Условия формирования исследовательских навыков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Темирбай, И. Г. Условия формирования исследовательских навыков / И. Г. Темирбай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 410-414. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87356/ (дата обращения: 20.01.2022).



В связи с расширением глобальной глобализации, расширением информационных технологий, усилением международных требований к результатам образования, Первый Президент РК Н. А. Назарбаев ставит задачу: «Необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить потенциал нации и создать условия для ее реализации».

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в числе основных принципов государственной политики в области образования указывается приоритет развития системы образования; интеллектуальное развитие каждого человека, доступ населения к образованию всех уровней с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей; стимулирование образованности и развитие одаренности личности.

В настоящее время в соответствии с государственным стандартом образования Республики Казахстан кардинально меняется значение обучения и воспитания в школе, и в первую очередь ставится цель формирования личности учащегося на основе правильной и эффективной организации учебной деятельности, а не вооружения его определенным набором предметных знаний, умений и навыков.

На современном этапе в республике создается новая система образования, появляется стремление войти в мировое образовательное пространство. Это связано с существенными изменениями в теории педагогики и учебно-воспитательном процессе: изменилась парадигма образования, обновилось содержание образования, появился новый подход, новые отношения. По этой причине перед каждым учителем стоит задача формирования нового образовательного процесса, одной из задач которого является повышение мотивации учащихся к самообразованию, развитие их любознательных способностей посредством различных методов и приемов.

Для того, чтобы поднять наше государство на уровень развитых цивилизованных стран, главное направление-воспитание у будущих поколений со школьной скамьи всесторонних знаний, склонности к предпринимательской среде. Наша задача- прививать чувство ответственности, силы воли, а значит, придавать большое значение их развитию. А основа развития- в знаниях.

Из этого можно сделать вывод, что сегодня главная цель образования- не вооружить учащихся знаниями, а сформировать у них общие учебные умения и навыки, компетенции, главная задача которых- создание условий для всестороннего, гармоничного развития личности ученика. Для этого необходимо раскрыть и развить в каждом ребенке какие-то только ему присущие способности. В силу того, что от природы в ребенке велико стремление быть исследователем, учиться и самореализоваться, одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, на наш взгляд, является исследовательская деятельность.

Жексенбаева У. Б. в работе «Организация научно-исследовательской работы учащихся» указала, что для развития и формирования личности важно соотносить их переменную деятельность с изучением конкретных явлений и знакомых объектов вокруг.

Жексенбаева У. Б. отметила, что необходимость использования исследовательского метода в обучении одаренных детей объясняется их повышенным естественным интересом, преобладанием интереса к окружающей среде. Самостоятельная исследовательская деятельность ученика способствует удовлетворению его собственных требований. Учащиеся самостоятельно усваивают новые знания с помощью самостоятельной исследовательской деятельности, знакомясь с окружающей средой [3, с. 17–19].

Изучение, обобщение, применение передового педагогического опыта рассматривается в монографическом труде Ш. Т. Таубаевой как составная часть исследовательской культуры учителей [4, с. 17–19].

В учебнике С. М. Бахишевой «Педагогическое проектирование: теория и практика» дается индивидуальный характер обучения детей в школе и пути развития возможностей учащегося, по его мнению, требования к организации самообразования предполагают формирование у учителей нового типа, их новых мыслительных действий и исследовательских позиций [5, с. 188].

К системе работы по организации исследовательской деятельности на уроках относятся: на учебных занятиях (решение нестандартных заданий и создание проблемных ситуаций, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов для актуализации знаний и составления прогнозов; моделирование эксперимента, проведение эксперимента, наблюдение, обсуждение, творческие работы, использование игр); внеклассная деятельность (исследовательские и творческие проекты, конференции, конкурсы по предметам, организация и проведение конкурсов). Под исследовательской деятельностью понимаются попытки учащихся найти ответ на творческое, исследовательское задание, предварительное решение которого неизвестно. То есть работа учащихся должна быть организована таким образом, чтобы им было интересно усвоить знания. Но в большинстве случаев у учителя возникает проблема с организацией или систематизацией методов и способов передачи знаний учащимся, при привлечении ученика к исследовательской работе.

Применение исследовательской деятельности в обучении способствует формированию у учащегося опыта самостоятельной познавательной деятельности, что является главным атрибутом познания личности. Эффективным способом развития познавательной самостоятельности является специальная организация работы учащегося, которая включает в себя: применение нетрадиционных форм в проведении учебных занятий с целью перевода знаний учащегося в новую ситуацию и формирования умений действий, исследовательских умений и навыков; ступенчатое, последовательное и комплексное включение учащихся в разнообразную познавательную деятельность, в том числе исследовательскую. Таким образом, организация учебного процесса способствует развитию познавательной активности учащихся, что, в свою очередь, повышает интерес к предмету. Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка — сделать его способным развиваться без помощи учителя». Считаем, что исследовательский подход в обучении полностью позволяет реализовать эту цель

Исследовательская деятельность учащегося заключается в повышении познавательной активности, развитии креативности и формировании определенных личностных качеств, в том числе умения работать в коллективе, умения брать на себя ответственность, умения анализировать свои действия. Исследовательский подход к обучению позволяет развить навыки и умения мышления, формирует общие учебные умения и навыки, помогает в разработке специальных исследовательских умений и навыков. По мнению А. И. Савенкова, общие исследовательские умения и навыки трактуются как: умение видеть проблему, применять технику составления вопросов, формулировать исследовательские предположения, давать определения понятиям, умения классифицировать, умения и навыки проведения наблюдений, экспериментов, подведения итогов, умения и навыки работы с текстом, навыки конспектирования, умения аргументировать и отстаивать свои идеи. Полное отсутствие представленного списка вполне возможно. Но его основные положения раскрывают бытие описываемого явления, а возможные дополнения носят исключительно личностный характер [6, с. 75].

Следует обратить внимание на следующие характеристики ученика, склонного к исследовательской деятельности:

— стремление к выполнению работы на высоком уровне;

— активное стремление вооружиться новыми знаниями и умениями;

— способность анализировать, обобщать, обобщать полученную информацию и выводить результаты, используя их в своей деятельности;

— стремление доказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением другого;

— желание соревноваться с другими детьми в той или иной форме деятельности [6, с. 246–247].

В основу определения самостоятельности познавательной деятельности можно отнести следующие критерии:

  1. Не только усвоение знаний учащимися, но и усвоение метапредметных знаний, т. е. знаний– знаний о способах и средствах усвоения учебного материала, «раскрытие» новых знаний, обработка информации, представленной в различных формах;
  2. Методы самостоятельной учебной работы обучающегося, в которых представлены результаты, обобщенные в собственной практике и овладение приемами работы с материалом в обучении;
  3. Умение создавать целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание в различных знаковых формах.

Вывод из этого заключается в том, что исследовательская деятельность заключается не только в поиске, обработке информации, но и в ее обобщении, умении выражать свои мысли, получать результаты и защищать их в своей среде. Приведенные выше соображения свидетельствуют о том, что в процессе осуществления исследовательской деятельности в образовательной организации повышается познавательная активность и мотивация учащихся к обучению за счет различного уровня самостоятельного активного поиска и применения доступных для учащихся методов исследования.

Предпринимаемые попытки, связанные со стремлением к мировому образовательному пространству в сфере образования, требуют развития самостоятельности, целеустремленности, активности и творческих возможностей школьников. Поэтому во время обучения учащихся в школе возникает потребность в развитии их мыслительной деятельности и умении использовать знания и умения в новых условиях жизни. Реализация этих задач напрямую зависит от оптимальной организации творческой деятельности учащихся. Школьник не только живет по-новому, но и развивается в тесном контакте с обществом, осваивая социальные, правовые, экономические нормы общества.

Будущее страны — это глубина и размеренность знаний. Постоянно меняющийся мир также требует от человека непрерывного развития способностей и потребностей. Поэтому главная цель образовательной области состоит в том, чтобы обучающиеся могли свободно жить, не боясь перемен, выбирать ориентиры, отвечающие их знаниям и умениям, формировать навыки самостоятельной работы, развивать аналитический склад ума и способствовать становлению их индивидуальными личностями в реальной жизни.

«Ученик — не сосуд для укрепления, а факел, требующий зажжения». Одна из главных целей школы — развитие индивидуальных творческих возможностей учащихся и подготовка их к самореализации в реальной жизни.

В современной мировой цивилизации в соответствии с социально-экономической ситуацией определяются образовательные цели, направленность образования на общее развитие компетенций личности, прежде всего, воспитание одаренности школьника, выявление его способностей в научно — исследовательской работе, основанной на его личностных ключевых компетенциях. Сегодняшний ребенок- завтрашний член общества. Именно поэтому становление ребенка человеком на самом деле является большой трудоемкой, ответственной работой, отнимающей много времени и сил. Мы обязаны оперативно осваивать современные формы обучения и воспитания, прививать профессионализм. Основательное и качественное образование для учащихся — это поиск, через увлечения и увлечения ученика, через использование на уроке новаторских привычек, привитие учащимся умения самостоятельно трудиться, сочетать полученные знания с новыми материалами. При написании научной работы у учащегося должны быть сформированы навыки организации поисковой деятельности, распознавания проблемы и умения ее решать.

Жусупбек Аймауытов подчеркивал, что «для повышения мотивации ребенка должно быть что-то новенькое из прочитанного».

Если да, то остановимся на задачах достижения данной цели:

1) закрепление теоретических знаний учащихся

2) учет индивидуальных особенностей учащихся

3) формирование творческой личности.

Результаты исследований по развитию познавательных интересов учащихся как показатели познавательного интереса учащихся представлены ниже: активность в процессе познания, интерес к знаниям; поиск и собственно желание самого ребенка действовать самостоятельно; умение определять основные ключевые моменты в учебно-познавательной деятельности; умение передавать усвоенные знания; контроль, оценка своих действий;

Наивысший уровень познавательного интереса учащихся характеризуется умением применять рациональные пути к самостоятельному решению познавательных задач, высоким интересом к познанию нового и умением наблюдать и оценивать свою деятельность. На среднем уровне учащийся характеризуется тем, что самостоятельное выполнение уровня познавательной деятельности требует помощи преподавателя, на низшем уровне ученик ограничивается повторением задания и выполняется с помощью преподавателя. Скажи мне — я забуду; покажи мне — я запомню; сделай сам — я тогда пойму.

Также стоит обратить внимание на умение подрастающего поколения работать со средствами информации. Цель технологии уровневого обучения: обеспечить, чтобы каждый ученик усвоил учебный материал на своем уровне развития.

1) Уровневое обучение позволяет каждому ученику создавать условия для получения знаний, используя свои возможности.

2) Уровневое обучение позволяет детям разных категорий дифференцированно работать с ними.

3) В структуре уровнево-дифференцированного обучения рассматриваются три уровня усвоения знаний: минимальный уровень (базовый), программный, усложненный, поэтому каждый ученик должен ими владеть.

Технология уровневого обучения должна быть эффективной и чуткой к: а) к особенностям личности, б) особенностям психологического развития, в) уровням усвоения знаний по предмету.

В процессе применения новых методов объяснения и форм проведения занятий к ежедневному занятию часто обращают внимание на следующие ситуации: 1) содержание урока, 2) выбор способов и приемов проведения занятий, 3) результативность урока.

В целом, целью обучения является воспитание, обучение, развитие творческих способностей учащихся к самостоятельной работе. Система уровневых заданий по теме реализует систему развивающего обучения. Ведь он обеспечивает развитие мышления, воображения и памяти ученика, развитие умений и навыков в области знаний. Специфика урока и один из основных способов повышения его эффективности- дать ученикам уровневое задание. Новую тему учащиеся осваивают самостоятельно в процессе творческого поиска. Уровневое обучение стимулирует активность каждого ученика.

Для активизации исследовательской деятельности и использования логической игры, повышения способностей учащихся одним из путей к открытию является самостоятельное составление заданий. Полезно начинать с простого в составлении задания и постепенно усложнять. На сегодняшний день формирование личности, т. е. исследовательской личности, является важнейшим государственным делом в образовании и воспитании. На этом пути педагогическая технология показывает эффективные, конкретные пути достижения целей обучения. Новая технология обучения состоит из совокупности новых методов, которые рассматриваются как условный способ достижения планируемого результата деятельности. Для развития научно — исследовательской работы с учащимися очень эффективно использовать модульный метод развивающего обучения, широкое обучение в ходе урока, так как оно включает в себя обучение самостоятельной работе, привитие навыков формулирования собственных мыслей. Методика разработана на основе концепции доктора педагогических наук, профессора Ж. Караева.

Методы и приемы, используемые в научно-исследовательской работе для развития творческих способностей учащихся:

1) обобщение темы по теме;

2) дискуссия на одну конкретную тему;

3) решение заданий с играми, развивающими логическое мышление;

4) сопоставление рассказа, деление на части, называние;

5) рисование с помощью воображения;

6) составление стихотворных стихотворений;

7) самостоятельное завершение текста, рассказа, сказки;

8) обсуждение, конкурс и сочинение впечатлений на разные темы.

Постоянное проведение таких работ оказывает огромное влияние на приобщение учащихся к творчеству, на развитие способностей, обогащение языка, на развитие воображения, на самостоятельный поиск.

Поэтому привлечение учащихся к поиску, овладение ими исследовательскими навыками и умениями является важнейшей задачей современного образования.

Научно-исследовательская работа повышает уровень интеллектуального развития учащегося: учатся давать научную характеристику, поиск материалов, основанных на опыте ученых, повышает их познавательную активность, владеет методами работы с научными трудами, проявляет творческую активность в решении теоретических и практических аспектов научной работы, получает научный результат, формируется интеллектуальная личность, адаптированная к общественной жизни, будет подготовлено поколение, которое поднимет ученую степень страны на высоком уровне.

Таким образом, духовно-нравственное развитие личности, сохраняя единство воспитания и обучения, организует урок таким образом, чтобы он способствовал пробуждению внутренней энергии души ученика, способствовал общечеловеческим ценностям каждого ученика в процессе обучения и формировал их на основе знаний, умений, навыков. По словам гуманиста-педагога Януша Корчака, «необходимо научить ученика прежде всего видеть, понимать и любить, обучение чтению идет за ним».

Фактически, развитие, становление ученика как личности в процессе обучения происходит в условиях сопряжения обучения и воспитания, превращаясь в единый процесс.

Мир меняется. В соответствии с современными требованиями глобализации в мировую систему образования вносятся изменения. Поэтому закономерно изменение и в системе образования Казахстана. Обучение уровневых курсов с целью повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан — тому подтверждение.

Литература:

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999
  2. Жексенбаева У. Б. «Организация научно-исследовательской работы учащихся» методическое пособие / У. Б. Жексенбаева.- Алматы: РАДиАЛ, 2005.
  3. Таубаева Ш. Т. Сущность и структура процесса овладения методологией исследовательской деятельности, Образование.- 2004.- N4
  4. Учебник С. М. Бахишевой «Педагогическое проектирование: теория и практика»
Основные термины (генерируются автоматически): умение, исследовательская деятельность, знание, уровневое обучение, навык, обучение, развитие, исследовательская работа, познавательная активность, самостоятельная работа.


Задать вопрос