В настоящее время во многих образовательных организациях, например, таких как МВД России, Министерства обороны, ФСИН России обязательной дисциплиной является «Огневая подготовка». Стрельба в настоящее время также востребована не только, как учебная дисциплина, но и как вид спорта.
Сотрудники правоохранительных органов, в силу выполняемых обязанностей по охране общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан, а также пресечению преступлений и правонарушителей, довольно часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими немедленного принятия решений, от правильности которых зависит жизнь и здоровье как граждан, так и самих полицейских [1]. Навыки обращения с оружием у сотрудников должны быть четко отработаны, так как в случае необходимости его применения на принятие решения есть доли секунды.
Несмотря на качественную теоретическую и практическую подготовку сотрудника, в практической деятельности, в процессе обучения и при наличии оснований для применения оружия, сотрудник правоохранительных органов не может преодолеть внутренней психологический барьер. Социально-психологический барьер — это социально-психологическое явление, выраженное в форме различного рода переживаний, возникающее под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов, следствием которого является отказ от желаемых или запланированных целей, идей, желаний и которое мешает осуществлению привычной жизнедеятельности человека [2]. Принято внутри широкого понятия социально-психологического барьера выделять внутренний и внешний. К внешним барьерам относят влияние СМИ, страх не справедливого уголовного наказания, общественное мнение, традиции, сложившиеся внутри служебного коллектива. К внутренним же относят идеалы, личностные установки, национальные и культурные особенности, особенности темперамента личности, гендерные отличия.
Если рассматривать образовательные учреждения, то там часть курсантов при обучении не могут начать стрельбу из-за боязни выстрела. Эта распространенная проблема, которую следует также относить к психологическим барьерам. Еще одним внутренним психологическим барьером может стать уровень человеческой агрессии, как в целом, так и в момент применения оружия. Данный фактор тесно связан с темпераментом личности, однако зависит не только от него. Для определения уровня агрессии существуют различные психологические тесты, которые проходят лица при поступлении на службу в и по возможности в течении служебной деятельности [3].
В образовательных организациях за психологическим состоянием обучающегося ведется постоянный контроль. Однако, учитывать этот фактор необходимо и у обучающихся, так как наличие высокого уровня агрессии может стать угрозой для других обучающихся. Следовательно, не только отдел психологической работы образовательной организации, но и преподаватели огневой подготовки следят за нормальным психологическим состоянием обучающегося перед выходом его на огневой рубеж [4]. Существуют различные методики, которые направленны на преодоление психологических барьеров. Одним из таких методов является использование при выполнении практических стрельб объёмных фигур, для имитирования стрельбы в себе подобного. В районе головы такой мишени прикреплено фото самого стреляющего [5].
Внутреннее психологическое состояние сотрудника может повлиять на принятие решения о применении огнестрельного оружия даже в большей степени, чем какие-либо внешние факторы. Прежде всего, само осознание необходимости стрелять в себе подобного является очень сложным для человека. Тем более, если сотрудник понимает вероятность наступления летального исхода, даже если это преступник, действия которого угрожают жизни и здоровью полицейского или третьих лиц.
Для решения проблемы такой, как боязнь выстрела, по мнению многих, следует как можно чаще практиковаться, для устранения страха, что и в целом влияет на результат стрельбы. Весь «страх» находится в голове, даже если сотрудник отрицает, что ему страшно. Данное явление влияет, как показывает практика, при нажатии спускового крючка, а именно — это резкий спуск. Необходимо готовить обучающихся к барьерам, с которыми они могут столкнуться в ходе своей профессиональной деятельности. Также, желательно периодически проводить тестирование на определение уровня агрессии у действующих сотрудников и учитывать его при отборе для участия в специальных операциях и задержаниях. Важно учитывать не только физическую подготовку, навыки стрельбы и осведомленность в правовых аспектах, но и психологическое состояние.
В заключение следует сделать вывод о том, что социально-психологические барьеры являются главной причиной нестабильности при стрельбе, боязни выстрела. Для решения данной проблемы следует практиковаться на постоянной основе, также проходить разные психологические тренинги. Для эффективного прогнозирования поведения личности в экстремальных условиях, необходимо также учитывать и гендерные особенности. Для минимизации ущерба в случае применения оружия, а также для точного попадания в заданную зону поражения, будущих сотрудников необходимо обучать правильной тактике применения огнестрельного оружия. Однако, для того чтобы сотрудник применил огнестрельное оружие на поражение и преодолел некоторые психологические барьеры, необходимо учитывать и психологические аспекты такой подготовки.
Литература:
- Светличный Е. Г. Формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях у курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений МВД России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20–21 апреля 2020 года. –-Москва. — 2020. — С. 453–457
- Мыслицкий В. В. Социально-психологические барьеры личности в процессе реорганизации российских компаний: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 / Мыслицкий Владимир Вячеславович. — Москва, 2004. — 144 с
- Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. — 2007. — № 3. — С. 41–72.
- Кузнецова С. О., Абрамова А. А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. –2014. — Т. 6, № 1. — С. 100–107.
- Ветрова Ю. В., Радоуцкий В. Ю., Шаптала В. Г. Экологический риск в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — Белгород: изд-во «БГТУ им. В. Г. Шухова». — 2010. — № 4. — С. 152–154.