Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются инновационные способы организации обучения, одним из которых является ролевая игра. Ролевая игра — это методический прием, при котором обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из её участников [6].
Ю. В. Рындина отмечает, что «войдя в роль, ученики «вживаются» в различные проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни, демонстрируя в полном объёме иноязычной коммуникативной компетенции определённое решение проблемы. Таким образом, основная цель ролевой игры заключается в том, чтобы сформировать у школьников умение реализовать свои замыслы и проекты различной степени сложности. Она позволяет избавиться от мыслительных шаблонов; учит чётко и ясно формулировать свои мысли на иностранном языке; оттачивает многие публичные качества личности: самостоятельность, инициативность, оригинальность, креативность, стремление выразить свою собственную истину» [5, С. 468].
Н. А. Березина и М. В. Фоминых выделяют следующие методические преимущества ролевой игры:
1. Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные формы опыта, структуры, большой объем лексического материала.
2. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить на любую тему.
3. Некоторые люди часто учат английский для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать). Таким образом, для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.
4. Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской», за которую они могут спрятаться.
5. Удовольствие играющим. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
6. Ролевая игра обладает целой гаммой технологий.
7. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность.
8. Речевые партнеры определяются в игре не только по желанию преподавателя, но и произвольно.
9. Учащиеся имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения в общении на языке.
10. На уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес [1, C. 4].
Ролевая игра делится на три основные фазы, которые в литературе отчасти называются по-разному:
1) фаза мотивации; подготовительная фаза; фаза разогрева;
2) фаза действия (разработка и проведение); фаза игры; проведение;
3) фаза анализа; подведение итогов; фаза оценивания; оценки/аттестации; последующее обсуждение; дискуссия и оценивание.
Правила для фаз ролевой игры должны обсуждаться заранее и оставаться обязательными на протяжении всей игры, потому что только так можно обеспечить отсутствие принуждения и творческий характер действия, ролевую дистанцию.
В ролевой игре можно применять следующие материалы:
- информационные карточки (введение, описание конфликтного случая, дополнительная информация по тематике);
- ролевые карточки (помощь в аргументировании для отдельных ролей, дополнительная информация);
- карточки с результатом и заданиями (разнообразная постановка задач, дополнительная информация по общей проблематике темы);
- карточки для дискуссии (указания по проведению беседы в классе во время фазы дискуссии).
Отправные точки для ролевой игры — это, как правило, конфликтные ситуации, которые касаются жизненного мира большинства или даже всех участников. Тема и действующие лица ролевой игры принимаются всеми, и как исполнителями, так и наблюдателями [4].
Е. И. Негневицкая сформулировала основные требования к игре на иностранных языках как особому виду детской деятельности:наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети, а также ролей, игровых предметов; обязательное осознание детьми игрового результата; осознание детьми правила, соблюдение которого позволяет достичь требуемого результата; возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры [2, С. 24].
При этом важен учет следующих обстоятельств:учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется в игре; игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мыслительного усилия; не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках — таким правилом может стать образец речи педагога. Но это образец для творческого, а не механического подражания; в обучении младших школьников не следует пользоваться системой отметок; выбор игры должен органически вплетаться в план занятия [2, С. 25–27].
Наблюдения показывают, что школьники сохраняют в себе потребность игры, которая была их основным видом деятельности в детском возрасте. Способность играть выражается в том, что ученики охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых вопросов о погоде, природных явлениях, временах года используется ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задают «гостям» вопросы и только после правильных ответов разрешают им войти. Среди заданных вопросов могут быть: Who are you? What season is it now? Is it warm or cold now? When is it cold? When does it rain? etc. Участники игры не только охотно принимают предлагаемый им сюжет, но и с интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты и голос.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Конечно, урок иностранного языка — это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Приведем в качестве примера следующие ролевые игры:
1. Ролевая игра «Близнецы» («Twins»). Упражнение в имитации.
Задание первому партнёру. Вы — участник школьной художественной самодеятельности. Мечтаете стать профессиональным актером. Интересуетесь всеми театральными жанрами. Задание второму партнёру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актёра. Во всём подражаете ему. Вас прозвали близнецами.
— I’m interested in opera. I’m interested in opera, too.
Примеры варьируемых элементов, набранных курсивом: 1. opera and ballet; 2. drama; 3. comedy; 4. tragedy; 5. musical comedy; 6. variety show; 7. classical music; 8. folk music; 9. pop music.
2. Ролевая игра «Театралы» («Theatre-Goers»).
Задание первому партнеру (девочке): Вы Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера.
Задание второму партнеру (мальчику): Вы Буратино. Скажите, в каком театре побывали вы на прошлой неделе.
I went to the Opera and Ballet Theatre and I went to the Puppet Theatre last
yesterday. week.
3. Ролевая игра «Интервью» («Interview»).
Задание первому партнеру: Вы репортер газеты «Советская культура». После спектакля побеседуйте с театральным критиком, выясните, понравилось ли ему представление.
Задание второму партнеру: Вы известный театральный критик. Спектакль вам не очень понравился.
Did you enjoy the ballet «Swan Lake». Not very much. I didn’t like the dandy Tchaikovsky? cing.
Следует также отметить, что использование ролевых игр на уроках иностранного языка активно стимулирует речемыслительную деятельность школьников, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал, а также позволяет рационально использовать весьма ограниченные часы, отведённые на аудиторную работу школьников.
Литература:
1. Березина Н. А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка / Н. А. Березина, М. В. Фоминых // Молодой учёный. — 2014. — № 5.2 (64.2). — С. 4.
2. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языкам [Текст] / А. А. Леонтьев. — М.: Иностранные языки в школе. — 1985. — № 5.
3. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е. А. Маслыко. — М.: Издательство «Вышейшая школа», 2004.
4. Одилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения [Текст] / Н. Ф. Одилова // Молодой ученый. — 2011. — № 12. — Т.2. — С. 121–124.
5. Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) [Текст] // Молодой учёный. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469.
6. Фоминых В. М. Ролевая игра при обучении английскому языку: метод. пособие для преподавателей. — Красноуфимск: Изд-во «Объединение Лагран», 2008. — 46 с.