Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мкртычева, Н. С. Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка / Н. С. Мкртычева, П. С. Тонкошнур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4672/ (дата обращения: 19.11.2024).

В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению. Существует мнение, что раннее обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение, осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него (искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок, который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему: «способствует ли изучение иностранных языков улучшению произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды, психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью. На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно создается художественная среда. Театральная, музыкальная, литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В. Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей, на выработку у них способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список положительных результатов раннего изучения иностранного языка. Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность.

Существует множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий; средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, во­ображения [7].

Итак, игра является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В. Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой деятельности на раз­лич­ных этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.

Например, при обучении иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также, важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями, открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

- игру можно включать в том или ином виде в занятия по иностранному языку;

- проведение игр на уроках иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;

- разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используют проектные методики. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием творческого продукта. Таким образом, метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов. Ниже приведены несколько примеров проектной методики, с помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас учащихся, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными работами детей.

№1. My Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально. Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка. Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие детей.

И цель педагога в данной ситуации сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями, родителями, осознающими значение образования и развития своих детей. И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу своих юных граждан, а значит своего будущего.


Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- № 2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- № 6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№ 2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия», 1998.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. - 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.


Задать вопрос