Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), а также школы — интернаты спортивного профиля (ШИСП).
Работа спортивных школ направлена на осуществление определенных конкретных задач. ДЮСШ осуществляют подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие; ведут подготовку из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей; являются методическим центром и оказывают помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной спортивно-массовой работы.
Комплектование и организация тренировочного процесса
В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения), учебно-тренировочные группы (4 года обучения), группы спортивного совершенствования (3 года обучения) и высшего спортивного мастерства (от 3-х лет и более) [3].
Отделения ДЮСШ формируются из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.
При высоких спортивных показателях выпускников учебно-тренировочных групп и наличии необходимых условий для их дальнейшего спортивного роста в ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования. Открытие групп спортивного совершенствования производится решением вышестоящей организации, в ведении которой находится данная ДЮСШ.
В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования. Кроме этих групп в СДЮШОР могут создаваться группы высшего спортивного мастерства.
Единая программа для спортивных школ всех видов позволяет совместить организационную структуру с научно-методической системой многолетней подготовки юных спортсменов — от групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства.
Строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней работы с юными спортсменами.
Успешная реализация этих положений возможна лишь при правильной организации многолетней подготовки спортсменов и обязательном учете комплексной оценки результатов обучения и воспитания учащихся спортивных школ.
Основными формами учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮШОР являются:
‒ групповые теоретические и практические занятия по расписанию;
‒ тренировки по индивидуальному плану, выполнение домашних заданий;
‒ просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований;
‒ участие в спортивных и в матчевых соревнованиях согласно календарному плану спортивных мероприятий, утвержденному организацией, в ведении которой находится спортивная школа.
В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются оздоровительно-спортивные лагеря.
Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).
Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.
Основные задачи подготовки:
‒ укрепление здоровья и закаливание;
‒ устранение недостатков физического развития;
‒ овладение жизненно необходимым навыком плавания;
‒ обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
‒ развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости силовых и координационных возможностей);
‒ формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;
‒ воспитание морально-этических и волевых качеств.
Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей н; занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2–3 года На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вид: спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных, нормативов для зачисления па учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
‒ улучшение состояния здоровья и закаливание;
‒ устранение недостатков физического развития;
‒ привлечение максимально возможного числа детей и подростков
‒ занятием плаванием, формирование у них устойчивого интерес;
‒ мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
‒ овладение жизненно необходимых навыков плавания;
‒ обучение основам техники всех способов плавания и широком кругу двигательных навыков;
‒ приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
‒ воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
‒ поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности [2].
Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4–5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Основные задачи подготовки:
‒ воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
‒ поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
‒ укрепление здоровья, закаливание;
‒ устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
‒ освоение и совершенствование техники всех способов плавания;
‒ планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;
‒ формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
‒ к концу этапа — определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;
‒ воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
‒ профилактика вредных привычек и правонарушений.
Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Основные задачи подготовки:
‒ повышение общего функционального уровня (к концу этапа максимальное развитие аэробных способностей);
‒ постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;
‒ дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
‒ формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд Узбекистана. Продолжительность этапа при мерно 3–5 лет, однако, возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшей спортивного мастерства.
Основные задачи подготовки:
‒ освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;
‒ совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации;
‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности;
‒ сохранение здоровья.
Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетне подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.
Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровню спортивной подготовленности.
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровня спортивных результатов.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах СОП — от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения.
Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Обще годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 %. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30–40 мин.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
‒ в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;
‒ в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах 3-х часов;
‒ в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, — 4-х часов, при двухразовых тренировках в день — 3-х часов.
Литература:
- Булгакова Н. Ж. Плавание — М.: Физкультура и спорт 1999.
- Вайцеховский С.М Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм (теория, методика, практика): Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М.: 1985.
- Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования — М.: РГАФК 1997
- Платонов В.Н Плавание — Киев: Олимпийская литература 2000.