Эффективные практики в работе с родителями в МБДОУ
Авторы: Куханова Ирина Александровна, Рыжкова Светлана Анатольевна, Петрова Лариса Алексеевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.
Дата публикации: 07.12.2022
Статья просмотрена: 205 раз
Библиографическое описание:
Куханова, И. А. Эффективные практики в работе с родителями в МБДОУ / И. А. Куханова, С. А. Рыжкова, Л. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7865/ (дата обращения: 17.12.2024).
На базе нашего МБДОУ с 2010 года работает консультативный пункт.
К нам часто обращаются родители, которые испытывают трудности в общении с детьми. Мы очень часто слышим такие фразы: «он меня не слушает», «у меня не хватает на него времени»..., «на него часто жалуются, я не знаю, что делать»...
Проблема коммуникативно-личностного общения очень актуальна. Родителям не хватает знаний, времени, а иногда и желания для общения со своими детьми. Они не принимают своего ребенка таким, какой он есть. Ребенок остается один на один со своими проблемами.
Мы, как коррекционные педагоги, определили тему коммуникативно-личностного общения, как наиболее значимую, и, в первую очередь, надо начинать работу с семьей.
Семья — это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, где осуществляется первичная социализация ребенка, становление его как личности.
На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится создание комфортных условий для участия родителей в образовательной деятельности.
ФГОС определяют социально-коммуникативное развитие, как наиболее значимую область в жизни ребенка.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к наиболее значимым людям.
Социально-коммуникативное развитие не возможно без речи, как инструмента общения.
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, насколько дети овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.
В процессе работы логопеда и дефектолога на КП формируются умения планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для реализации его языковые средства. Построение высказывания требует от ребенка умения распределять внимание: надо помнить и о содержательной его стороне, и о его форме.
В процессе работы идет и дальнейшее развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно строить развернутые высказывания по ходу работы.
Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории.
Вся эта работа направлена на формирование и совершенствование умений воспитанников составлять предложение и связное высказывание.
В работе над развитием связной речи мы ожидали следующих результатов:
— Расширения и активизации словаря по темам;
— Умения составлять простые и сложные предложения, применительно к данной ситуации;
— Умения вести монолог и диалог;
— Навыка творческого рассказывания;
— Умения оформлять речевое высказывание интонационно и эмоционально, используя средства выразительности речи.
Таким образом, целью нашей педагогической деятельности, в условиях работы консультативного пункта, является стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через совместную деятельность родителя и ребенка в условиях реализации ФГОС ДО и развитие его связной речи.
Мы поставили следующие задачи:
— освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;
— развитие самосознания детей;
— создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
— развитие коммуникативной компетентности;
— формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям.
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста возможно, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
— Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
— Обучение умению слушать и слышать другого;
— Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
— Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
— Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
— Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
— Формирование чувства симпатии между участниками общения;
— Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
— Обучение умению детей владеть собой;
— Развитие умения анализировать ситуацию.
— Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Наш пункт работает давно, но мы поняли, что формы работы, предполагающие донесение «сухой» информации до родителей не дают ожидаемых результатов. Эффективность таких консультаций минимальна. Мы пришли к выводу, что только совместная деятельность родителей и детей, под руководством грамотного педагогического сопровождения, помогла нам, наконец-то, получить ожидаемые эффективные результаты.
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив педагогов, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, музыкальных руководителей.
Воспитатели формируют у детей представления о социуме, самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании утренников, драматизаций, в развитии у детей культурно-личностных отношений посредством включения в театрализованную деятельность. Учитель-логопед и учитель-дефектолог участвуют в социализации личности ребенка с помощью развития связной речи, активизации словаря, лексико-грамматических категорий, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т. д.);
Педагог-психолог ведёт работу с детьми по ознакомлению с эмоциями, овладению языком эмоций, формированию уверенности в себе, развитию социальных навыков, коррекции эмоционально-личностных нарушений.
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса и нашими помощниками, и исходя из этого мы используем следующие формы работы, предполагающие совместную деятельность родителей и ребенка:
— Семейные гостиные;
— Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
— Семейные творческие выставки и фотовыставки;
— Тематические вечера;
— Викторины;
— Видеоинтервью и тематические мультимедийные презентации;
— Выпуск семейных газет;
— Изготовление авторских тематических поделок.
В рамках работы КП мы проводим индивидуальную и подгрупповую деятельность.
Мы провели следующие семейные досуги, где решали социально- коммуникативные и речевые задачи.
Эти мероприятия были посвящены объединению детско-родительского коллектива.
Досуг «Волшебная шляпа». К этому мероприятию каждая семья изготовила шляпу из подручных материалов и по собственному замыслу. Задача каждой семьи была представить себя и рассказать про своего ребенка. В свою очередь ребенок должен рассказать про своих родителей.
Досуг «Новогодняя игрушка». Это мероприятие было посвящено семейным новогодним традициям. Каждая семья изготовила и представила новогоднюю игрушку и придумали новогодние пожелания для другой семьи.
Литературная гостиная — по стихам детских писателей. Родители и дети изготовляли детскую книжку, ребенок представлял стихотворение детского писателя от семьи. Дети и родители принимали участие в литературной викторине.
Семейная гостиная объединила родителей и детей на тематическом вечере, где была представлена фотовыставка «Спортивная семья». Родители и дети представляли спортивные достижения своей семьи, где ребенок составлял рассказ.
Тематический вечер «Наша семейная традиция» был представлен в виде семейных газет. Каждая семья представила стенгазету, а ребенок рассказал о семейной традиции. Это обогатило опыт родителей и приобщило семьи к новым традициям.
К каждому мероприятию мы предлагали родителям провести совместные прогулки, посещение библиотек, поиск информации в разных источниках, провести опытническо-исследовательскую деятельность, создать совместные альбомы и дневники деятельности, создать продукт деятельности. Родителям предлагались карточки-«помогайки», где представлены речевой материал, список вопросов для исследования, проблемные ситуации, список литературы.
Результаты превзошли все наши ожидания и имели успех. Все семьи были представлены, каждый ребенок смог рассказать о своих родителях и принять участие в дискуссии «Мой родитель самый лучший».
По такому же принципу были проведены следующие конкурсы: «Герб детского сада», «Несуществующее животное» и т. д.
Анализируя опыт психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников в ДО можно сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст — сенситивный период в социальном развитии человека; и социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования.
Совместная и игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития являются приоритетными.
Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей способствует повышению уровня психологической компетентности участников педагогического процесса и благоприятно воздействует на детей.
В результате комплексного сопровождения социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников с высоким уровнем развития самосознания и самооценки, а также коммуникативных навыков. Отмечается оптимальный уровень психологического комфорта в детском коллективе, ДО и семье.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка — и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность.