражения Франции в войне 1870–1871 гг. в центре Европы возникло новое государство — Германская империя. Согласно принятой 16 апреля 1871 г. Конституции нового государства в состав союза вошли 22 монархии и 3 вольных города [1, с. 326–327].

Похожие статьи

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

Парламентский контроль, как предполагающий контроль за действиями правительства со стороны органов законодательной власти, является

В целом институт парламентского контроля является общеправовым элементом, который необходим для любого государства...

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Парламентский контроль в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации (обеими его палатами), законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специальными...

Конституционный совет и Государственный совет Франции как...

Следовательно, законодательный (представительный) орган государственной власти.

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации.

Общие принципы парламентского контроля в Российской...

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за деятельностью исполнительной власти, в первую очередь, правительства. По мнению ряда исследователей, проявление контрольных...

Теоретические и правовые основы парламентского контроля...

Единство институтов парламентского контроля и парламентской ответственности также заключается в совпадении субъектов и объектов. В качестве основных субъектов выступают высший законодательный (представительный) орган государства или его палаты.

Конституционные принципы правового государства в странах...

Так, ст. 3 Конституции Португалии закрепляет положение, согласно которому «государство подчиняется Конституции и опирается на демократическую законность, юридическая сила законов и других актов государства, автономных областей и местных органов власти зависит...

Контрольная функция государства и государственных органов...

Функция органа исполнительной власти — это элемент его управленческой деятельности, управляющего воздействия на объекты управления. Она всегда имеет властный характер [9, c.164]. Проблемные аспекты управленческих функций позволяют активизировать механизм...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной.

Высшие органы государственной власти Германской империи по...

1. В результате поражения Франции в войне 1870–1871 гг. в центре Европы возникло новое государство — Германская империя. Согласно принятой 16 апреля 1871 г. Конституции нового государства в состав союза вошли 22 монархии и 3 вольных города [1, с. 326–327].

Задать вопрос