Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 05.10.2017

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Новожеева, Е. Ю. Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения / Е. Ю. Новожеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12997/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время с изменением парадигмы образования, объединением системы НПО и СПО ведется громадная работа по развитию новых государственных образовательных стандартов. А это ведет к большому количеству изменений понятий контроля и мониторинга в образовательном учреждении.

Мониторинг в образовании — это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Мониторинг ведется в среде всех участников образовательного процесса. Уровень и степень их участия различны, но все они (и преподавателя, и обучающиеся, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее, интерпретируют по своим запросам.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать преподавателя или управленца необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

Педагогический мониторинг включает в себя следующие виды контроля:

‒ слежение за различными сторонами учебного процесса;

‒ слежение за различными сторонами

‒ воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса

‒ слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп

‒ слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель — педагогический коллектив; руководитель — обучающийся коллектив; руководитель — коллектив родителей; руководитель — внешняя среда ОУ; преподаватель — преподаватель; преподаватель — обучающийся; преподаватель — семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса.

Кроме того, важными показателями мониторинга является анкетирование всех категорий заинтересованных лиц (преподавателей, обучающихся, родителей). Некоторые виды анкет используются для мониторинга на протяжении нескольких лет. Дали хороший материал при анализе для учета потребностей преподавателей и студентов в сфере контроля обучения.

Примером вышесказанного может служить система анкетирования, пытающаяся раскрыть проблемы при общении преподавателей и студентов в учебном процессе. Рассматривалась возможность введения дистанционных технологий при самостоятельной работе студента, умение и желание преподавателя отходить от привычных рамок

Анкета для студентов очного отделения

Вы проходите обучение на очном отделении. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Данные используются для статистического обобщения внутри колледжа.

  1. На какой специальности вы учитесь _____________________________

2. Какие программы вы используете в процессе обучения? С какой частотой (1 — редко, 3 — среднее значение, 5 — часто)

1

2

3

4

5

Поисковые системы (Интернет)

Electronics WorkBench

Photoshop

ARMAGRO

Layout

Persona Win

Sprint Layout 5.0

1С: Предприятие

Гарант

AutoCAD

Corel Draw

3D Max

3. Какие компьютерные программы вы считали бы нужным изучать на дополнительных курсах? __________________________________________

4. Требуется ли вам при подготовке к занятиям самостоятельно виртуальная лаборатория для выполнения практических работ, опытов, экспериментов:

a) да

b) нет

c) Затрудняюсь ответить

5. Вы считаете, что использование компьютера помогает вам в учебе?

a) Да

b) Нет

c) Затрудняюсь ответить

6. Где вы берете информацию?

11

2

3

4

5

библиотека

Больше из библиотеки

50 %/50 %

Больше из интернета

интернет

7. Сохраняете ли вы все материалы, выполненные в процессе обучения, на будущее?

a) да

b) нет

c) выборочно

8. Создаете ли вы для своего будущего электронный вариант портфолио?

a) Да, создал (а) давно, теперь только дополняю

b) Да, но только начинаю создавать

c) Нет, но сбираюсь создать

d) Нет, в этом нет необходимости

Анкета для преподавателей

1. Используете ли вы в работе Информационные технологии (компьютерные)?

e) Да, использую давно

f) Да, только начинаю изучать

g) Нет, но сбираюсь использовать

h) Нет, в этом нет необходимости

2. Какие подразделы информационных технологий (компьютерных) для вас наиболее важны при организации работы со студентами:

(можно выбрать до 3-х основных показателей)

a) методы поиска информации

b) сбор информации

c) хранение информации

d) обработка информации

e) предоставление информации

f) распространение информации

3. Какие подразделы информационных технологий (компьютерных) для вас наиболее важны в педагогической работе:

(можно выбрать до 3-х основных показателей)

a) методы поиска информации

b) сбор информации

c) хранение информации

d) обработка информации

e) предоставление информации

f) распространение информации

4. Какие программы (ПК) вы используете во время занятий:

MS Word

Layout

MS Excel

Persona Win

MS Access

Sprint Layout 5.0

MS Power Point

Поисковые системы (Интернет)

Гарант

Electronics Work Bench

AutoCAD

Photoshop

Corel Draw

ARMAGRO

3D Max

5. Какие программы (ПК) вы хотели бы изучить для улучшения качества образовательного процесса? ____________________________________________________

6. Есть ли у вас необходимость участвовать в вебинарах/мастер-классах по вопросам использования средств ИКТ в образовательном процессе?

a) Да

b) нет

6. Какие дистанционные технологии вы используете в подготовке студентов?

a) Электронные лекции (учебники)

b) Электронные задания к лабораторно-практическим работам

c) Тестовые опросы

d) Контрольные работы

e) Консультации

7. Пользуетесь ли вы возможностью повышения собственного профессионального мастерства с использованием дистанционных образовательных технологий?

a) да

b) нет

c) затрудняюсь ответить.

8. Используете ли вы электронную почту?

a) Да

b) нет

9. Нужна ли вам в работе виртуальная лаборатория? Какая? _________________________

10. Используете ли вы в работе тестовые оболочки? Какие? _________________________

Одинаковый набор вопросов для разных субъектов образовательного процесса позволил проанализировать результаты достаточно широко. Проработать методически с преподавателями возможность перехода на новые формы работы.

В процессе построения системы менеджмента качества колледжа четко отслеживается влияние педагогического мониторинга на каждый этап. Совокупность выработанных правил, норм приводит к тому, что все сотрудники могут участвовать в мониторинге по одинаковым критериям, что облегчает управленческий контроль. Кроме того, меняется сама система анализа деятельности управленца, методиста, педагога, куратора, воспитателя.

Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс — повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик образования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо. — 2009. — 64 с.
  2. «Об образовании в Российской Федерации»: [федеральный закон № 273-ФЗ по состоянию на 8 января 2013 г.: принят ГД 21 декабря 2012] — Минобрнауки — Режим доступа: http://минобрнауки.рф.
  3. «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» [приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 2267 по состоянию на 25 октября 2011 г.: зарегистрирован в Минюсте РФ 27 декабря 2011 г.] — Российская газета, 2012. — № 5.
  4. Елисеев В. В. Мониторинг результатов работы ОУ и условий, обеспечивающих их достижение//Завуч. 2003. № 4. С.44–65.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ARMAGRO, нет, образовательное учреждение, педагогический мониторинг, преподаватель, распространение информации, виртуальная лаборатория, очное отделение, учебный процесс.

Похожие статьи

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Управление качеством образовательного процесса в школе в условиях реформирования

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе

Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Повышение эффективности работы кадровой службы органа муниципальной власти и управления посредством KPI-технологии

Похожие статьи

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Управление качеством образовательного процесса в школе в условиях реформирования

Эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования в условиях его реформирования

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации

Особенности воспитательной деятельности классного руководителя в школе

Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Повышение эффективности работы кадровой службы органа муниципальной власти и управления посредством KPI-технологии