Библиографическое описание:

Абаева Н. Н. Развитие творческой познавательной активности воспитанников через исследовательскую и проектную деятельность [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 16-18.



В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий, способствующих творческой самореализации воспитанников, является исследовательская и проектная деятельность.

Обществу нужны творческие люди. Творчество — норма детского развития. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.

Л. Н. Богоявленская

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т. е. создавать что-то новое. Творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Творческая деятельность не может быть принудительной, она может возникать только на основе интереса воспитанника, добровольности, положительных эмоций. Развитие творческой самостоятельности лучше всего происходит, когда воспитанники вовлечены в поисково-исследовательскую и проектную деятельность.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний. Проект — это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого — либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование — бескорыстный поиск истины, а проектирование — решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление двигаться к намеченной цели. Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими- либо внешними установками. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Таким образом, обучение воспитанников навыкам исследовательской и проектной деятельности позволяет им соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие способности. Наблюдая за детьми во время такой работы, становится понятно, что воспитанники выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов — все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.

Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством воспитателя и самостоятельно) дает возможность решать задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность. В результате вовлечения воспитанника в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки: познавательные, практические и организационные. Это задача личностно — ориентированной педагогики, одним из методов которой является метод проектов. Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От воспитанника требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, воспитаннику приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

План работы над проектом воспитателем.

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать организацию работы воспитанников.
  3. Продумать ключевые понятия темы.
  4. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  5. Представить возможные итоговые работы.
  6. Разработать критерии оценки итоговой работы.

Первый этап (проектировочный).

  1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается воспитанникам назвать основные вопросы по этой теме.
  2. Воспитанникам предлагается индивидуальная работа или объединение в творческие группы.
  3. Знакомство с этапами проекта.
  4. Если создаётся реальная модель, как она может быть представлена (фильм, презентация, рисунок, макет)
  5. Объединение по творческим группам, поиск нужной информации. Обсуждение итоговых работ.

Второй этап (практический).

  1. Воспитатель работает вместе с детьми последовательно, советует.
  2. Воспитанники работают по плану, необходимо оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.

Заключительный этап.

Готовясь к защите проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

При правильной организации исследовательской и проектной деятельности дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации. Воспитанники видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. На представлении презентации, фильма смонтированного своими руками воспитанники учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется наглядный материал и конечный результат проекта. При поддержке воспитателя происходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценка вклада участников проекта, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Такая работа активизирует исследовательскую деятельность воспитанника, и приводят к выявлению детей, желающих заниматься исследовательской работой по самостоятельно выбранной теме. Исследования, выполненные воспитанниками, имеют высокую познавательную и воспитательную ценность, активизируют умения пользоваться источниками информации, а в конечном итоге учат самостоятельно добывать знания. Ведь важна не только та сумма знаний, которую получат воспитанники, но и то отношение к школе, которое будет оказывать сильное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Воспитанники включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]: Методическое пособие / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
  3. Ляхов И. И. Проектная деятельность. — М., 1996.
  4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. — М., 2000.
  5. Моляко В. А. Психология решения школьниками творческих задач. — Киев, 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): проектную деятельность, проектной деятельности, проектная деятельность, исследовательскую деятельность, бескорыстный поиск истины, новых знаний, Развитие творческой, исследовательскую деятельность воспитанника, творческой самореализации воспитанников, познавательной активности воспитанников, проектирования исследовательская деятельность, творческие способности, Проектно-исследовательская деятельность даёт, организацию работы воспитанников, творческая деятельность, Творческая деятельность, воспитанников навыкам исследовательской, Проектная деятельность, Развитие творческой самостоятельности, познавательной деятельности человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос