В данной научной работе рассмотрены вопросы, касающиеся психологических аспектов преподавания огневой подготовки в системе профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), а также раскрыты главные трудности, которые испытывает начинающий стрелок.
Ключевые слова: курсант, стрессовые ситуации, причины, огневая подготовка.
Главная цель боевой и физической подготовки в органах Федеральной службы исполнения наказаний — формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия при пресечении противоправных деяний, а также в процессе иной служебной деятельности. В современном мире профессия сотрудника уголовно-исполнительной системы требует высокой психологической устойчивости и навыков в области огневой подготовки.
Огневая подготовка представляется одним из важных компонентов боевой подготовки сотрудников УИС и нацелена на обучение личного состава правильному, точному, результативному, правомерному применению боевого оружия. Также огневая подготовка направлена на умение вести прицельный огонь в быстром темпе по окончанию физических и психологических нагрузок, поражать цель с первого выстрела, упреждать противника в открытии огня, быстро менять позицию, а также выбрать правильное положение для стрельбы.
Важным аспектом психологической подготовки является преодоление страха перед оружием и стрельбой. Для этого курсанты должны научиться контролировать свои эмоции и действия, а также развивать навыки саморегуляции.
Вместе с выполнением повседневных задач, сотрудники УИС реализуют свою служебную деятельность и в условиях экстремальных ситуаций и чрезвычайных обстоятельств. При данных ситуациях от сотрудников требуются профессионализм, дисциплинированность, мужество, максимальное напряжение морально — физических сил.
Большое количество средств обучения и тренировок состоит в многочисленном сознательном повторении конкретных приемов и действий, формирующих практические навыки и умения, которые развивают анатомические и физические возможности сотрудника профессионально-значимые качества, необходимые для благополучного выполнения поставленных задач. В процессе обучения, а также в случае надобности полагается также усложнение выполняемых упражнений, действий, приемов и движений.
В результате тренировок и выполнения практических упражнений возникает развитие и совершенствование моральных, волевых, физических, психологических качеств. Всё вышесказанное нацелено на совершенствование эмоциональной устойчивости сотрудника УИС.
При формировании навыков и умений, отработке основных упражнений на занятиях по огневой подготовке выделяют 3 базовых этапа:
- Начальный — характерен большой физиологической нагрузкой, большим объемом ошибок;
- Переходный — на данном этапе образуется существенный качественный скачок в формировании навыка стрельбы из огнестрельного оружия.
- Заключительный — характеризуется четким и устойчивым показателем производительности.
Для того чтобы оценить степень подготовленности, определить степень практических навыков необходимо проводить контрольные тесты, упражнения, выполнять различные нормативы, направленные на то, чтобы проверить уровень профессиональной подготовки сотрудника.
Главные трудности, которые испытывает начинающий стрелок:
— волнение на огневом рубеже;
— боязливое состояние при обращении с огнестрельным оружием;
— рефлекс, возникающий у сотрудника на ожидание выстрела и отдачу огнестрельного оружия, проявляющегося в резком сокращении групп мышц, участвующих в удержании оружия.
Для того чтобы преодолеть вышеуказанные психологические препятствия в ходе обучения нужно создать условия, при которых реализуется достижение следующих элементов:
а) формирование у курсантов представления о правильных движениях своего тела и понимание этих действий;
б) при производстве выстрела формирование в сознании обучаемых необходимых навыков с целенаправленным подключением волевого усилия стрелка при удержании правильной наводки огнестрельного оружия на цель.
Следует отметить, что анализ и оценка сложившейся обстановки принятие верного правомерного решения — это определяемая личностными характеристиками непростая психическая деятельность.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:
- Высокий уровень развития психологической подготовленности у сотрудника УИС гарантирует в последующем адекватное поведение и результативные действия, что в дальнейшем итоге, позволит сотруднику, вне зависимости от трудности поставленной задачи, добиться ее успешной реализации.
- На занятиях по огневой подготовке необходимо формировать условия и моделировать ситуации, способствующие формированию у сотрудников смелости и решительности, уверенности в своих силах и возможностях.
Также следует отметить, что педагогическая сторона моральной и психологической готовности к действиям при чрезвычайных ситуациях характерна организационной деятельностью и выполнением разнообразных педагогических и методических мероприятий воспитательного процесса, которые направлены на достижение целей такой готовности.
Литература:
- Мещерякова Е. И., Сибирко М. А. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1. С.12–19.
- Кобленков А. Ю., Новожилова П. Е., Саенко М. А. Опыт психологической и огневой подготовки курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия при несении службы // Концепт. 2018. № 5. С.8–13.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. И. Загвязинский. — М., 2018. —163 с.
- Ителъсон, Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л. Б. Ительсон. — Владимир, 2019. — 264 с.