Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам
Автор: Соболева Алевтина Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 06.12.2013
Статья просмотрена: 28525 раз
Библиографическое описание:
Соболева, А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам / А. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4582/ (дата обращения: 23.11.2024).
Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных технологий во многих сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными и компьютерными технологиями (ИКТ) является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств личности, вариативности и индивидуализации школьного образования. Современные ИКТ обеспечивают активное, творческое овладение учащимся изучаемого предмета, позволяют изложить материал на новом качественно более высоком уровне. [5] Их применение открывает принципиально новые возможности в организации учебного процесса.
Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфики, а именно, создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.
В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе традиционно используются светотехнические и звукотехнические средства. Но в настоящее время в школу пришли новые информационные технологии: компьютер, мультимедийный учебник, Интернет, электронный образовательный ресурс. Использование этих новых информационных технологий позволяет выделить следующие основные положения:
- использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам призвано значительно повысить эффективность преподавания, основной целью которого является совершенствование навыков повседневного и профессионального общения (как непосредственного с носителями языка, так и опосредованного через интернет, прессу и т.п.);
- средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания учащихся, развития их коммуникативных, когнитивных, творческих способностей и информационной культуры;
- использование мультимедийных средств обучения позволяет при отсутствии естественной языковой среды создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранных языках. [6]
В современной методике преподавания иностранных языков применению мультимедийных технологий отводится значительная роль. Что же такое мультимедиа?
Мультимедиа — это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Под этим термином понимается одновременное воздействие на пользователя по нескольким информационным каналам. При этом пользователю, как правило, отводится активная роль. Другими словами, мультимедиа — это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. [10]
Слово мультимедиа появилось вне связи с компьютерными технологиями. Его впервые употребил английский певец и исполнитель Боб Голдштейн в 1966 году, когда устраивал свое новомодное шоу-представление. Позже этим термином обозначали любой развлекательный продукт с разными звуковыми и видео эффектами, но только в 1990-х годах окончательно было дано определение этому слову: «мультимедиа (multimedia) — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)» — «Multimedia includes a combination of text, audio, still images, animation, video, or interactivity content forms». [8]
Раньше урок, проводимый преподавателем, назывался мультимедийным, если в нем присутствовали и рассказ учителя, и магнитофонная запись, и кино, и слайды, и любые технические средства обучения. Сегодня под «мультимедийным» уроком подразумевается урок с использованием мультимедийной обучающей программы, компьютера или ноутбука, проектора, веб-камеры. В теории обучения выделилось даже несколько современных направлений исследований, в частности теория мультимедийного обучения.
Появился даже неофициальный термин эдьютейнмент- «еdutainment» -новообразование от слов «education» — “образование” и «entertainment» -“развлечение”, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные. Эдьютейнмент отражает связь между обучением и развлечением, то есть ученик фокусируется на учебном процессе, имея при этом развлекательные цели. [1]
Именно мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на учащихся. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке.
Вместе с мультимедийными технологиями в школу пришлии новая идеология мышления. По ранее принятой в школе модели обучения в центре технологии обучения — учитель; между учащимися шло негласное соревнование;
учащиеся играли пассивную роль на занятиях;
суть обучения — передача знаний (фактов). Новая модель обучения, которая приходит ей на смену, основана на следующих положениях: в центре технологии обучения-учащийся;
в основе учебной деятельности — сотрудничество;
учащиеся играют активную роль в обучении;
суть технологии — развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых. [7]
Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа на уроках английского языка, включают в себя: поддержку учебной работы учащихся;
обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;
обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах; развитие познавательного интереса и мотивации к изучению английского языка.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Основные предназначения мультимедийного урока:
изучение нового материала; преподнесение новой информации и расширение кругозора учащихся; закрепление пройденного; отработка учебных умений и навыков; повторение изученного материала; практическое применение полученных знаний, умений навыков; обобщение и систематизация знаний. Какие же можно выделить основные пути использования возможностей современных мультимедийных технологий в обучении иностранному языку? Так, например, Н. С. Киргинцева выделяет следующие [4, 27–38]:
- использование уже готовых программных продуктов по изучению иностранного языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;
- применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями (или преподавателями совместно с обучающимися) в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования);
- использование ресурсов сети Интернет.
Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник и разнообразные обучающие программы-тренажеры. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов: 1) на CD-ROM с или без печатного приложения; 2) на сайтах Интернета сили без печатного приложения; 3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернет сайтам, с печатным приложением или без такового. [7] Отмечу, что в нашей гимназии мы пользуемся УМК с электронным приложением ко всем учебникам английского языка: это серия «Английский язык» (авторы Верещагина И. Н., Афанасьева О. В., Михеева И. В.), это серия «Английский в фокусе» (авторы Дж.Дули., Ю.Ваулина). Чем — же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники учителей и учащихся? Данные электронные приложения к учебникам английского языка содержат обучающую программу по запоминанию слов — ABBYY TUTOR, что существенно облегчает работу по запоминанию новых слов. Работа с программами по иностранному языку в компьютерном классе помогает учащимся преодолеть психологический барьер. Когда ученики видят на экране компьютера графический образ или картинки, они лучше воспринимают и осваивают новый материал. [3, 86]. Материал, заложенный в программе, позволяет достичь решения следующих методических задач: (например, при изучении и закреплении новых английских слов): 1) формировать и закреплять навык узнавания значения слова 2) формировать моторный навык написания указанного слова3) закреплять зрительный образ отрабатываемого материала. Таким образом, с помощью учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществлять индивидуализацию обучения, а это способствует повышению качества обучения. [2, 99].
Мультимедийные презентации могут быть проведены в любом месте, где имеется компьютер и проектор или жедругое локальное устройство воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных.
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока и от цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий [9]:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
2. При закреплении новой темы.
3. Для проверки знаний. Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя — это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
6. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы.
Учитель может воспользоваться банком готовых мультимедийных презентаций, созданных коллегами и размещёнными на профессиональных сайтах и форумах, что существенно уменьшает энергозатраты при подготовке к уроку. Или сам создает свою презентацию для конкретного урока или темы. Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё “работает” на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов. Кроме того, материал презентации чётко рассчитан по времени, синформативной и лексической точек зрения максимально соответствует теме урока. Учителями нашей гимназии создан банк мультимедийных презентаций по многим темам английской грамматики, лексики, страноведению итп, которые регулярно используются всеми учителями в классно-урочной системе, так и находятся новые модели применения мультимедийных презентаций во внеурочной деятельности.
Метод проектов можно считать на данный момент одним из наиболее перспективных педагогических технологий, который позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном.
Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности. Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия. Работая с мультимедиа инструментарием школьники получают в распоряжении богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний. Например, с помощью учащихся нашей гимназии создана целая медиатека мультимедийных презентаций, в основном по страноведению, которые регулярно используются нами на уроках.
Помимо программ на компьютерных дисках для повышения мотивации учащихся многие учителя используют Интернет, который позволяет дополнительно «включить» такой важный элемент обучения как интерес к изучаемому предмету. Формирование интереса или мотивации изучения является одним из самых сложных элементов в образовательном процессе. В данном же случае, используя популярность интернета в ученической среде, это удается сделать достаточно простыми средствами.
Мультимедийный Интернет-ресурс — Интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и возможностей для всех посетителей. Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно следующее: могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т. д.), высокая степень наглядности материалов, аутентичность материалов, занимательность, самостоятельность, моментальная обратная связь.
В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием интернета. Существуют сторонники идеи обучения языку только с помощью интернета, так и сторонники традиционной работы с учебником. Но большинство учителей английского языка, и в нашей гимназии в том числе, предпочитают использовать интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.
Самое простое применение Интернета − это использовать его как источник дополнительных материалов и упражнений, как для преподавателя, так и для ученика при изучении, повторении, закреплении или контроле какой-либо темы или при подготовке к ЕГЭ. Вот лишь некоторые Интернет-ресурсы, используемые нами на уроках:
1) Lettergeneratorhttp://www.readwritethink.org/classroom-resources/student-interactives/letter-generator-30005.htmlСоздан для тренировки навыков письма, а именно части С1. Содержит образец написания как личного, так и делового письма с пошаговыми рекомендациями.
2) EssayMaphttp://www.readwritethink.org/classroom-resources/student-interactives/essay-30063.htmlСоздан для тренировки навыков письма, а именно части С2-эссе- сочинения. Имеется готовая для распечатки схема написания сочинения с пошаговыми инструкциями.
3) Веб-сервис www.learningapps.orgВеб-сервис learningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Каждый учитель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области. На сервере представлены упражнения по 28 предметным областям.
4) Сервер для создания видео http://goanimate.com/videomaker/quickvideo GoAnimate был создан в 2007 году для создания собственных анимированных видеоклипов. Не требует профессиональных знаний оператора и художника, видеоролик создается за считанные минуты по готовым шаблонам, имеется возможность сохранения на веб-сервере. Достаточно лишь зарегистрироваться и и воспользоваться готовыми шаблонами.
5) Сайт для подготовки к ЕГЭ http://lengish.com/tests/ege На данном сайте представлены 6 полных вариантов ЕГЭ по английскому языку с мгновенной самопроверкой, что существенно облегчает процедуру проверки выполнения заданий учителем. Кроме того, выполнив один раз тест, можно к нему вернуться, провести работу над ошибками, разобрать отдельные вопросы. На сайте также отдельно представлены упражнения для совершенствования лексических навыков и навыков аудирования и чтения, что делает возможным использование этого ЭОР на разных этапах подготовки к ЕГЭ.
6) Сайт для развития навыков аудирования http://www.english-test.net/toeic/listening/the_bund_shanghai.html На данном сайте представлена большая коллекция аудиофайлов для восприятия иноязычной речи на слух, так и упражнения на отработку произношения.
7) Сайт для изучения идиом и фразовых глаголов английского языка http://usefulenglish.ru/idioms/ Учебные материалы с упражнениями на этом сайте описывают употребление стандартного грамотного английского языка, т. е. языка общего применения в его стандартном употреблении. Приведены примеры употребления, слова и фразы, идиомы и устойчивые выражения в различных ситуациях в устной и письменной речи.
8) Сайт для изучения английского языка http://www.native-english.ru/ Все необходимое при изучении английского языка — грамматический справочник, тесты, словарь идиом и пословиц, песни, стихи и многое другое.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что мультимедийные обучающие технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося.
Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ.
С развитием компьютерных технологий и интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Все перечисленные свойства мультимедийных программ помогают решить основную задачу языкового образования, определенную Программой по иностранным языкам — формирование у школьников разных компетенций и коммуникативной компетенции в частности.
Литература:
1. Дьяконова О. О. «Эдьютейнмент в обучении иностранным языкам» // Иностранные языки в школе — 2013 — № 3 — с.58–61
2. Грейдина Н. Л., Миракян З. Х. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучить английский язык // Иностранные языки в школе — 2002 № 6 — с. 96
3. Канаева В. М., Агапова С. Г. Из опыта творческой группы учителей по проблеме: «Компьютеризация учебного процесса в школе» // Иностранные языки в школе — 1992 — № 3–4 — с.86–88
4. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. — Спб.: Издательство «Союз», 2001. — 192 с.
5. М. М. Коренькова, И. А. Малинина «Использование мультимедийных средств обучения английскому языку». Кафедра иностранных языков НИУ ВШЭ Нижний Новгород.
6. Кривенок О. И. «Мультимедийные технологии в преподавании иностранных языков» http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0–16.html
7. Малюкова Г. Н., Соломахина И. А. «Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку» http://festival.1september.ru/articles/212523/
8. http://en.wikipedia.org/wiki/Multimedia
9. http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html