Изучение иностранных языков в наше время становится все более востребованным. Невозможно не заметить стремительно поднимающуюся волну интереса к иностранным языкам в последнее время, обусловленную, вне сомнений, ростом конкурентоспособных единиц на поле отечественного рынка труда. И, если в недалеком прошлом считалось удовлетворительным знание одного иностранного языка, то современные родители считают необходимым изучение уже нескольких. Благо, свежие реформы образовательных стандартов удовлетворят эту родительскую потребность.
Неясно просматриваются достоинства и недостатки данной реформы, являющие собой хорошую площадку для дискуссии, но не об этом пойдет речь. Подобное нововведение являет новую проблему, решением которой занимаются методисты. Острую актуальность для них приобретает поиск способов целостному обучению иностранным языкам без информационной перегрузки мозга учащегося. Одним из решений данной проблемы является организация обучения языкам при помощи игр.
Игровое обучение не является новым для методики иностранных языков. Но, именно сейчас, при серьезной загруженности детей в школах с самых младших классов данный вид обучения особенно актуален.
Злободневность игрового обучения в современном учебно-воспитательном процессе может быть подчеркнута следующими факторами:
- Интенсификация каждодневного процесса обучения ставит себе целью поиск средств и методов активизации и поддержания учебного интереса на протяжении всего занятия. Игровое обучение и есть решение этой задачи.
- Одной из важнейших частей обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции у учащихся, выражающей коммуникативную функцию языка. Игра является наиболее легким и продуктивным путем вовлечения учащихся в устную коммуникацию.
- Вдобавок к информационной\психологической нагрузке, дети, сидя за партой целый день, испытывают еще и физическую. Игра послужит физической и психологической разгрузкой учащихся.
В данной работе речь пойдет именно о ролевой игре как эффективном средстве обучения иностранному языку.
Ролевая игра возникает и развивается вместе с обществом, а точнее с местом ребенка в нем. Ее возникновение можно определить, как нечто социальное, не имеющее отношения к внутренним, инстинктивным силам. Появление ролевой игры четко определено социальными условиями жизни ребенка в обществе.
Ролевая игра активизирует естественную коммуникабельность ребенка по отношению к сверстникам и, что куда важнее, учителю. Посредством игры может быть разрушен не только барьер «учитель — ученик», но и барьер неуверенности детей, закрытых в себе, застенчивых.
Так как ролевая игра имеет стержнем речевую практику, вместе с преодолением данных преград дети также овладевают различными элементами диалогической речи. Это и умение корректно начать беседу, поддержать ее в соответствии с темой, ситуацией и лексикой, и своевременно закончить диалог.
В ситуации устного общения, поддерживаемой ролевой игрой, максимальную активность проявляют обе стороны: слушающий и говорящий. Слушающий инстинктивно ставит перед собой задачу наилучшего понимания речи говорящего для соотнесения ее с ситуацией и корректной реакции на нее. В конечном итоге принятая информация будет основой поддержания либо опровержения слов говорящего, что, в свою очередь, является элементами диалогической речи.
Но нельзя односторонне рассматривать игру в учебном процессе. В системе обучения иностранному языку ролевая игра являет собой речевую деятельность (практику), а также игровую (релаксационную) и учебную. Стоит отметить, что учебный характер игры четко управляется учителем, вне осознания школьников. Учащиеся же принимают ролевую игру как истинно игровую деятельность, где каждый является частью процесса, играет определенную роль.
Ролевая игра в учебно-воспитательном процессе выполняет определенные функции:
- Мотивационно-побудительная функция. Для пробуждения в учащихся мотива к коммуникации учитель должен создать такую речевую ситуацию, в которой образуется необходимая для выражения мыслей атмосфера. Следующей ступенью данного процесса является подбор учащимся лексики, грамматики для корректного выражения своих мыслей. Так образуется межличностное общение в процессе игры.
- Ориентирующая функция. Как отмечалось выше, ребенок, участвуя в ролевой игре ощущает себя частью цельного процесса, играет определенную роль. С каждой игрой багаж ролей учащегося пополняется новой частью, что обусловлено сменой ролей, возможностью занять место другого участника, сыграть его роль и оценить себя со стороны. Взгляд со стороны помогает контролировать свою деятельность, поступки других. Очень важным моментом является правильное планирование именно речевого поведения, ориентируемого саморефлексией учащегося.
- Обучающая функция. Для создания ситуации корректного межличностного общения необходим правильный подбор языковых средств, лексики. Обучающая функция ролевой игры имеет основой практику подбора правильных языковых средств, использования речевых навыков и умений, что способствует обучению моделирования общения.
- Компенсаторная функция. Известно, что сызмальства каждый ребенок стремиться к взрослости, копируя поведение старшего поколения. Именно ролевая игра позволит учащимся компенсировать потребность в подражание взрослым, расширяя область их деятельности.
- Воспитательная функция. Не стоит забывать, что учебный процесс должен иметь не столько образовательные мотивы, сколько воспитательные. Считаю, что с младших классов педагог в процессе взросления школьников обязан воспитывать его только развивающийся разум. В этом издревле педагогу помогали игры. Ролевая игра в образовательном процессе поможет привить ребенку такие качества, как дисциплинированность, активность, самостоятельность и инициативность.
Таким образом, мы ясно видим преимущества использования игровой методики в учебно-воспитательном процессе. Эта методика может использоваться параллельно с другими; не надоедает учащимся и, на мой взгляд, включает все стороны образования и воспитания личности с начала обучения.
Существует несколько видов ролевых игр. У каждой есть свои особенности и недостатки, но каждая, так или иначе может стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного пространства урока иностранного языка.
Виды ролевых игр:
- Контролируемая. Наиболее простой вид ролевой игры, в которой участники заранее получают необходимые для участия в коммуникации реплики.
- Диалог в основе. Учащимся предоставляется исходный диалог для изучения и разбора. Разбор диалога происходит при помощи учителя. Тщательно изучается лексическая и грамматическая стороны диалога. Далее, на основе исходного диалога и при помощи опор (в процессе разбора исходного диалога желательно их создание и объяснение) ученики создают свой диалог, отличающийся от исходного наполнением, вопросно-ответными формами, длинной. При создании нового диалога безусловно необходима роль учителя-инструктора.
- Текст в основе. Здесь все немного интереснее. После ознакомления с текстом, один из учеников берет на себя роль персонажа из текста, а остальные задают ему вопросы. Контролируемая ролевая игра на основе текста имеет широкую площадку для использования детского воображения: ученики-интервьюеры могут проявлять фантазию в вопросах, ответов на которые нет в тексте, а играющий роль ученик — в ответах на эти вопросы. Учитель контролирует и направляет учеников.
- Умеренно-контролируемая. Этот вид ролевой игры немного сложнее. На подготовительном этапе учащиеся получают общее описание своих ролей, а также сюжета. Далее, на основе полученной информации участники игры подготавливают свои ролевые задания. Сложность умеренно-контролируемой ролевой игры в том, что особенности ролевого поведения известны только учащемуся, который играет эту роль. Остальным же необходимо понять, какого сценария поведения придерживается их партнер и, исходя из его действий, моделировать собственные действия и ответы. Учитель предварительно разрабатывает ряд проблемных ситуаций. Учащиеся получают сценарный план и проблемные ситуации, в которых они, под руководством учителя, будут участвовать.
Лучший вариант игр, для максимального проявления детского воображения, но они же и самые сложные — свободная и длительная.
- Свободная. Если в предыдущих видах ролевых игр учитель собственноручно создает проблемные ситуации, помогает учащимся при выборе лексики и максимально сопровождает учащихся в их игровом пути, то в свободной ролевой игре все сложнее. Учитель создает тему игры и озвучивает ее. А уже на плечи учащихся ложиться задача создания типовых ситуаций, сценария, подбор вокабуляра и все это в непосредственной связи с заданной тематикой. Учитель может разделить класс на 2 группы и поручить каждой разработку собственной проблематики, наиболее для них близкой. При этом может понадобится его помощь при распределении ролей и непосредственно при обсуждении.
- Длительная. Длительные ролевые игры разыгрываются в течение нескольких эпизодов, как правило. К созданию и воплощению такой игры учителя подходят очень основательно с достаточными затратами времени.
Обычно, игра включает в себя несколько этапов. Опишем наиболее распространенное строение длительной ролевой игры:
Этап педагогического конструирования и моделирования игры. На данном этапе педагог создает тему учебной ролевой игры в соответствии с педагогическими задачами, поставленными на данный этап обучения; конструирует сюжетный план, роли и их наполнение.
Уже на первом этапе существует 2 возможные сложности. Первая проблема — сложность увлечения детей игровой деятельностью на протяжении достаточно долгого времени. Решение может быть найдено в подборе тематик, наиболее близких детям, а также максимальным насыщением всего процесса игровым содержанием. Вторая сложность в подборе ролей и игровой организации в целом, в соответствии с намеченными учебно-воспитательными задачами. Решение этой задачи полностью обусловлено креативностью педагога.
Этап ознакомления учащихся с игрой и распределение ролей. На втором этапе организации длительной ролевой игры может осуществляться доработка сценарного содержания игры вместе с учащимися. После завершения работы над наполнением учитель распределяет роли. Подходить к этому нужно максимально внимательно, выслушивая желания учащихся. В противном случае ученик, получивший роль, которую он не хотел получить может «пустить под откос» правильный ход игры.
Игровой процесс. Начало игры согласно сценарию. Педагог играет роль контролера ролевой игры. Этот контроль заключается в поддержании игровой обстановки и стойкого интереса участников.
Этап завершения игры и рефлексии. Этап последний, но не по значению. Так как правильно организованная ролевая игра приносит детям широкий колорит эмоций и переживаний, конец игры, как правило, принимается ими на пессимистической основе. Для образования желания в детях сохранить все самое лучшее от игры педагог должен заранее смоделировать ее концовку.
Однако не все дети достаточно коммуникабельны для участия в ролевых учебных играх. Предподготовкой к любому из вышеперечисленных видов ролевых игр может служить спик-тренинг. Это виды упражнений на развитие социальных умений, коммуникабельности. На уроках иностранного языка могут использоваться следующие спик-тренинги:
‒ Line-up (наиболее быстрое построение учащихся в линию в соответствии с предложенными особенностями каждого);
‒ Rounds (выстроенные в круг учащиеся стараются произнести одно слово по очереди в соответствии с общим тоном предложения);
‒ Strip-story (составление рассказа на скорость, где каждый участник играет роль определенного предложения);
‒ Smile (обмен репликами в благоприятном тоне);
‒ Flower (передача цветка из рук в руки с последующим произношением комплимента от передающего получающему);
‒ Contacts (спонтанное образование беседы на неопределенную тему);
‒ Reflection (рефлексия отношения других школьников к учащимся, участвующим в тренинге);
‒ Listening (односторонний диалог с подтверждением или опровержением слов говорящего кивком головой);
‒ Politeness (вежливое обращение учащихся друг к другу);
‒ Respect (выражение обоснованного уважения учащихся друг к другу (с примерами));
‒ Concessions (поиск уступок в искусственно созданном споре);
‒ Gratitude (элемент совместной работы учащихся, где за все следует благодарить);
‒ Conflict (обучение правильной реакции на эмоциональный всплеск партнера).
В заключение следует структурировать все преимущества использования методики ролевых игр в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку.
Первый плюс данной методики заключается в использовании широкого спектра тем и им соответствующего вокабуляра в игровом процессе. Также стоит отметить изучение грамматической и фонетической составляющих языка в процессе игры.
Второе преимущество — это непосредственно развитие коммуникативной компетенции в учащихся. Как отмечалось выше, игровой процесс — эффективная практика всех коммуникативных составляющих языка. Ролевая игра ставит учащихся в ситуации в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы для их социальных отношений.
Психологическая составляющая игровой методики позволяет детям снять «оковы» стеснения и полноценно участвовать в коммуникации. Дети испытывают огромный дискомфорт от упора на их личность и опыт образовательном процессе. Ролевая игра характерна общностью, не индивидуальностью требований. Это третий плюс ролевых игр в обучении иностранным языкам.
Современный рынок труда заставляет родителей думать об обучении иностранным языкам, как к подготовке к занятию их детьми определенных ролей в бедующем (работа международных компаниях, путешествия и пр.). Практика использования языка в непосредственной коммуникации будет очень полезна для каждого, особенно, если начинания проходят в дружеском окружении классной комнаты. Можно счесть игровую деятельность на уроках как репетицию будущей жизни учащихся. Этот факт также имеет особую важность.
Не стоит забывать и про элементарную детскую увлеченность игрой. Через нее учебный материал постигается инстинктивно и куда лучше, чем в обычной образовательной обстановке.
Считаем логичным закончить работу мыслью великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М.: Знание, 1987. — 204 с.
- Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1989. — № 4. — С. 14–16.
- Лившиц О. Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIII классе // Иностранные языки в школе. — 1975. — № 5. — С. 175.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского — М.: Знание, 1994. — 231 с.
- Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Высшая школа, 1988. — 169 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.