Психологическая безопасность образовательной среды школы-интерната
Автор: Финогенов Алексей Викторович
Научный руководитель: Литвинова Анна Викторовна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)
Дата публикации: 30.05.2020
Статья просмотрена: 417 раз
Библиографическое описание:
Финогенов, А. В. Психологическая безопасность образовательной среды школы-интерната / А. В. Финогенов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15876/ (дата обращения: 16.01.2025).
Постановка проблемы. Психологическая безопасность образовательной среды является самым необходимым условием для успешного функционирования любого образовательного учреждения и эффективного выполнения им своих функций. Несмотря на важность данной проблемы для всех образовательных учреждений страны, особую актуальность психологическая безопасность приобретает в рамках функционирования «сложных», закрытых образовательных учреждений, к которым относятся школы-интернаты.
Обзор литературы. И. А. Баева учреждения закрытого типа (в том числе и школы-интернаты) относит к учебным учреждениям, которое не обеспечивают в полной мере своих воспитанников психологической безопасностью. В общепринятой концепции И. А. Баевой, под психологически безопасной образовательной средой понимает «состояние образовательной среды свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающую референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 137]
Ряд ученых (А. В. Литвинова, Д. Л. Калинина, А. А. Титкова) к факторам риска присутствующим в образовательной среде относят «несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики субъектов образования, недостаточная эффективность организации профилактики психического и физического здоровья и др» [3, с. 58].
Обеспечение психологической безопасностью образовательной среды школы-интерната — это, в первую очередь, задача психолого-педагогического коллектива данного учреждения. Именно психолого-педагогическая деятельность выступает «гарантом» безопасности образовательной среды и личности всех ее субъектов.
По мнению Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо [2]:
– изучение образовательной среды образовательной организации и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния ее психологической безопасности;
– выявление состояния психического здоровья учащихся и педагогов путем диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;
– установление взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников;
– оценка эффективности деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по реализации программы создания психологической безопасности образовательной среды и обеспечения ее оптимального функционирования;
– обоснование технологии и организация мониторинга психологической безопасности образовательной среды в образовательном учреждении;
– создание технологий сопровождения субъектов образовательного процесса, снижающих риски психологической безопасности и проявления психологического насилия в образовательной среде.
Организация исследования.
Цель исследования — изучить психологическую безопасность образовательного учреждения.
Методы исследования. Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (А. Ю. Коджаспиров).
«Экспресс диагностика психологической безопасности образовательной среды детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» (Г. С. Кожухарь, В. В. Ковров): опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)».
Испытуемые. В исследовании приняли участие 16 воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 16–17 лет, из них 7 юношей и 9 девушек.
Результаты. Мы провели диагностику психологической безопасности образовательной среды школы-интерната (таблица 1). Были получены следующие результаты: наиболее выраженным является показатель «личностного самоопределения» (7,56) — высокая степень выраженности критерия, а наиболее низким — «активности и внутренней мотивированности» (5,69) — нейтральная степень выраженности критерия.
Таблица 1
Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы-интерната
Переменные |
Активность ивнутренняя мотивированность |
Личностное самоопределение |
Референтность учебной среды |
Толерантность |
Среднее значение |
5,69 |
7,56 |
6,31 |
6,13 |
Это может говорить о том, что в сознании большинства воспитанников школы-интерната уже задана определенная программа, сценарий их будущего определен и прописан (по крайней мере, они убеждены в этом). Но при этом обучающиеся не рассматривают образовательное пространство школы-интерната как фактор, способствующий реализации их целей, они не признают обучение в качестве основного ресурса для осуществления поставленных задач.
Согласно полученным результатам по опроснику «КМЛО в ОС» (Г. С. Кожухарь, В. В. Ковров), у воспитанников школы-интерната наиболее выраженным показателем является доброжелательность (14,5) и доверие (14,31), что является следствием сплоченности коллектива, долгого пребывания их в интернатных «семьях» и хорошего знания особенностей и характеров друг друга (таблица 2). Высокий показатель доброжелательности обусловлен наличием тесных связей между сиротами и выраженным чувством принадлежности к группе «своих». Этот показатель не является тождественным чувству доброжелательности к окружающему миру. У воспитанников должна присутствовать отчужденность, настороженность и недоверие к внешнему миру, к миру «чужих».
Наименее выраженный — показатель принятия (10,69). У подростков низкий гармоничный контакт с объективной реальностью и принятием того, что происходит вокруг и внутри них. У них отсутствует полное внутреннее согласие с тем, что есть в их жизни, со сложившейся жизненной ситуацией. Они не соглашаются принимать текущую ситуацию такой, какая она есть; как ее видят педагоги и окружающие.
Таблица 2
Диагностика межличностных отношений вобразовательной среде
Переменные |
Доверие |
Агрессивность |
Доброжелательность |
Конфликтность |
Принятие |
Враждебность |
Толерантность |
Манипулятивное отношение |
Индекс позитивного отношения |
Индекс негативногого отношения |
Среднее значение |
14,31 |
13,31 |
14,5 |
11,5 |
10,69 |
11,94 |
11,31 |
11,75 |
12,71 |
12,15 |
Заключение. Полученные результаты можно применить в разработке рекомендаций для администрации и психолого-педагогического состава образовательного учреждения по составлению программы психологического развития психологически безопасной образовательной среды.
В первую очередь программа должна быть нацелена на повышение активности учащихся на уроках и их внутренней мотивации на саморазвитие. Также необходимо привить воспитанникам школы-интерната осознание самостоятельности в свободе выбора своего дальнейшего жизненного пути, как профессионального, так и личностного. Это должно способствовать гармоничному развитию личности воспитанников, созданию личностно-доверительных отношений между школьниками и педагогами, способствовать сохранению психологического и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Литература:
- Баева И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябенского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6. — С. 135–141.
- Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций. М.: Проспект, 2017. — 460 с.
- Литвинова А. В., Калинина Д. Л., Титкова А. А. Ассертивное поведение и безопасность образовательной среды // Личность как предмет классической и неклассической психологи: материалы XIII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. М.: РГГУ, 2012. — С. 344–348.