Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности
Автор: Лукина Галина Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 27.12.2013
Статья просмотрена: 5750 раз
Библиографическое описание:
Лукина, Г. Н. Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе для детей компенсирующей направленности / Г. Н. Лукина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4754/ (дата обращения: 16.11.2024).
В соответствии с Федеральными государственными требованиями и федеральными государственными стандартами одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.
Мы совместно поставили цель:
сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
Определили задачи:
- установить партнёрские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком, умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
Одна из главных задач федерального государственного образовательного стандарта:
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
Использовали принципы:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Динамичность.
4. Сотрудничество, а не наставничество.
5. Серьезная подготовка.
6. Комплексности.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Все специалисты работают под руководством учителя — дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы. В проведении коррекции большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя–дефектолога, учителя — логопеда, педагога — психолога и воспитателя группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. В группе компенсирующей направленности при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком и родителями на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
На начало учебного года родителям предлагаем заполнить анкету по методической рекомендации Г. Н. Лавровой и совместно составленные учителем — дефектологом, психологом и учителем логопедом анкеты, которые помогают лучше узнать ребёнка и спланировать работу с семьёй.
Проводим беседы с родителями по результатам диагностики совместно с логопедом. Психолог приглашает на личную беседу. Заранее обсуждаем, что донести до каждого родителя о развитии его ребёнка.
Одним из главных документов консилиума является коррекционно-образовательный маршрут группы, который разрабатывается на основе полученных результатов обсуждения и заполнения заключения медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в коррекционной группе на начало учебного года. Из наблюдений, бесед, анкетирования мы совместно с воспитателями заполняем таблицу «Работа с семьёй».
В зависимости от типа семьи проводим работу:
Проблемной семье, педагогически несостоятельной нам необходимо:
- дать знания родителям, обучить родителей способам и приемам проведения коррекционных упражнений с ребёнком;
- помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.
Проблемной семье, но педагогически состоятельной:
- уделяем освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специальной коррекционной группы;
- знакомим с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Работа с оптимальной семьёй:
- привлекаем родителей к совместной работе;
- объясняем, какую помощь от них ждут специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми.
Работу с родителями проводим как в традиционных формах, так и инновационных. Традиционные формы работы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.Коллективные формы работы:
- день открытых дверей;
- родительские собрания;
- конференции с родителями;
- экскурсия по детскому саду;
- тематические занятия семейного клуба;
- проведение детских праздников и досугов;
- презентации и игры для родителей.
Проводим различные виды родительских собраний:
1. «Мастер — класс».
2. «Душевный разговор».
3. «Турнир знатоков».
4. «Семинар — практикум».
5. «Аукцион».
6. «Педагогическая лаборатория».
7. «Педагогическая гостиная».
8. «Устный журнал».
9. «КВН», «Поле чудес».
В ходе собрания обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах.
Не одно родительское собрание у нас не проходит без игр и конкурсов. Обязательно родители получают памятки. В течение года мы награждаем родителей почетными грамотами и благодарностями.
Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары — практикумы; тематические консультации; презентации.
Индивидуальные формы работы:
- анкетирование и опросы;
- беседы и консультации специалистов;
- запись на магнитофон ответов детей, рассказов;
- рекомендации родителям и закрепление пройденного материала;
- родительский час.
В беседах и консультациях мы предлагаем игровые упражнения и задания, направленные на закрепление учебного материала, способствующие развитию и коррекции психических функций и повышению познавательного интереса.
Формы наглядно-информационного обеспечения:
- еженедельные консультации;
- рубрика «Вести»;
- фото уголок;
- папки-раскладушки;
- библиотечка-передвижка;
- буклеты, листовки, памятки.
Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.
Совместно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с семьями, были использованы:
- консультации специалистами каждому ребенку;
- музыкальные произведения по возрасту детей;
- комплекс утренней гимнастики и подвижные игры;
- картотека игр и упражнений. В основном это материал, объединённой одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.
Всё это хранится в папке у каждого ребенка. Родитель в свободное время может почитать. Взять домой.
- медиатека (звукозаписи рассказов детей, презентации)
- блог специалистов группы № 9.
Инновационные формы работы с родителями можно выделить как отдельно, так и отнести к наглядно-информационному обеспечению:
- социальные ролики;
- создание обучающей видеотеки (занятия для детей и родителей, модели организации коррекционно — развивающей среды в домашних условиях и др.);
- медиатека (звукозаписи рассказов детей, презентации);
- сайт и блог нашего учреждения.
Деление родителей воспитанников на три группы по типу семьи требует дифференцированного подхода в работе. Коллективные и наглядно-информационные формы работы подразумевают одно содержание для каждой семьи, но и здесь мы предлагаем оптимальным семьям участвовать в качестве равноправных партнеров — они делятся своим опытом, помогают изготавливать пособия, памятки. Индивидуальные формы работы различаются по содержанию и методам, количеством проведенных мероприятий в зависимости от типа семьи.
Приведем таблицу, иллюстрирующую дифференцированный подход в методике индивидуальной работы с различными типами семей.
Методы индивидуальной работы с семьями разных типов
Проблемная семья, педагогически несостоятельная |
Проблемная семья, но педагогически состоятельная |
Оптимальная семья |
Беседа от 10 до 20 минут ежедневно. |
Беседа не более 10 минут еженедельно |
Беседа по мере необходимости, не реже 2 раз в месяц. |
Игровой практикум еженедельно, иногда совместно с ребенком |
Консультация по результатам диагностики и по мере необходимости 1 раз в квартал |
Консультация по результатам диагностики и по мере необходимости 1 раз в квартал |
Прослушивание и анализ ответов, рассказов детей на магнитофон, рекомендации специалистов по поводу услышанного. |
Использование картотеки игр и упражнений, видеотеки для домашнего просмотра |
|
Привлечение к работе сайта или блога группы в интернете. |
||
Анкетирование, опросы 1 раза в год |
Все специалисты проводят мониторинг основных показателей общего развития ребенка. Анализируя его в течение трех учебных лет, можно сделать вывод о положительной динамике, что свидетельствует об эффективности нашей совместной работы.
Каждый специалист работает по одним и тем же выделенным направлениям, а вот методы и приемы, используемые специалистами, будут различными и виды деятельности ребенка тоже будут разные.
Таким образом, многократное и многоплановое воздействие на одну и ту проблему поможет быстрее преодолеть ее.
Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям, делая процесс общения взрослых и детей более гармоничным. Мы стараемся оказать помощь семье в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, вся работа специалистов ДОУ позволяет:
1. обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;
2. своевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии.
Родители воспитанников активно принимали участие во всех конкурсах и выставках семейных творческих работ.
Итогом сотрудничества специалистов ДОУ с родителями являются следующие результаты:
- родители перестают быть просто зрителями и наблюдателями, становятся активными участниками различных мероприятий;
- папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания;
- возросло взаимоуважение и взаимопонимание педагогов и родителей;
- у родителей сформировалось уважительное отношение к продуктам детской деятельности;
- улучшились количественные показатели присутствия родителей на групповых и детсадовских мероприятиях;
- родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада;
- изменился культурный уровень родителей, снизилось количество конфликтов;
- родители и педагоги стали совместно решать проблемы, между ними сформировались партнёрские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса;
- созданы условия для реализации идей родителей, их творческих способностей;
- созданы условия для полноценного общения всех участников образовательного процесса.
Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции задержки психического развития и полноценного личностного развития детей.
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа ДОУ.
2. Лаврова Г. Н. «Учебное пособие повышения квалификации кадров» Челябинск 2003.
3. Борякова Н. Ю. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития» Москва 2004.
4. Микляева Н. В., Гладких Л. П. «Экспресс-диагностика развития детей» Москва 2006.
5. Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй» Москва 2006.
6. Кондратьева С. Ю. «Если у ребёнка задержка психического развития» Санкт-Петербург 2011.
7. Глебова С. В. «Детский сад-семья: аспекты взаимодействия» Воронеж 2005.