Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе
Автор: Ткачева Анна Николаевна
Рубрика: 8. Филологическое образование
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы филологических наук» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 18.09.2017
Статья просмотрена: 3847 раз
Библиографическое описание:
Ткачева, А. Н. Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе / А. Н. Ткачева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/257/12906/ (дата обращения: 16.12.2024).
Индивидуальный подход в обучении является одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе. Эта проблема не новая. Однако, наверное, не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении всего многообразия задач в процессе обучения.
Сам термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, которая включает изменение формы урока, цели, содержания, и процесса. Индивидуальный подход в обучении иностранному языку рассматривается как сложное педагогическое явление, которое определяет эффективность обучения иностранному языку и предполагает активную роль субъекта учебной деятельности.
Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация, которая выражается в оценке первоначальной языковой подготовки ученика, постановка личностно значимых для него целей, выработка навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению новыми знаниями. На первый взгляд, эта вроде бы не сложная проблема вызывает большие трудности почти у каждого второго учителя, который работает в школе. Главная трудность состоит в неумении найти оптимальное сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы при обучении иностранному языку. Остальные трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности ученика и организацией на этой основе деятельности учителя, которая должна быть направленна на развитие умственных способностей каждого ученика.
Бесспорным фактом является разная степень подготовленности учеников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости в классе, необходимо выявить причины отставания каждого и постараться разобраться в них. Эти причины могут быть разными: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Многие психологи и методисты считают, что часто дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а всего лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Однако, стоит учитывать тот факт, что способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим — с большим трудом.
Изучение учащихся, их склонностей и интересов, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в индивидуальном подходе к обучению английскому языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществить это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.
Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем.
На уроках английского языка есть такие условия, которые позволяют развивать индивидуальные учебные способности школьников. Языковые способности учащихся могут проявляться не только в легкости, быстроте, и прочности овладения учебным материалом, но также и в предпочитаемых и наиболее успешно осуществляемых школьниками формах учебной деятельности. Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпочитают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; средний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоятельного высказывания; достаточная обучаемость проявляется в том, что дети охотно выполняют задания, требующие самостоятельности; в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку учащиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность.
В свою очередь, дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.
Таким образом, индивидуализация обучения предполагает учет, как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей. Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие как индивидуальных, так и психологических особенностей учащихся. Дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений. Существует много форм дифференцированного обучения. К ним можно отнести следующие: применение заданий разной степени сложности, различное количество повторений для выполнения одного и того же задания, использование разных вариантов однотипных заданий, выполнение упражнений по индивидуальным карточкам, оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания, различная длина пауз для выполнения заданий, различные виды ключей, опор, чтение текстов разной трудности.
Для успешного осуществления индивидуального подхода в обучении английскому языку, при контроле чтения учителю необходимо решить ряд организационных вопросов. Во-первых, исходя из уровня языковой подготовки учащихся, а именно из уровня их навыков и умений чтения на иностранном языке, я класс условно делится на подгруппы, равные по подготовке. Во-вторых, необходимо иметь психологическую характеристику класса, которая должна включать уровень развития тех индивидуально-психологических особенностей учеников, которые обусловливают успешность овладения чтением иноязычных текстов. К таким особенностям относятся уровень общего развития учеников, память, мышление, внимание, и сферы их интересов.
Опираясь на психологические характеристики учеников, учитель развивает их недостаточно развитые психические функции. Так, для развития внимания даются такие задания:
‒ скажи, сколько действующих лиц в рассказе;
‒ перечисли последовательно места, в которых происходит действие рассказа.
Задания такого типа направляют внимание учеников на содержательную сторону читаемого.
Возможны также задания:
‒ прочтите предложения и назовите элементы (слова), отличающие их друг от друга.
Для развития памяти учащихся им можно предложить следующие задания:
‒ Прочтите текст. Расположите предметы (картинки) в порядке, указанном в тексте. Расставьте предложения в последовательности, в какой они находятся в тексте; прочтите их.
Для развития языковой догадки, прогностических умений учащихся могут быть предложены задания, следующего типа направленные на догадку о значении того или иного сложного производного слова, на догадку о значении слова с помощью контекста, на понимание текста, в котором есть незнакомые ученикам интернациональные слова и т. д. Для общего развития можно назвать еще несколько слов, заимствованных из английского языка, или попросить сделать это ребят. Развитию прогностических умений способствуют задания типа:
‒ — Прочтите начало предложений и закончите их; составьте из приведенных ниже предложений связный рассказ.
Одним из самых главных пунктов при изучении иностранного языка в школе является, безусловно, развитие навыков устной речи, навыков аудирования. Но нельзя упускать из виду и такой важный аспект изучения иностранного языка, как письмо. Программами отводится очень мало времени на изучение грамматики и орфографии. Что делать в таких условиях учителю? Применить метод индивидуальных заданий, который имеет большое значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий учитель может восполнить пробелы в знаниях учащихся, проводя более тщательный контроль усвоения изучаемого.
Учащиеся выполняют индивидуальные задания на уроке. Как правило, 3–4 ученика получают задания, написанные на карточках, и работают над ними в течение 5–10 минут. Ученик, выполнивший задание, сдает учителю тетрадь и тут же получает оценку. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или совершенно разными.
Однако, не стоит забывать, что основная задача обучения иностранным языкам в школе — научить учащихся говорить на изучаемом языке. Уровень сформированности речевых умений и навыков своих учеников следует оценивать по отдельным видам речевой деятельности.
При выполнении задания по аудированию текста учащиеся встречают много трудностей: большой по объёму текст, много говорящих. Опыт показывает, что значительную трудность для многих учащихся при выполнении задания по аудированию представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю то, что понято (т. е. раскрыто содержание). Поэтому сильным учащимся можно предложить выполнение одного упражнения, а слабым другого, затем при втором прослушивании учащимся можно соответственно предложить упражнение, данное при первичном прослушивании сильны ученикам.
Также индивидуальные особенности учеников учитываются и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даётся задание пересказать текст, слабо успевающим — развёрнутый ответ на вопрос, план текста и т. д. Особенно помогают при дифференцированном подходе рабочие тетради к учебнику, так как там есть упражнения разного типа и разной сложности.
Разумеется, вопрос о том, применять ли индивидуальные задания и на каком уроке, решает учитель. Характер заданий зависит от того материала, который учащиеся изучали на предыдущих уроках.
Для осуществления индивидуального подхода в обучении иностранному языку для более эффективного достижения целей является возможность использования цифровых технологий. Интерактивные упражнения, то есть, обучение во взаимодействии, могут помочь школьникам избежать неэффективной и нудной зубрежки и активизировать самостоятельную работу вне урока.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что осуществление индивидуального подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.
Литература:
- https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/01/18/individualnyy-podkhod-v-obuchenii
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса — Пресс, 2010