Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Организация контрольно-оценочной деятельности через мониторинг как система повышения качества обучения в школе / Л. П. Борисенко, Л. М. Чуева, Г. В. Власова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75409/ (дата обращения: 18.11.2024).



Как показывает анализ литературы и наш практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи формирования контрольно-оценочной деятельности является такая организация учебной деятельности, в основе которой лежит формирование способов повышения качества обучения. Эта проблема становится особенно актуальной в процессе реализации школой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором отмечается, что «система оценки достижения планируемых результатов является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации». Требования ФГОС конкретизируются в части планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

Ведущая идея данной работы заключается в определении путей повышения качества обучения через разработку системы контрольно-оценочной деятельности.

Качеству обучения — одной из составляющих качества образования — в настоящее время придаётся большое значение.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» современное понимание качества образования трактуется как способность соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и удовлетворять запросы и потребности заказчиков в новых образовательных результатах.

В образовательной среде в настоящее время четко обозначились различные ориентиры, одним из которых, безусловно, является ориентир речевой. Д. С. Лихачев [15, с.5] отмечал: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

Повышение качества образования в школе напрямую зависит от постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга — системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.

Мониторинг(от лат. monitor надзирающий) — система долгосрочных наблюдений за изменением чего-либо. Так раскрывает данный термин Быков Б. А. [5, с.154] в Экологическом словаре». Мониторинг раскрывается как методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. «Результаты мониторинга дают возможность вносить коррективы по управлению объектом или процессом. Общее в данных определениях то, что мониторинг — это наблюдение, отслеживание каких-либо процессов».

В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Сегодня понятие мониторинга активно эксплуатируется в образовательных организациях.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э. Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей.

Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);

2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);

5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

— образовательная деятельность;

— академическая успеваемость обучаемых;

— учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

— развитие личности обучаемого;

— профессиональная деятельность преподавателя;

— профессионально развитие преподавателя.

Для организации мониторинга качества обучения необходимо иметь полное представление о содержании и общих подходах к контрольно-оценочной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность — это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса. Контроль — это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка — это устное или письменное выражение результатов контроля. Контрольно-оценочная деятельность, как считает Беспалько В. П. [3, с.33], включает в себя три основных направления:

контрольно-оценочную деятельность учителя;

самоконтроль и самооценку;

взаимоконтроль и взаимооценку.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Оценка формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов; уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, и находятся в центре нашего внимания. Изменения в содержании современного образования — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий повлекли за собой и изменение системы оценивания. И поэтому учитель выбирает те способы оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Повышение качества — одна из главных задач образовательной деятельности. Овладение русским языком (как государственным) в современном обществе способствует дальнейшему самообразованию в разных областях знаний, развитию личности, формированию ее культуры. Мы уверены, что постоянный контроль на уроке — это один из главных структурных элементов урока, резерв повышения качества обучения. На уроках русского языка проверяются: 1) знание теоретических сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) практические речевые умения.

Предлагаемая педагогом система оценки включает в себя процедуры внутренней и внешней оценки , которые построены на одной и той же содержательной и критериальной основе. Это даёт учащимся возможность не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует формированию самосознания, умения открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Литература:

  1. Беспалько, В. П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием //Мир образования. — 1996.-№ 2.-С.31–38.
  2. Быков, Б. А. Экологический словарь. — Алма-Ата: Наука.- 1983 — С.216
  3. Зеер, Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования//Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2000.
  4. Лихачев, Д. С. Самая большая ценность народа/Д. С. Лихачев // Журналистика и культура русской речи. - 2002.- № 1.- 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольно-оценочная деятельность, мониторинг, какой-либо процесс, образовательная деятельность, процесс, развитие личности, русский язык, система оценки, учебная деятельность.


Похожие статьи

Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Оценивание качества обучения в системе дополнительного профессионального образования в системе ИТ

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Похожие статьи

Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Модульно-рейтинговая система как средство повышения качества обучения

Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Оценивание качества обучения в системе дополнительного профессионального образования в системе ИТ

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Задать вопрос