Учебный стресс у курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 21.12.2021

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Серпилина, Е. К. Учебный стресс у курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России / Е. К. Серпилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 315-316. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87150/ (дата обращения: 14.07.2024).



В статье исследуется учебный стресс у курсантов первого года обучения в образовательных организациях системы МВД России. Рассматриваются особенности организационной среды образовательных организаций системы МВД России.

Ключевые слова: стресс, учебный стресс, стресс-факторы, организационная среда, служебная деятельность.

Учебная деятельность в высших учебных заведениях — один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. С первых дней в вузе стресс в той или иной степени постоянно преследует обучающихся и является причиной нарушений эмоциональной, когнитивной, поведенческой, и мотивационной сфер деятельности. В данный период основной является учебная деятельность, которая сопровождается высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что у стресса нет единого и четкого определения, как отмечает В. А. Бодров, «в этой области не существует установившейся терминологии, даже определения стресса часто очень существенно различаются» [1]. Само понятие стресс в таких областях знаний как психология, медицина, биология и других чаще всего используется в двух значениях. С одной стороны, стресс является неким фактором, который воздействует на организм, а с другой — это результат влияния данного фактора. Учебный стресс — это разновидность стресса, который включает в себя физиологический, эмоциональный и поведенческий компоненты и проявляется в результате учебной деятельности.

Изучение учебного стресса среди обучающихся является достаточно новым направлением современных психологических исследований, однако в последнее время интерес исследователей в этой области только увеличивается. Результаты исследования могут быть использованы для разработки способов оценки влияния факторов учебной среды на организм обучаемых, а также резервов механизма адаптации к ним. Изучение особенностей учебного стресса у курсантов первого курса позволит предложить психологические рекомендации для учащихся по разрешению возникших сложных ситуаций, вызванных учебным стрессом.

Причиной стресса первокурсников могут стать большие перемены в жизни. Это наиболее трудный этап обучения в вузе. На первом курсе обучающиеся приобретают новый для них статус, адаптируются к новым взаимоотношениям и учебной среде. С первых дней курсанты включаются в сложный процесс учебно-служебной деятельности. Наряду с этим они попадают в условия профессиональных взаимоотношений с курсовыми офицерами. Курсанты первого курса могут испытывать состояние высокого перенапряжения тела, снижение эмоционального и интеллектуального потенциала.

При этом стоит учитывать особенности организационной среды образовательной организации системы МВД России как фактор, влияющий на возникновения стрессов. Организационная среда образовательной организации системы МВД России представляет собой образовательное пространство, объединенное организационной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности курсантов, способствующее формированию нетрадиционного мышления обучаемых. Организационная среда вуза — это своеобразный образовательно-воспитательный комплекс, вводящий курсантов в реальную систему общественных и профессиональных отношений, в том числе между педагогами и курсантами, и включающий определенные характеристики своей «внутренней жизни».

Организационная среда образовательных организаций системы МВД России действительно является довольно специфичной, поскольку представляет собой совокупность как характеристик, присущих высшим образовательным учреждениям, так и особенностей, свойственных правоохранительным органам, предполагающим необходимость подчинения, уставной распорядок дня, увеличенные психофизические нагрузки, осознание повышенной ответственности, определенный риск и опасность [7].

Указанные специфические условия жизнедеятельности образовательных организаций МВД России уже сами по себе могут выступать в качестве стресс-факторов для обучающихся, в частности для курсантов первых курсов, только поступивших на службу в органы внутренних дел.

Факторами, определяющими возникновение учебного стресса у курсантов первого курса могут являться недостаточно качественный сон, неблагоприятные физические условия обучения (проживание в общежитии на «закрытой» территории вуза), наличие у курсанта задолженностей и плохой успеваемости (возможно связанной с пропусками по причине несения службы в нарядах), низко развитые навыки рационального планирования и распределения времени, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение или некорректное выполнение заданий, потеря интереса к учебной деятельности или каким-либо её компонентам, конфликты с однокурсниками, преподавателями или курсовыми офицерами.

Стресс, вызванный вышеперечисленными причинами, может привести к серьёзным негативным последствиям, а также отрицательно повлиять на психическое здоровье курсантов. Учебный стресс может привести к раздражительности и нарушению социальных контактов, к бессоннице, учащённому сердцебиению и болям в сердце, к головным болям от постоянного напряжения, повышению или понижению аппетита и, как следствие, проблемам с желудочно-кишечным трактом, а также к тревоге, потере уверенности в себе и снижению самооценки.

Отметим, что возраст курсантов-первокурсников характеризуется тем, что индивидуальные ресурсы представляются неисчерпаемыми, к собственному здоровью молодые люди относятся пренебрежительно. Данному возрасту также характерно большое количество эмоциональных переживаний, это влияет на стиль жизни. Вопросам отдыха и релаксации курсантами первого курса уделяется недостаточно времени.

Для снятия стресса молодые люди могут прибегать к неприемлемым способам, оправдывая все это — «снятием напряжения». Так, алкоголь и сигареты являются неприемлемыми приемами снятия стресса, а общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе, физическая активность и другие — приемлемыми.

Итак, специфическая организационная среда образовательных организаций системы МВД России оказывает активное, системное и целенаправленное воздействие на курсантов, трансформирует их поведение в соответствии с ее структурой, правилами, основополагающими организационными нормами и ценностями. Учет факторов организационной среды должен являться предметом пристального внимания со стороны руководителей всех степеней с целью оптимального и эффективного предупреждения возникновения стрессовых состояний у курсантов, оценки и контроля мер, принимаемых для снижения влияния стресс-факторов.

Литература:

  1. Бодров В. А. Информационный стресс / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2004.
  2. Бирюков И. В. Современные психотехнологии профилактики и коррекции организационных стрессов и негативных эмоциональных феноменов персонала образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие / И. В. Бирюков, В. В. Ермолаев, Ю. А. Кравцова. — М.: ВИМВД России, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный стресс, образовательная организация системы МВД России, организационная среда, курсант первого курса, учебная деятельность, стресс, учебная среда.


Ключевые слова

стресс, учебный стресс, служебная деятельность, стресс-факторы, организационная среда

Похожие статьи

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой.

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.

На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни...

К проблеме формирования защитной компетенции курсантов...

Таким образом, формирование защитной компетенции у курсантов образовательных учреждений МВД России средствами

Егошин И. В. Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России...

Комплекс условий и средств развития профессиональной...

1. Учебно-методический комплекс «Вопросы развития профессиональной психологической пригодности во внутренних войсках МВД России», представляется в виде факультативного курса, который реализуется на кафедре военной педагогики и психологии и лаборатории...

Формирование психологической устойчивости средствами...

Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел России с 1995 года

– усложнение учебных задач, которые должен решать занимающийся при выполнении уже

Например, профилактика нарушений сердечнососудистой системы, вызванных стрессом...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении является. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

...готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности.

Абаполов Ю. В., Дахужев А. С., Пчелинцев С. Ю. Совершенствование системы мотивации как

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов...

Предмет исследования — взаимозависимость профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций МВД России

Таким образом, по теории Дж.Марсиа, курсант образовательного учреждения МВД России может находиться в одном из четырёх статусов...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Стресс сам по себе отражается на учебной деятельности студентов. Было установлено, что стресс негативно влияет на трудоспособность

Например, некоторые авторы указывают на то, что риск проявления эмоциональных расстройств приходится на младшие курсы и достигает...

образовательный процесс, педагогическая деятельность...

Подчеркнём, что армейская среда и военная деятельность имеет сильный стресс генный характер, а истинное служение возможно, если уровень стрессоустойчивости военнослужащего находится в пределах нормы. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и...

Похожие статьи

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой.

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.

На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни...

К проблеме формирования защитной компетенции курсантов...

Таким образом, формирование защитной компетенции у курсантов образовательных учреждений МВД России средствами

Егошин И. В. Защитная деятельность сотрудников МВД России в представлении курсантов Уральского юридического института МВД России...

Комплекс условий и средств развития профессиональной...

1. Учебно-методический комплекс «Вопросы развития профессиональной психологической пригодности во внутренних войсках МВД России», представляется в виде факультативного курса, который реализуется на кафедре военной педагогики и психологии и лаборатории...

Формирование психологической устойчивости средствами...

Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел России с 1995 года

– усложнение учебных задач, которые должен решать занимающийся при выполнении уже

Например, профилактика нарушений сердечнососудистой системы, вызванных стрессом...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен. Обучение в высшем учебном заведении является. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных...

...готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности.

Абаполов Ю. В., Дахужев А. С., Пчелинцев С. Ю. Совершенствование системы мотивации как

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов...

Предмет исследования — взаимозависимость профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций МВД России

Таким образом, по теории Дж.Марсиа, курсант образовательного учреждения МВД России может находиться в одном из четырёх статусов...

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Стресс сам по себе отражается на учебной деятельности студентов. Было установлено, что стресс негативно влияет на трудоспособность

Например, некоторые авторы указывают на то, что риск проявления эмоциональных расстройств приходится на младшие курсы и достигает...

образовательный процесс, педагогическая деятельность...

Подчеркнём, что армейская среда и военная деятельность имеет сильный стресс генный характер, а истинное служение возможно, если уровень стрессоустойчивости военнослужащего находится в пределах нормы. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и...

Задать вопрос