К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Гриб, И. Д. К вопросу о построении внутришкольной системы оценки качества в образовательном учреждении / И. Д. Гриб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 586-588. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38015/ (дата обращения: 15.11.2024).



В Законе об образовании читаем: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

В последние годы образовательные организации страны ранжируют, выстраивают в рейтинги по различным показателям. Например, по итогам очередного учебного года публикуется список московских образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно количеству баллов, полученному по критериям Рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников. И в погоне за рейтингами школы готовы любыми судьбами поднимать качественные показатели, проводить бесконечные мониторинги и диагностики, «натаскивать» учеников, чтобы по итогам государственной итоговой аттестации или других независимых диагностических работ иметь достойные результаты. За этой гонкой зачастую теряется основная характеристика понятия «качество» — степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях. Из этой характеристики особого внимания заслуживает сочетание «социальным и личностным ожиданиям», что и подразумевается в интерпретации понятия «качества» в Законе об образовании.

Несомненно, социум требует от школы выпускника знающего, умеющего применять полученные знания на практике, способного учиться и т. п. Родители ожидают от школы того же, плюс хороших результатов на экзаменах и желательно еще лучших отметок.

А что же школа? В современном образовательном комплексе процесс образования начинается с дошкольного уровня. И перед администрацией образовательной организации главной задачей становится построение внутришкольной системы оценки качества от дошкольного до среднего общего уровня образования, которая обеспечивала бы преемственность и была эффективной. И, естественно, такая система не должна касаться только воспитанников и обучающихся, но и в равной степени предусматривать участие педагогических работников.

Для формирования такой системы целесообразно использовать механизмы педагогического менеджмента, успешно применяемые на уровне системы управления образовательной организацией. Одним из принципов педагогического менеджмента, выдвинутых Конаржевским Ю. А. в книге «Менеджмент и внутришкольное управление», является принцип сотрудничества.

Работники дошкольных отделений образовательных организаций зачастую не считают свою работу причастной к какого-либо рода качественным показателям. Но от того, насколько подготовленным к школе окажется будущий первоклассник, зависит его успешность, а значит, и качество дальнейшего образования. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), предусматривает оценивание качества условий образовательной деятельности на разных уровнях. Система оценки качества дошкольного образования может быть построена на диагностике развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе, внутренней оценке, самооценке организации и внешней оценки образовательной организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. Для организации диагностики на уровне внутренней оценки образовательной организации и потребуется использование принципа сотрудничества как создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Одной из форм сотрудничества между дошкольным и начальным общим образованием является проведение тематических педагогических советов по соответствующей тематике, например, «Какого первоклассника мы ждем?». Целесообразно такого рода педагогический совет проводить в октябре-ноябре месяце текущего учебного года, таким образом у воспитателей старших групп дошкольных отделений еще будет время для корректировки совей работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к будущему первокласснику, а у педагогов первых классов текущего учебного года уже есть к этому времени материал о состоянии готовности первоклассников к обучению. Главным вопросом педагогического совета по теме «Какого первоклассника мы ждём?» будет рассмотрение так называемого портрета первоклассника, который складывается в результате образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития ребенка дошкольного возраста. Таким образом, проведение тематического педагогического совета потребует совместной подготовки и от воспитателей, и от учителей начальной школы: изучение Федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, выявление точек соприкосновения, разработка и проведение мониторинговых исследований и со стороны воспитателей, и со стороны педагогов, т. е. включения в процесс сотрудничества.

Следует отметить, что практика проведения тематических педагогических советов по преемственности между начальной и основной школы сложилась давно, имеет разработанные требования и методические материалы к проведению такого рода мероприятий, а система проведения педагогических советов воспитателей и учителей нуждается в специальной проработке.

Внутришкольная система оценки качества образования требует постоянного обновления. Это еще один принцип педагогического менеджмента, несомненно, актуальный для современной системы образования. Буквально 3–4 года назад использование проектной и научно-исследовательской деятельности в различных формах образовательного процесса считалось нововведением. На сегодняшний день, с принятием Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию при Министерстве образования Российской Федерации (протокол № 12/16-з от 28 июня 2016 г.), развитие универсальных учебных действий ставит задачей в области проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся организацию взаимодействия педагогов, обучающихся и, в случае необходимости, их родителей по совершенствованию навыков проектной и исследовательской деятельности, сформированных на предыдущих этапах обучения. В связи с этим всё больше образовательных организаций проектную и научно-исследовательскую деятельность выделяют в отдельный предмет учебного плана и вводят систему внутришкольного контроля по этому направлению.

Профильное обучение на уровне среднего общего образования стало необходимым условием образования вне зависимости от правовой формы образовательной организации. В систему внутришкольного контроля качества включается такой показатель, как доля числа профильных классов от общего количества классов или доля обучающихся в профильных классах или группах. Открытие профильных классов или групп не происходит без предварительной подготовки, мониторинга и системы предпрофильного образования. Это также достаточно новое направление в работе ряда образовательных учреждений. Поэтапная подготовка открытия профильных классов или групп включает работу с обучающимися и их родителями: анкетирование по выявлению предпочтений и запроса участников образовательного процесса, построение учебного плана, изучение профильных образовательных программ, подбор учебников в соответствии с Федеральным перечнем учебников, приобретение учебной литературы в случае необходимости, подбор и расстановка педагогических кадров. Но первоначально всё-таки необходимо оценить учебный потенциал будущих обучающихся профильных классов или групп, для чего целесообразно начинать такого рода работу на уровне 7–8 класса обучения через вовлечение обучающихся указанных классов в предметные и метапредметные диагностические мероприятия, анализ успеваемости, участие в творческих конкурсах по учебным предметам, предметных олимпиадах. В выборе будущей траектории обучения родители обучающихся играют важную роль, поэтому работу с родителями также необходимо вести в системе: выступление на родительских собраниях администрации образовательной организации с разъяснением понятий «профильное обучение», «учебный план», «элективные курсы», «образовательные модули» и т. п.; размещение образовательных материалов на специальной странице официального сайта образовательной организации; согласование будущих профильных направлений с Управляющим советом учреждения.

И, конечно, эффективную, действенную внутришкольную систему оценки качества образования невозможно построить без учета коллективного мнения. Для этого проект внутришкольной системы оценки качества образования должен проходить стадии обсуждения на заседаниях учебно-методических объединений или через другие формы взаимодействия педагогических работников образовательной организации, затем приниматься на общеколлективном заседании. Целесообразно в условиях открытости современного образования привлекать к обсуждению проекта внутришкольной системы оценки качества членов Управляющего совета и членов Совета обучающихся школы, потому что система оценки качества предусматривает оценку степени удовлетворенности образовательным процессом не только в качественных показателях, но и в эффективности управления образовательным учреждением, степени развитости дополнительного образования, платных образовательных услуг и многое другое.

Построение внутришкольной системы оценки качества образования в образовательном учреждении — процесс, требующий подготовленности всех членов коллектива и, в первую очередь, административно-управленческой команды.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/search/?q=273+ФЗ (дата обращения: 05.01.2017).

2. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 168 с.

3. Новая организационная структура управления качеством образования / Серия: «Строим школу будущего» // Отв. редактор Курнешова Л. Е.-М.: Московский центр качества образования, 2007.

4. Реестр примерных основных образовательных программ // Реестр примерных основных образовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 5.01.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательная деятельность, общее образование, система оценки качества образования, начальное общее образование, образовательный процесс, педагогический менеджмент, система оценки качества, Какой первоклассник, Примерная основная образовательная программа.


Похожие статьи

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

К вопросу об эффективном функционировании систем управления охраной труда и методик анализа рисков производственного травматизма

К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

К вопросу об этнопедагогическом подходе к содержанию образования в условиях полиэтнического региона

Похожие статьи

К вопросу о формирования иноязычной социокультурной компетенции у студентов вуза

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о моделировании образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределение обучающихся

К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ

К вопросу об эффективном функционировании систем управления охраной труда и методик анализа рисков производственного травматизма

К вопросу совершенствования понятийного аппарата законодательства о контрактной системе

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

К вопросу об этнопедагогическом подходе к содержанию образования в условиях полиэтнического региона

Задать вопрос