Игра в обучении дошкольников иностранному языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чудочина, Т. П. Игра в обучении дошкольников иностранному языку / Т. П. Чудочина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3604/ (дата обращения: 16.12.2024).

Раннее обучение детей дошкольного возраста иностранному языку (далее ИЯ) оказывает положительное влияние на общее психическое развитие ребенка, на развитие речевой культуры, расширяет общий кругозор. В дошкольном возрасте можно заинтересовать детей иноязычным общением, заложить те основы, на которых будет формироваться иноязычная коммуникативная компетенция в школе.

Процесс освоения ИЯ в детском саду имеет коммуникативную направленность. Дошкольники овладевают элементарными коммуникативными знаниями и умения в диалогической и монологической речи. Диалогическое общение — умение приветствовать и прощаться с взрослыми и детьми в соответствии с речевым этикетом страны изучаемого языка, умение адекватно реагировать на вопросы во время беседы с педагогом, со сверстниками. Формирование основ монологической речи включает, в первую очередь, умение рассказывать на элементарном уровне о себе, о членах своей семьи, описывать игрушки, любимых животных, предметы мебели в игровой комнате и т. д. В дошкольном возрасте дети овладевают только устными видами речевой деятельности: аудированием, т. е. слушать и понимать, и говорением в форме диалога и монолога.

Основой функционирования всех видов речевой деятельности являются лексические, грамматические и фонетические навыки. Без знания лексического материала и владения им, осуществлять общение на любом языке невозможно. «Слова — это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности…». Этими словами Н. И. Жинкин подчеркивал номинативную функцию лексики в работе «Речь как проводник информации». Слова помогают нам передавать наши мысли, называть предметы, конкретизировать понятия, слова помогают отразить реальную и воображаемую действительность.

Лексика — это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова для того, чтобы, используя их, осуществлять общение.

Чтобы научить ребенка общаться на иностранном языке, необходимо, прежде всего, дать ему лексический материал и научить пользоваться этим материалом, то есть сформировать у него лексические навыки. Проблема обучения лексике, технология формирования лексических навыков рассматривается в работах И. Л. Бим, А. А. Леонтьева, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, Е. Н. Солововой, В. М. Филатова и других. Специалисты этой области рекомендуют различные методы, приемы и средства обучения, выбор которых зависит от цели, условий изучения языка и от возрастных особенностей тех, кто изучает язык.

Если мы обучаем дошкольников ИЯ, то процесс обучения должен строиться с учетом возрастных особенностей детей этого возраста. В дошкольном детстве происходят изменения в психическом развитии ребенка, в отношении дошкольника к окружающему миру, что связано с новообразованиями в психике и сознании детей этого возраста. В данный период складывается новая система психических функций, в центре которой находится память, определяющая мышление и воображение. И если первоначально дошкольник мыслит, вспоминая и преобразуя свой жизненный опыт, то постепенно его мышление перестает быть наглядно-действенным, отрывается от конкретной ситуации. Ребенок пяти лет начинает выдумывать, изобретать, воображать. Важным новообразованием дошкольного детства является и возникновение произвольного поведения, когда ребенок начинает управлять своим поведением, сравнивает его с образцом. Все эти новообразования зарождаются, а позже и развиваются в ведущей деятельности дошкольника, которой является сюжетно-ролевая игра, протекающая в специально создаваемых игровых, воображаемых условиях, где дети «выполняют» определенные функции взрослых или воображаемых персонажей. «В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре» [2, с. 202]. Игровая деятельность оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, способствует формированию умений сотрудничать, учитывать желания и действия сверстников, действовать по определенным правилам. «Одни правила возникают, как показывает Пиаже из одностороннего воздействия взрослого на ребенка. Другие правила возникают, как говорит Пиаже, из взаимного сотрудничества взрослого и ребенка, или детей между собой; это такие правила, в установлении которых участвует сам ребенок» [2, с. 209]. Кроме сюжетно-ролевой игры есть и другие виды игр, в которых зарождаются и развиваются другие формы деятельности дошкольника. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра, которая создается взрослым специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но и обобщает и закрепляет их. Основными компонентами любой дидактической игры являются дидактическая и игровая задача, игровые правила и действия, результат и дидактический материал. В некоторых дидактических играх может присутствовать сюжет и роль.

Игра как средство обучения ИЯ рассматривается в исследовательских работах К. А. Родкина, М. Ф. Стронина, Е. И. Негневицкой, Д. Стренджа и других ученых и нашла широкое применение в практике обучения ИЯ. На раннем этапе обучения языку игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью дошкольника. Решение учебной задачи в игровой форме происходит с меньшими затратами нервной системы, требует от ребенка меньше волевых усилий. Игра в процессе общения на ИЯ всегда эмоционально окрашена, что способствует быстрому и прочному усвоению языкового, а в первую очередь лексического материала.

В технологии формирования лексических навыков к основным этапам работы над лексикой выделяют: ознакомление с новым материалом; тренировку; развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности, которые представляют собой единое целое [3].

Ознакомление дошкольников с лексикой осуществляется в основном через беспереводные приёмы: показ предмета, картинки, действия, так как большая часть лексических единиц отражает предметы и объекты реальной действительности.

Приёмы тренировки включают в себя: 1) проговаривание слов, словосочетаний, предложений в аудиозаписи или за педагогом; 2) устное составление словосочетаний с новым словом; 3) употребление нового слова в разных речевых образцах и т. д. На данном этапе первичная фонетическая отработка предполагает упражнения на имитацию, то есть многократное повторение, проговаривание слова не только изолированно, но и в словосочетаниях и предложениях. Все это способствует запоминанию лексической единицы, введению ее в память, то есть накоплению словаря [3, с. 158]. Данный вид упражнений позволяет детям освоить звуковую форму лексических единиц, обеспечивает формирование аппроксимированного произношения, то есть такого, которое не искажает значение слова, которое необходимо, чтобы акт коммуникации состоялся. Но многократное повторение слов не вызывает у детей особого интереса. В данном случае игра может выполнять функцию тренировочного упражнения. Фонетическая отработка новых слов может осуществляться в игре «Эхо», но, выполняя воспроизведение слова за педагогом, дети уже играют. Для этой игры используется специальный атрибут, рисунок, имитирующих звук, который изменяет свой размер. Дети произносят новое слово за педагогом три раза, каждый раз произнося слово тише и тише. Игры «Оптимист и Удивленный», «Быстро весело», «Наша подружка черепаха», который проводятся на этапе тренировки, а позже служат своеобразным повторением изученного материала, позволяют воздействовать на эмоциональную сферу ребенка и также способствуют запоминанию лексики. Выполняя тренировочное упражнение, дети произносят слова весело, удивленно, быстро, медленно. Игра «В гостях у Незнайки» позволяет малышам еще раз прослушать лексические единицы, научить их реагировать утвердительно или отрицательно на то, как Незнайка называет животных, игрушки, цвет или количество предметов и т. д. Игра «Волшебный платок», которым педагог закрывает предметы на столе, один из которых исчезает вместе с поднятым платком, способствует развитию внимания и памяти. Дидактическая задача детей назвать по-английски исчезнувший предмет.

Чтобы поддержать у детей активность, направленную на освоение лексических единиц, педагог должен сочетать традиционные средства, предметную и картинную наглядность, с инновационными, которые позволяют стимулировать интерес и пытливость ребёнка в познании окружающего мира средствами ИЯ. Одним из таких средств является мультимедийная презентация.

Мультимедийные презентации (далее ММП) — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. ММП это сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду и наиболее долго удерживают внимание человека.

Основными дидактическими свойствами мультимедиа является интеграция различных видов информации (текст, звук, видео и т. д.), воздействующие на несколько органов человеческих чувств, вызывая эмоциональную реакцию обучаемого и интерактивное взаимодействие с обучаемыми, т. е. вовлечение учащихся в активный учебный процесс, стимулирование их познавательной деятельности. Эти два свойства отличают ММП от других средств обучения.

Согласно Е. С. Полат эти свойства определяют дидактические функции ММП как средства обучения через их назначение, роль и место в учебно-воспитательном процессе:

  • интегрировать разные виды информации в одном объекте, воздействуя на органы чувств;

  • стимулировать когнитивный процесс;

  • интерактивно взаимодействовать с обучаемыми;

  • создавать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных навыков и др. [1, С.11].

Например, при изучении темы «Животные» с целью повторения тематической лексики можно использовать игру «Мы следопыты». На одном из слайдов можно «искать» животных в лесу по следам, на другом — прослушав их голоса, а на третьем — внимательно рассмотрев лес, определить животных, которые спрятались за кустами, за цветами, за деревьями, где можно увидеть только ушко, хвостик или лапку.

Когда дети достаточно хорошо владеют лексическими единицами, знают их значение, правильно их произносят, употребляют в предложениях, умеют сочетать с ранее изученной лексикой, например, прилагательными, обозначающими цвет, размер, можно использовать коммуникативные упражнения. Цель таких упражнений описать, рассказать, расспросить и т. д. Эти упражнения можно провести и в форме ролевой игры, имеющей четко выраженную дидактическую структуру. Структурными компонентами ролевой игры являются роли, которые берут на себя дети; игровые действия и поступки, посредством которых они реализуют взятые на себя роли; игровое употребление предметов; реальные отношения между играющими детьми (реплики, замечания, регулирующие игру. Ролевая игра в целом и ее структурные компоненты имеют различное значение для детей и педагога. В процессе игры дети, прежде всего, ориентируются на получение удовольствия, а не на значимость результата игры. Для педагога структурными компонентами обучающей ролевой игры являются: 1) игровые, практические, воспитательные и развивающие цели; 2) содержание ролевой игры, которое базируется преимущественно на учебном материале текущей разговорной темы и которое приобретает определенную сюжетную организацию и развитие; 3) совокупность социальных и межличностных ролей, посредством которых дети реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры; 4) коммуникативные и лингводидактические условия, т. е. прежде всего учебно-коммуникативная ситуация создаваемая самими детьми под руководством педагога; 5) реквизиты — любые предметы, которые так или иначе включаются в ролевую игру и приобретают знаковое, сообщающее значение. Коммуникативные условия это не только создание учебно-коммуникативной ситуации, сколько создание благоприятного психологического климата, атмосферы, которая предрасполагает детей к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей игры [4, с. 154–155].

В качестве примера можно описать ролевую игру «Мы идем в зоопарк», в начале которой дети являются пешеходами. Идя по «улице», они поют песню:

We go, go, go,

We go to the Zoo.

We go, go, go I and you!

Cоблюдая правила дорожного движения, они переходят улицу по зебре, назвав цвета светофора и прочитав стихотворение «The traffic light». В «зоопарке», который моделируется при помощи ММП, каждый ребенок становится экскурсоводом, называет животное, описывает его цвет, размер, называет действия, которые выполняет животное, выражает свое отношение к животному. Посетители зоопарка, будучи вежливыми, благодарят каждого экскурсовода. После экскурсии педагог обсуждает с детьми их поход в зоопарк, спрашивает о количестве животных, какие это животные, дикие или домашние, напоминает о том, что мы должны заботиться и бережно относиться к животным, а, находясь на улице, соблюдать правила для пешеходов.

Таким образом, использование игр в процессе обучения дошкольников иностранному языку усиливает обучающий эффект, повышает у них мотивацию изучения языка в увлекательной интерактивной форме, способствует развитию речевых навыков и умений.


Литература:

  1. Бухарина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения / М. Ю. Бухарина // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5.

  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. -512с. — (Библиотека всемирной психологии).

  3. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов — 3-е издание / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. — 232с.

  4. Филатов В. М., Филатова Г. Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов. — Ростов Н/Д: Анион, 1999. — 384 с.



Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ролевая игра, дошкольный возраст, животное, игра, средство обучения, дидактическая игра, иностранный язык, лексический материал, речевая деятельность.