Психологическая безопасность образовательной среды школы-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Финогенов, А. В. Психологическая безопасность образовательной среды школы-интерната / А. В. Финогенов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15876/ (дата обращения: 16.12.2024).



Постановка проблемы. Психологическая безопасность образовательной среды является самым необходимым условием для успешного функционирования любого образовательного учреждения и эффективного выполнения им своих функций. Несмотря на важность данной проблемы для всех образовательных учреждений страны, особую актуальность психологическая безопасность приобретает в рамках функционирования «сложных», закрытых образовательных учреждений, к которым относятся школы-интернаты.

Обзор литературы. И. А. Баева учреждения закрытого типа (в том числе и школы-интернаты) относит к учебным учреждениям, которое не обеспечивают в полной мере своих воспитанников психологической безопасностью. В общепринятой концепции И. А. Баевой, под психологически безопасной образовательной средой понимает «состояние образовательной среды свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающую референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 137]

Ряд ученых (А. В. Литвинова, Д. Л. Калинина, А. А. Титкова) к факторам риска присутствующим в образовательной среде относят «несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики субъектов образования, недостаточная эффективность организации профилактики психического и физического здоровья и др» [3, с. 58].

Обеспечение психологической безопасностью образовательной среды школы-интерната — это, в первую очередь, задача психолого-педагогического коллектива данного учреждения. Именно психолого-педагогическая деятельность выступает «гарантом» безопасности образовательной среды и личности всех ее субъектов.

По мнению Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо [2]:

– изучение образовательной среды образовательной организации и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния ее психологической безопасности;

– выявление состояния психического здоровья учащихся и педагогов путем диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;

– установление взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников;

– оценка эффективности деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по реализации программы создания психологической безопасности образовательной среды и обеспечения ее оптимального функционирования;

– обоснование технологии и организация мониторинга психологической безопасности образовательной среды в образовательном учреждении;

– создание технологий сопровождения субъектов образовательного процесса, снижающих риски психологической безопасности и проявления психологического насилия в образовательной среде.

Организация исследования.

Цель исследования — изучить психологическую безопасность образовательного учреждения.

Методы исследования. Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (А. Ю. Коджаспиров).

«Экспресс диагностика психологической безопасности образовательной среды детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» (Г. С. Кожухарь, В. В. Ковров): опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)».

Испытуемые. В исследовании приняли участие 16 воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 16–17 лет, из них 7 юношей и 9 девушек.

Результаты. Мы провели диагностику психологической безопасности образовательной среды школы-интерната (таблица 1). Были получены следующие результаты: наиболее выраженным является показатель «личностного самоопределения» (7,56) — высокая степень выраженности критерия, а наиболее низким — «активности и внутренней мотивированности» (5,69) — нейтральная степень выраженности критерия.

Таблица 1

Диагностика психологической безопасности образовательной среды школы-интерната

Переменные

Активность ивнутренняя мотивированность

Личностное самоопределение

Референтность учебной среды

Толерантность

Среднее значение

5,69

7,56

6,31

6,13

Это может говорить о том, что в сознании большинства воспитанников школы-интерната уже задана определенная программа, сценарий их будущего определен и прописан (по крайней мере, они убеждены в этом). Но при этом обучающиеся не рассматривают образовательное пространство школы-интерната как фактор, способствующий реализации их целей, они не признают обучение в качестве основного ресурса для осуществления поставленных задач.

Согласно полученным результатам по опроснику «КМЛО в ОС» (Г. С. Кожухарь, В. В. Ковров), у воспитанников школы-интерната наиболее выраженным показателем является доброжелательность (14,5) и доверие (14,31), что является следствием сплоченности коллектива, долгого пребывания их в интернатных «семьях» и хорошего знания особенностей и характеров друг друга (таблица 2). Высокий показатель доброжелательности обусловлен наличием тесных связей между сиротами и выраженным чувством принадлежности к группе «своих». Этот показатель не является тождественным чувству доброжелательности к окружающему миру. У воспитанников должна присутствовать отчужденность, настороженность и недоверие к внешнему миру, к миру «чужих».

Наименее выраженный — показатель принятия (10,69). У подростков низкий гармоничный контакт с объективной реальностью и принятием того, что происходит вокруг и внутри них. У них отсутствует полное внутреннее согласие с тем, что есть в их жизни, со сложившейся жизненной ситуацией. Они не соглашаются принимать текущую ситуацию такой, какая она есть; как ее видят педагоги и окружающие.

Таблица 2

Диагностика межличностных отношений вобразовательной среде

Переменные

Доверие

Агрессивность

Доброжелательность

Конфликтность

Принятие

Враждебность

Толерантность

Манипулятивное отношение

Индекс позитивного отношения

Индекс негативногого отношения

Среднее значение

14,31

13,31

14,5

11,5

10,69

11,94

11,31

11,75

12,71

12,15

Заключение. Полученные результаты можно применить в разработке рекомендаций для администрации и психолого-педагогического состава образовательного учреждения по составлению программы психологического развития психологически безопасной образовательной среды.

В первую очередь программа должна быть нацелена на повышение активности учащихся на уроках и их внутренней мотивации на саморазвитие. Также необходимо привить воспитанникам школы-интерната осознание самостоятельности в свободе выбора своего дальнейшего жизненного пути, как профессионального, так и личностного. Это должно способствовать гармоничному развитию личности воспитанников, созданию личностно-доверительных отношений между школьниками и педагогами, способствовать сохранению психологического и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Литература:

  1. Баева И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябенского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6. — С. 135–141.
  2. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций. М.: Проспект, 2017. — 460 с.
  3. Литвинова А. В., Калинина Д. Л., Титкова А. А. Ассертивное поведение и безопасность образовательной среды // Личность как предмет классической и неклассической психологи: материалы XIII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. М.: РГГУ, 2012. — С. 344–348.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая безопасность, образовательная среда, образовательное учреждение, воспитанник школы-интерната, образовательная среда школы-интерната, безопасная образовательная среда, выраженность критерия, образовательный процесс, психологическое насилие, физическое здоровье.

Похожие статьи

Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля

Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения

Оптимизация взаимодействия персонала детского образовательного учреждения и родителей

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Похожие статьи

Воспитательный аспект взаимодействия семьи и школы-интерната спортивного профиля

Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения

Оптимизация взаимодействия персонала детского образовательного учреждения и родителей

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду