Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 14.11.2016

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Сягина, Н. В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Н. В. Сягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35186/ (дата обращения: 21.11.2024).



Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего гармоничного развития ребенка необходимо их комплексное взаимодействие. На сегодняшний день объединение усилий родителей и педагогов остаётся важнейшей проблемой современной педагогики. Результативность этого взаимодействия определяет ряд факторов: во-первых — что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга? Во-вторых — совпадают ли цели и задачи родителей по воспитанию детей с детским садом.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст.44 п.1 «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»; ст.44 п.2 говорит о том, что «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей…» [7, с.49].

Что же зачастую происходит на практике? Часто родители полностью перекладывают воспитание своих собственных детей на детский сад, имеют низкий уровень психолого-педагогической, а зачастую и общей культуры. Кроме того, они оказываются недостаточно информированы об особенностях жизни ребенка в дошкольном учреждении, не зная, что происходит за его дверями. Когда забирают ребенка из детского сада, самый часто задаваемый вопрос родителями: «Что ты сегодня ел?», а не «Что было сегодня интересного? Чем вы занимались?» и т. д. Часто родители не понимают самоценности периода дошкольного детства, и считают его только подготовкой к обучению в школе. Но ребенок живет здесь и сейчас, и формирование его личности происходит с самой первой минуты его рождения. Детский сад и семья «оторваны» друг от друга. При всем том, что семья выступает социальным заказчиком, сама они не готова включаться в деятельность образовательного учреждения.

Вот поэтому коллектив нашего МБДОУ уделяет особое внимание развитию сотрудничества педагогов и родителей и активизации позиции родителей в процессе воспитания, развития детей, когда родитель становится субъектом воспитательной деятельности.

Мы предположили, что в случае создания определенных условий, можно добиться не только психолого-педагогической грамотности родителей, но и активизировать их позицию в сообществе с дошкольным учреждением, ориентированным на полноценное развитие каждого ребенка. Эти условия помогут каждому родителю осознать себя как человека, который призван оказать позитивное воздействие на развитие собственного ребенка и помогут сформировать у родителей устойчивую потребность реализовать свой воспитательный потенциал.

Работа была разделена на 3 этапа.

Первый этап (подготовительный). На этом этапе работа шла в двух направлениях:

Первое направление — это обучение педагогов.

Самым трудным на данном этапе была перестройка отношения педагогов к родителям как объекту педагогического воздействия и передачи информации по пропаганде педагогических знаний к субъективным отношениям воспитателей и родителей. То есть, между педагогами и родителями тогда сохранялся рациональный стиль общения — родителям отводилась пассивная роль объекта воздействия со стороны педагога: «Вы должны…», «Вы же мать, вы обязаны…» и т. д. Преобладало оценочное отношение, навязывание знаний, мнений, претензии. Необходимо было настроить воспитателей на переход к сотрудничеству как межличностному отношению педагога и родителей, достижению партнерских доверительных отношений, личностному безоценочному стилю общения с каждой семьей. Началась работа с педагогами по проведению консультаций, семинаров-практикумов, педагогических советов.

План работы на год по развитию коммуникативных навыков сотрудничества сродителями

Месяцы

Формы работы спедагогами

сентябрь

Круглый стол «Современная семья. Какая она?». Цель: осудить проблемы современной семьи, трудности, возникающие в общении с родителями.

октябрь

Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями». Цель: самоанализ профессиональных затруднений в общении с родителями и определение актуальной для себя консультативной помощи.

ноябрь

Семинар-практикум «Методика активного слушания. «Я» -сообщения, «Ты» -сообщения». Цель: развивать умение эмпатического слушания.

декабрь

Тренинг «Невербальный диалог». Цель: упражнять во взаимодействии невербальными средствами общения.

январь

Консультация «Конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации». Цель: развивать способность понимать природу конфликта, находить удачное поведение в сложных ситуациях.

февраль

Аутотренинг. Цель: учить воспитателей снимать напряжение, сильное волнение.

март

Совет педагогов «Межличностное общение педагога и родителя — важнейшее условие сотрудничества».

апрель

Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций». Цель: учить педагогов находить и реализовывать удачное поведение в сложившихся ситуациях.

май

Опросник: по запросам педагогов на следующий год.

Использовались тесты, опросники, психологические тренинги по общению, решение проблемных ситуаций, ролевые и деловые игры, конкурсы педагогических ситуаций, где воспитатели учились диалогическому общению и выработали следующие принципы работы с детьми:

  1. Найдите время, создайте возможности и поощрите родителей высказать свои соображения, радости, цели, беспокойства.
  2. Выбирайте места, где можно побеседовать с глазу на глаз
  3. Всегда относитесь к сведениям как к конфиденциальным: семьи делятся с воспитателями очень личной информацией, и важно сохранять ее в тайне.

Второе направление — взаимодействие с родителями.

На родительских собраниях, в личных беседах родителям разъяснялось, что детский сад — открытая система, поощряются все формы участия в жизни группы — в занятиях, походах, конкурсах, выставках, экскурсиях. Родители могут прийти в группу и поделиться своими талантами, интересами и умениями. Они могут участвовать в планировании работы. На этом этапе началась работа по изучению запросов и интересов родителей (анкеты, опросные листы, по вопросам воспитания и развития детей, а также возможности и желания участвовать в педагогическом процессе).

Второй этап (основной).

В ходе этого этапа были выработаны следующие формы работы с семьей.

Стратегии неформального общения:

1) Время прихода и ухода. Воспитатели используют для общения время прихода и ухода. Родители могут раздеться, пройти в группу, задать воспитателям вопросы, поиграть с детьми, почитать им книжку.

2) Доска объявлений. Показывает, чем занимались дети в детском саду. Родителям сообщается тема, информация об особенностях программы, занятия с целями, задачами. Можно выставить художественно оформленные отчеты детей об экскурсиях, фотографии детей, членов их семей.

3) «Семейный альбом». Его оформление стало традицией. В «Семейном альбоме» родители вместе с детьми рассказывают о своей семье, о традициях, о любимых семейных занятиях. Читая и рассматривая альбом, родители лучше узнают друг о друге, находят общие интересы.

4) «Информационные листки». Это еще один способ общения с семьями. В нашем детском саду они оформляются в виде «Руки помощи». Их содержание включает:

– объявления о событиях, конкурсах в группе

– просьбы принести какие-то материалы для образовательной деятельности, оказать какую-то помощь (найти фотографии, книги, предметы для мини-музея и т. д.)

– рекомендации по проведению домашних занятий

– художественная литература, пособия, материалы по теме

5) Выставки детских работ, проектов.

Это могут быть детские работы, работы родителей с детьми. В течение изучения темы дети с воспитателями оформляют проект — панно, коллаж, в котором принимает участие каждый ребенок, участие каждого отмечается. В оформлении проекта могут принять участие и родители. В проекте отражаются задачи, поставленные при изучении темы, сплачивается коллектив детей.

6) «Портфолио» есть у каждого ребенка. Это коллекция работ в папочке, которые ребенок выполнил в течение некоторого времени. Они включают рисунки детей, рассказы, карточки, выполненные в центре математики и т. д. «Портфолио» показывается родителям, может быть взято домой, рассмотрено вместе с детьми.

7) «Информационные стенды». Здесь может быть выставка одного ребенка, рубрики, например, «Читалки-рассуждалки», советы педагога-психолога или воспитателей, статьи из журналов, рекомендуемая литература для чтения.

Стратегии неформального общения:

1) Родительские собрания. Тематика родительских собраний планируется, исходя из согласования с родителями. Темы могут быть представлены в лекционном ключе, либо в виде практикума, семинара, с участием детей и т. д.

2) Домашние визиты. Родители приглашают воспитателей домой, общаются в домашней обстановке.

3) Карта наблюдений воспитателя. Родителей знакомят с картой, которая предназначена для сбора данных о том, какие центры активности и какие материалы дети предпочитают, какие затруднения есть у ребенка, планируется дальнейшая индивидуальная работа.

4) Благодарность родителям. Каждому приятно, когда его усилия по достоинству ценят, и родители — не исключение. Они пришли, потратили свое время и заслуживают благодарности. Оценивается любое участие в жизни группы — уборка, передача материалов, участие в занятиях с детьми. Благодарность оформляется в виде «Шагов сотрудничества».

5) Пребывание членов семей в группе. Это полезно и для семьи, и для воспитателя. Польза для семьи:

– родители, находясь в группе, видят, как их ребенок общается с другими

– родители получают представление о работе воспитателя, начинают относится к ним с большим уважением

– родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома

– устанавливают дружеские связи с другими родителями

Польза для воспитателей:

– воспитатели видят, как родители мотивируют своих детей, как помогают решать им задачи

– воспитатели могут больше времени уделять другим детям и работать подгруппами

Польза для детей:

– у детей повышается социальный статус, они чувствуют гордость за своих родителей

– они забывают о беспокойствах

– они счастливы, когда родители находятся в группе, становятся более уверенными, открытыми

Виды деятельности, способствующие вовлечению родителей:

  1. «День открытых дверей». Родители могут посетить группу, спортзал, музыкальный зал, бассейн в течение дня.
  2. Приглашение родителей на утренние и вечерние сборы «У нас гости». Родители рассказывают детям о чем-то интересном по теме, которая изучается в группах.
  3. Приглашение родителей на занятия. Родители приглашаются на занятия. Мама, увлекающаяся шитьем, может сшить вместе с детьми платьице для куклы, парикмахер — сделать стрижку. В результате они приобретают некоторый положительный опыт т и им снова хочется побывать в детском саду.
  4. «Дни рождения», «Дни именинников». Это праздники для всех- с конкурсами, песнями, танцами, подарками. Родители — не зрители, а участники.
  5. Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья!».
  6. Конкурсы рисунков и поделок.
  7. Изготовление оборудования, обустройство участка

Таким образом, была выработана система мероприятий, направленных на формирование устойчивой потребности во взаимодействии родителей и педагогов.

Третий этап (заключительный). В результате проведенной работы была отработана модель взаимодействия с семьей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. В результате такого сотрудничества улучшили взаимоотношения между родителями, они нашли общие интересы. По данным анкетирования, проводимого среди родителей, в результате такого взаимоотношения с педагогами и детьми, возникает потребность поделиться информацией о достижениях ребенка, трудностях и тревогах, возникающих при воспитании (60,8 % родителей указали, что они вступают во взаимодействие с педагогами, чтобы вместе участвовать в образовательном процессе, 50 % родителей выступают инициаторами разговора с педагогом). Организуя совместные мероприятия, воспитателям удается объединить родителей. Степень участия в жизни детского коллектива больше половины родителей оценили на «отлично» и «хорошо». Кроме этого, анкетирование показало, что у педагогов выявлен высокий уровень подготовленности к взаимодействию с родителями. Можно отметить у воспитателей установку на эмоционально-положительное отношение к ребенку, родителям, независимо от личностных качеств. Воспитатели владеют различными техниками общения, умеют грамотно строить коммуникативное пространство, что помогает родителям преодолеть психологический барьер, часто возникающий в общении между педагогами и родителями.

Можно отметить, что по результатам исследования педагогов-психологов в группах наблюдается более высокий уровень межличностных отношений и эмоционального благополучия, в группах стало больше детей-лидеров. Отмечено, что при решении социальных проблем детьми (поделиться со сверстниками, помочь в трудной ситуации и т. п.), дети стали более активными, легче вступают в контакт и умеют договариваться.

Таким образом, в результате такого взаимодействия с родителями, мы получили:

1) Ребенка:

– самостоятельного, умеющего делать выбор, принимать решения

– с чувством ответственности за свои поступки

– испытывающего потребность в познании окружающего мира

2) Родителя:

– активного участника образовательного процесса

– педагогически грамотного

– ответственного за воспитание собственного ребенка

3) Педагога

– помощника родителя в воспитании ребенка

– инициативного

– творческого

Сейчас мы ищем новые формы сотрудничества с семьей. Это могут быть Клубы по интересам, Семейный клуб. На наш взгляд, родители готовы к такой форме сотрудничества, и наше ДОУ тоже готово к такому взаимодействию, и я думаю, что у нас это получится.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. — М.: ООО «Линка-Пресс», 2004
  2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. -М.: Изд. дом «Карапуз», 2001
  3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012
  4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005
  5. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2011
  6. Метенова Н. М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях — Ярославль, ООО «ИПК Индиго», 2014
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. — М.: Эксмо. 2013
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, Педагог, семья, воспитание детей, группа, дошкольное учреждение, образовательный процесс.


Задать вопрос