К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ
Автор: Ращепкина Лариса Рудольфовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 27.06.2015
Статья просмотрена: 556 раз
Библиографическое описание:
Ращепкина, Л. Р. К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ / Л. Р. Ращепкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8422/ (дата обращения: 16.12.2024).
В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов развития образовательных систем, способствуя решению важной проблемы современного образования — разрозненности знаний учащихся. Понятие «интеграция» (лат. — восстановление, восполнение, объединение частей в целое) предполагает взаимосвязь, взаимопроникновение, синтез различных областей знаний, дисциплин, форм и методов работы, сложившихся в рамках данных дисциплин.
Интеграция бывает:
- внутрипредметная, т. е. находящаяся в рамках одного предмета, но касающаяся разных его сторон;
- межпредметная, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.
В ДМШ, прежде всего, прослеживается интеграция внутрипредметная, находящаяся в рамках музыкального искусства.
Для выявления связи предметов теоретического цикла и специальности в школах используются следующие формы работы.
Сольфеджио:
- из произведений по специальности можно выбрать примеры для слухового анализа, музыкального диктанта и чтения нот с листа;
- навыки, полученные на уроках специальности, помогают учащимся на занятиях по сольфеджио в таких формах работы как: транспонирование, подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента, чтение нот с листа.
Слушание музыки и музыкальная литература:
- сообщение, сочинение, размышление о композиторах, произведениях, изучаемых на уроках специальности;
- анализ музыкальной формы и средств выразительности в произведениях, исполняемых учащимися.
Интеграция хора и сольфеджио хорошо изучена в рамках предмета «хоровое сольфеджио». Основные задачи этого предмета — способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческих способностей через развитие ладовых звуковысотных представлений.
В рамках предметов хора и музыкальной литературы можно разбирать стилистику композиторского письма хоровых произведений, особенности эпохи, в которой жил композитор, его мировоззрение; форму и основные средства музыкальной выразительности сочинений.
Те же самые задачи можно решать при изучении и анализе произведений, исполняемых в ансамбле и оркестре. При этом следует обращать внимание и на тембровые особенности сочинений.
Наряду с внутрипредметной, в музыкальной школе может быть использована и межпредметная интеграция, т. е. интеграция различных видов искусства, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию широкого комплекса музыкально-эстетических знаний, более глубокому восприятию самой музыки.
С древних времен ярко прослеживается связь музыки с танцем.
Слушание музыки и музыкальная литература:
- использование танцевальных движений, подходящих тому или иному музыкальному фрагменту;
- пластические этюды;
- музыкально-танцевальные игры;
- инсценировки.
Сольфеджио:
- пластическое интонирование — движения рук, следующие за мелодией (при работе над диктантом, чтением нот с листа);
- ритмически-координационные упражнения — движение группами или индивидуально под музыку в определенных ритмических рисунках.
Связь музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства.
Слушание музыки и музыкальная литература:
- выбор из предложенных произведений живописи варианта, наиболее ярко отражающего образное содержание музыкального произведения;
- передача настроения музыкального произведения через изобразительное творчество учащихся.
Эти же формы можно использовать и при изучении музыкальных произведений на уроках специальности.
Связь музыкальных и литературных произведений.
Слушание музыки и музыкальная литература:
- анализ литературного текста и либретто опер и балетов;
- подбор эпитетов, поэтических произведений к инструментальным произведениям;
- впечатления, сочинения, согласно плану анализа, от прослушанного музыкального произведения.
Сольфеджио:
- анализ мелодических, ритмических, динамических речевых акцентов при разборе вокальных музыкальных произведений.
Взаимосвязь музыкального искусства с историей. Музыкальные произведения всегда отражают в себе исторический облик эпохи, мораль и идеологию общества, надежды и устремления народа.
Слушание музыки и музыкальная литература:
- проведение параллелей между историческими событиями одного времени в разных странах;
- влияние исторических событий на создание произведений музыкального искусства.
Современные преподаватели могут построить уроки теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранного языка.
- изучение биографий и творчества зарубежных композиторов.
Интересна открытая еще в древние времена связь музыки и математики.
Специальность и сольфеджио:
- все понятия подчиняются счёту: количество тактов, фраз, ступеней в гамме, октав на клавиатуре, линеек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т. д.;
- использование математических понятий: параллельность, промежуток, расстояние;
- развитие абстрактного и логического мышления, которые необходимы на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов, последовательностей, при разрешении и обращении интервалов или аккордов.
В современной школе межпредметные связи являются важным принципом обучения. Форма реализации межпредметных связей — это интегрированные уроки. Именно на таких уроках синтезируются знания учащихся, формируются умения анализировать и сравнивать явления разных предметных областей, что важно для понимания целостной картины мира.
Литература:
1. Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1998.
2. Медушевский В. Интонационная форма музыки: Сб. статей /Сост. О. А. Апраксина. — М., 1993.
3. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. — М.. 1980.
4. Шишляшникова М. Проблема целостности в педагогики искусства./ Искусство в школе. — 1999.