В педагогике существует много приемов и методов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Одним из лучших способов раскрытия творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения в силу своих характеристик является игра. Игра — это отражение жизни в условной обстановке, которая создается воображением ребенка. Воспроизводя различные жизненные события в игровой форме, ребенок размышляет над теми ситуациями, с которыми он сталкивается в реальной жизни, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Действия играющих всегда реальны, а их чувства и переживания подлинны.
В младшем школьном возрастепотребность в игровой деятельности не исчезает, просто игра приобретает новое содержание и новые формы. У ребенка возникает потребность в занятиях, появляется мотив новой деятельности — учебной, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности [1, c. 123]. Учёба начинает приобретать для младшего школьника большое значение. Ребенок идет в школу, где устанавливается сложная система общественных взаимоотношений, которая постепенно начинает пронизывать всю его жизнь и деятельность. В младшем школьном возрасте на первый план выходят такие требования к уроку, как внимание к интересам учащихся, развитие их чувств, воли, активности, самостоятельности мышления, раскрытие их творческого потенциала. В связи с этим, возникает необходимость разнообразия форм и методов обучения, которая рождает инновационные формы урока. В начальной школе, способствуя решению первоначальных задач на пути развития личности, становится необходимым переплетение учебной и игровой деятельности на уроке, в том числе и на уроке иностранного языка. Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей и всестороннем развитии ребенка, но и в том, что она способствует расширению сфер его интересов. Преподавателям иностранного языка необходимо обращать внимание на сюжетные и ролевые творческие игры и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируется содержательная игровая деятельность детей. В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание, осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному типу мышления [2]. Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке. Игра предполагает напряжение умственных и эмоциональных сил учащихся, а также способность решения поставленных задач и вопросов. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Однако успешность овладения иностранным языком определяют не только познавательные процессы, но и эмоциональная сфера личности. Учащиеся проявляют интерес и запоминают лучше ту информацию, которая затрагивает их эмоциональный мир и имеет для них личную значимость, поэтому преподавателю иностранного языка необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы не только познавательные процессы, но и эмоциональная сфера учащихся была активизирована. Использование игровых методов преподавания на уроке иностранного языка положительно влияет на эмоциональное состояние младшего школьника, раскрепощает его и стимулирует интерес к изучаемому языку. Игра является не только отдыхом или развлечением, она способна перерасти в обучение, творчество [3, c. 118]. Использование игровых методов обучения в преподавании иностранного языка делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и качественным. Преподаватель может повлиять на содержание игры, что является основным методом воспитания через игру. При обучении младших школьников иностранному языку преподавателю необходимо повлиять на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Темой игры, как правило, является изображаемое явление: семья, школа, путешествия, больница, магазин, праздники и т. д. Одна и та же тема может включать различные эпизоды в зависимости от интересов детей, уровня их развития и фантазии. По одной и той же теме могут создаваться различные сюжеты. В игре могут разыгрываться сказочные персонажи, какие-либо животные, исторические герои, при этом, ребенок не только создает определенный образ, но и выражает свое отношение к нему, тем самым проявляя свои личностные качества.
Место и время игры на уроке зависят от многих факторов: конкретных целей и условий урока, подготовки учащихся, изучаемого материала. В качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала игре можно отвести 15–20 минут урока. Игра может служить и своеобразным повторением пройденного материала и использоваться в качестве разрядки на уроке. В этом случае игра может проводиться в течение 3–5 минут. Игры, способствующие формированию речевых навыков, могут быть:лексические, грамматические, орфографические и фонетические. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур требует их многократного повторения, поэтому утомляет школьников своим однообразием, требуется затрачивать много усилий, которые часто не приносят быстрого результата. Применение игровых методов обучения помогут облегчить эту работу, сделать ее более интересной и увлекательной. Например, при введении нового материала можно использовать ряд грамматических игр. После того как учащиеся овладеют грамматическим материалом, для них появляется возможность перехода к активной речи. Формированию и развитию лексических и фонетических навыков способствуют орфографические игры. Основная цель фонетических игр — освоение правописания изученной лексики.
Игровая деятельность в рамках преподавания иностранного языка используется в следующих случаях:
1) Как самостоятельный метод для освоения какой-либо темы;
2) Как элемент другого метода;
3) В качестве целого урока или его части: введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения;
4) Для проведения внеклассного мероприятия [3].
Плюсы использования игровых методов в процессе обучения иностранному языку:
а) игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе, т. е. является эффективным средством управления учебным процессом;
б) обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, в процессе которой усваивается 90 % информации;
в) игра — это свободная деятельность. Ее участники получают возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития;
г) игра имеет конечный результат, стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути ее достижения;
д) в игре каждый отдельный участник и каждая команды изначально равны, так как ее результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, умений способностей, характера, выдержки;
е) неотъемлемая часть игры — ее состязательность, которая делает победу притягательной для учащихся. Учащиеся получают удовольствие от игры, которое создает комфортную атмосферу на уроках иностранного языка и усиливает их желание изучать предмет;
ж) каждая игра обладает таинством — неполученный в процессе игры ответ это то, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает его на поиск ответа;
з) игра занимает особое место в системе активного обучения, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения [5, c. 162].
Все вышеперечисленное позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.
Использование игрового метода обучения способствует:
- созданию психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости в многократном повторении языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что подготавливает их к ситуативной спонтанности речи.
Основные направления реализации игровых методов обучения на уроке иностранного языка:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игрового средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [4, c. 203].
Однако следует отметить, что игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми, так как оно не формирует способности учиться, но, развивает познавательную активность школьников. Урок является основной организационной формой обучения, которая содержит большие потенциальные возможности для активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития их мотивационной сферы. Возникает необходимость разнообразия форм и методов обучения, в связи с этим, рождаются инновационные формы урока, среди которых для начального этапа обучения иностранному языку наиболее применимы:
1. Урок-фантазия: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-праздник.
2. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: школа, больница, магазин и д. р.
Инновационные уроки больше нравятся младшим школьникам и по замыслу, и по методике организации и проведения. Наличие в некоторой их части игровых элементов и игровых методик обеспечивает успешность овладения иностранным языком. Такие уроки развивают не только когнитивные процессы личности, но и ее эмоциональную сферу
Таким образом, использование различных игровых элементов на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения помогает учащимся с большей легкостью овладевать изучаемым материалом. Игра развивает умственную и волевую активность ребенка, являясь сложным, но, вместе с тем, увлекательным занятием. Учащиеся проявляют интерес и запоминают легче информацию, затрагивающую их эмоциональный мир, имеющую для них личную значимость, поэтому педагогу необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы познавательные процессы учащихся были активизированы. Использование игровых методов на уроке иностранного языка позволяет увлечь даже слабо подготовленных и пассивных учеников, вызвать интерес к изучаемому языку, что положительно сказывается на их успеваемости.
Литература:
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева — М.: Просвещение, 2004. — 234 с.
2. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез — М.: «Академия», 2005. — 389 с.
3. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Соловова — М.: Просвещение, 2005. –346 с.
4. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л. Степанова // ИЯШ. — 2004. — 415 с.
5. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин — М.: Просвещение, 1984. — 347 с.